Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система персонажей действующих лиц: архетипы
Другой способ связи персонажей в сюжете – создать систему архетипов. Архетипы – это глубинные психологические установки личности, они же роли, которые личность исполняет в социуме, сущностные формы взаимодействия с окружающей действительностью. И поскольку личностные архетипы универсальны, они понятны всем людям и не ведают культурных границ. Вытачивая персонажей из «болванок» – архетипов, можно сразу сделать их объемными, ведь каждый архетип несет базовый набор черт, узнаваемый зрителем, и тот же набор отражается не только в персонаже, но и во взаимоотношениях внутри общества. На архетипы зритель всегда отвечает сильными эмоциями. Но это грубое орудие в арсенале автора. Если не придать архетипу жизнеподобных деталей, он может превратиться в стереотип.
Ключевой момент: непременно придайте архетипическому герою своеобразие и индивидуальность, сделайте его уникальным.
Многие ученые, начиная с психолога Карла Юнга, писали о том, что означают разные архетипы и как они связаны между собой. Для авторов художественного произведения, пожалуй, главный момент концепции архетипов – понятие о тени – бессознательных установках и мотивациях, которые личность не приемлет в себе, но которые тем не менее существуют. Тень – это негативные черты архетипа, психологическая ловушка, в которую личность может угодить, играя ту или иную роль. Каждый из основных архетипов нам предстоит использовать в практической плоскости – в создании сценария. Для этого рассмотрим каждый из существующих архетипов с точки зрения его пользы для повествования и слабости, свойственные связанному с каждым архетипом типу личности.
Король / отец
• Сила: возглавляет семью или управляет народом, своей мудростью, прозорливостью и решительностью помогая им выживать и развиваться. • Сопутствующие слабости: иногда заставляет жену и детей или целый народ жить по жестоким законам, может полностью отойти от дел и замкнуться в себе или твердо верить, что семья или народ существуют единственно для его удовольствия и выгоды. • Примеры героев и фильмов с подобными героями: Король Артур, «Буря» Шекспира, «Крестный отец», Рик в «Касабланке», «Король Лир», «Гамлет», Арагорн и Саурон во «Властелине колец», Агамемнон в «Илиаде», «Гражданин Кейн», «Звездные войны», Стэнли в «Трамвае "Желание"», «Американская красавица», Вилли Ломан в «Смерти коммивояжера», «Форт Апачи», «Встреть меня в Сент‑Луисе», «Мэри Поппинс», «Тутси», «Филадельфийская история», «Отелло», «Красная река», «Говардс Энд» и «Китайский квартал».
Королева / мать
• Сила: дает заботу и защиту детям или народу. • Сопутствующие слабости: покровительство и защита легко переходят в надзор и тиранию; королева может ради собственного комфорта удерживать ребенка рядом, намеренно заставляя его стыдиться и чувствовать себя виноватым. • Примеры героев и фильмов с подобными героями: «Гамлет», «Макбет», Стелла в «Трамвае "Желание"», «Елизавета», «Американская красавица», «Лев зимой», «Стеклянный зверинец», «Долгий день уходит в ночь» и «Ребро Адама».
Мудрый старец / мудрая старуха / наставник / учитель
• Сила: хранит мудрость и знание, помогающие людям жить лучше, а обществу – совершенствоваться. • Сопутствующие слабости: может насаждать среди учеников свои воззрения или слишком заботиться о собственной славе. • Примеры героев и фильмов с подобными героями: Йода в «Звездных войнах», Ганнибал Лектер в «Молчании ягнят», «Матрица», Гэндальф и Саруман во «Властелине колец», «Грозовой перевал», Полоний в «Гамлете», Оме в «Мадам Бовари», мисс Хэвишем в «Больших надеждах», мистер Микобер в «Дэвиде Копперфильде», «Илиада».
Воитель
• Сила: устанавливает справедливость. • Сопутствующие слабости: живет согласно суровому девизу «Либо ты, либо они», верит, что слабых нужно уничтожать, может насаждать зло и несправедливость. • Примеры героев и фильмов с подобными героями: Ахилл и Гектор в «Илиаде», Люк Скайуокер и Хан Соло в «Звездных войнах», «Семь самураев», король Артур, Тор, Арес, Тесей, Арагорн, Леголас и Гимли во «Властелине колец», «Паттон», «Крепкий орешек», Сонни в «Крестном отце», «Трамвай "Желание"», «Великий Сантини», «Шейн», «Взвод», Сандэнс в «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Терминатор», «Чужие».
Волшебник / шаман
• Сила: умеет показать суть вещей, способен призывать и направлять великие и тайные силы природы. • Сопутствующие слабости: с помощью тайных сил порабощает ближних и нарушает естественный ход вещей. • Примеры героев и фильмов с подобными героями: «Макбет», «Гарри Поттер и…», «Призрак оперы», Мерлин, «Звездные войны», «Китайский квартал», «Головокружение», Гэндальф и Саруман во «Властелине колец», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Разговор», сыщики типа Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро, «Тонкий человек».
Трикстер
• Трикстер – разновидность архетипа волшебника, необычайно популярная в современном искусстве. • Сила: добивается своего хитростью, обманом и ловкими речами. • Сопутствующие слабости: легко превращается в законченного лжеца, заботящегося только о себе. • Примеры героев и фильмов с подобными героями: Одиссей в «Одиссее», «Люди в черном», «Полицейский из Беверли‑хиллз», «Данди по прозвищу "Крокодил"», Локки в скандинавском эпосе, Яго в «Отелло», Индиана Джонс, «Один дома», «Поймай меня, если сможешь», Ганнибал Лектер в «Молчании ягнят», Братец Кролик, Буч в «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», сержант Билко в «Шоу Фила Сильвера», Майкл в «Тутси», «Американская красавица», Болтун в «Подозрительных лицах», «Оливер Твист», «Ярмарка тщеславия», «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».
Художник / шут
• Сила: дает людям понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует представления о прекрасном и будущем, разоблачает уродство и глупость, кажущиеся многим красотой. • Сопутствующие слабости: превращается в нетерпимого перфекциониста и циника, во всем пытающегося добиться совершенства, создает особый мир, где всем и всеми можно управлять, или все рушит и обесценивает. • Примеры героев и фильмов с подобными героями: Стивен в «Улиссе» и «Портрете художника в юности», Ахилл в «Илиаде», «Пигмалион», «Франкенштейн», «Король Лир», «Гамлет», мастер меча в «Семи самураях», Майкл в «Тутси», Бланш в «Трамвае "Желание"», Болтун в «Подозрительных лицах», Холден Коулфилд в «Над пропастью во ржи», «Филадельфийская история», «Дэвид Копперфильд».
Любовник
• Сила: обладает заботливостью, пониманием и чувственностью, которые могут сделать жизнь другого человека наполненной и счастливой. • Сопутствующие слабости: способен забыть себя ради другого или подмять другого под себя. • Примеры героев и фильмов с подобными героями: Парис в «Илиаде», Хитклифф и Кэти в «Грозовом перевале», Афродита, «Ромео и Джульетта», Этта в «Буч Кассиди и Сандэнс Кид», «Филадельфийская история», «Гамлет», «Английский пациент», Кей в «Крестном отце», «Дама с камелиями», «Мулен Руж», «Тутси», Ильза и Рик в «Касабланке», «Говардс Энд» и «Мадам Бовари».
Бунтарь
• Сила: имеет смелость в одиночку пойти против системы, порабощающей людей. • Сопутствующие слабости: часто не может или не хочет предложить лучшую альтернативу и выступает разрушителем. • Примеры героев и фильмов с подобными героями: Прометей, Хитклифф в «Грозовом перевале», «Американская красавица», Холден Коулфилд в «Над пропастью во ржи», Ахилл в «Илиаде», «Гамлет», Рик в «Касабланке», «Говардс Энд» и «Мадам Бовари», «Бунтарь без идеала», «Преступление и наказание», «Записки из подполья» и «Красные».
Вот простая, но действенная расстановка персонажей, основанная на архетипических контрастах:
«Звездные войны», фильм (сценарий Джорджа Лукаса, 1977)
Люк (+ R2D2 + C3PO) – принц‑воитель‑волшебник. Дарт Вейдер – король‑воитель‑волшебник. Хан Соло (+ Чубакка) – бунтарь‑воитель. Принцесса Лея – принцесса.
Герои должны быть живыми
Связав основных персонажей повествования друг с другом, сделав их участниками общих конфликтов, вы должны оживить эти архетипы и сюжетные функции. Прорисовывая героев, нужно воспринимать их в комплексе: у зрителя не должно быть ощущения, будто они случайно оказались на одном холсте. Главного героя, его противника и второстепенных действующих лиц вы создаете, помещая их в сравнительно‑оценочную парадигму относительно главной темы произведения и идей, ей противостоящих. Главную тему мы подробно разберем в главе 5. Но некоторые ключевые понятия, связанные с ней, затронем сейчас. Главная тема – это авторское высказывание о ваших жизненных ценностях, выраженное через персонажей и их действия. Главная тема – это не то же самое, что общая тема, например «расизм» или «свобода». Главная тема – это нравственная позиция автора, его представления о достойной и недостойной жизни, и она уникальна для каждого произведения.
Ключевой момент: придание персонажам личностных черт начинается после того, как автор находит этическую проблему, лежащую в сердцевине замысла. И затем в повествовании показывает разные возможности ее осмысления.
Эти разные возможности проявляются в противостоянии героев. Вы создаете группу противников (или союзников), вынуждающих героя решать ключевую этическую проблему. И каждый из противников – это своего рода вариация главной темы: все решают одну и ту же проблему, но каждый по‑своему. Посмотрим, как это воплощается на практике. 1. Сформулируйте и запишите главную этическую проблему в вашем сюжете. Если вы правильно разработали замысел, это не составит труда. 2. Сравните главного героя с остальными действующими лицами с точки зрения: • слабости; • психологической и моральной нужды; • стремления; • ценностей; • силы, статуса и возможностей; • подхода к главной этической проблеме сюжета.
3. Сравните самую важную пару: героя и его противника. Во многих отношениях противник служит камертоном для «настройки» повествования: он не только дает наилучшую возможность обрисовать главного героя, но и таит в себе потенциал построения правильной системы действующих лиц. 4. Сравнив героя и его основного противника, переходите к сравнительному анализу героя со второстепенными противниками, затем – с союзниками. Наконец, сравните друг с другом каждого противника и каждого союзника.
Не забывайте, каждый из персонажей должен по‑своему подходить к решению главной этической проблемы героя (иметь свою трактовку главной темы). Обратимся к примерам.
«Тутси», фильм (сценарий Лари Гелбарта и Мюррея Шизгала, 1982)
Идеальный пример: он показывает, как, начав с «концептуального замысла», можно органично выстроить повествование. «Тутси» – классический образец так называемой комедии с превращением. Существует такой тип сюжета, когда герой внезапно превращается в кого‑то другого. Существуют сотни произведений в этом жанре, восходящем как минимум к Марку Твену (который был в нем большим мастером). Однако подавляющее большинство «комедий с превращениями» проваливаются. Это происходит потому, что мало кому из авторов известен ключевой недостаток «слишком концептуального» замысла: на его основе можно создать не больше двух‑трех сцен. А вот авторы «Тутси» отлично владеют искусством разработки сюжетов, они знают, как правильно выстроить систему персонажей и придать неповторимость каждому герою, сопоставляя его с другими. Как во всех кинокартинах с четким концептуальным замыслом, в «Тутси» есть две‑три смешные сцены, показывающие превращение: когда персонаж Дастина Хоффмана первый раз одевается женщиной, блестяще проходит кастинг и встречается в ресторане со своим агентом. Но авторы не ограничились тремя смешными сценами. Сложный процесс создания художественного произведения они начинают с того, что определяют главную моральную проблему Майка: отношение к женщинам. Моральная нужда героя состоит в том, чтобы научиться достойно вести себя с женщинами, особенно с той из них, в которую влюблен. Затем авторы вводят в сюжет нескольких оппонентов героя, и каждый из них по‑своему ведет себя с женщинами, если это герой‑мужчина, и демонстрирует варианты женского поведения в случае героинь‑женщин. • Например, Рон, режиссер сериала, врет Джулии, изменяет ей и оправдывает себя заявлениями, что правда об изменах лишь ранила бы Джулию. • Джулия, в которую влюбляется Майкл, персонаж Дастина Хоффмана, – красавица и талантливая актриса, но позволяет мужчинам, особенно Рону, помыкать собой и сносит их издевательства. • Джон, известный актер, играющий в сериале врача, – сластолюбец, использующий свою славу, чтобы домогаться актрис. • Сэнди, девушка Майкла, так низко себя ценит, что, когда он ей врет и обижает ее, сама же просит за это прощения.
• Лес, отец Джулии, влюбляется в Дороти (переодетого Майкла) и ухаживает чрезвычайно уважительно, дарит цветы, танцует с ней. • Продюсер Рита Маршалл – дама, которая ради положения и власти прячет и свою женскую природу, и сочувствие к другим женщинам. • Майкл в образе Дороти помогает женщинам в сериале противостоять мужскому шовинизму и завоевывать уважение и любовь, которых они достойны. Но в своем мужском обличье он цепляется к каждой юбке, притворяется, что питает романтический интерес к Сэнди, и строит планы, как увести Джулию от Рона.
«Большие надежды», роман (Чарльз Диккенс, 1861)
Диккенс – признанный мастер сюжета и выстраивания системы персонажей, знаменитый своими запоминающимися героями. Один из самых полезных для нас примеров – «Большие надежды»: система действующих лиц здесь в некоторых аспектах более совершенная, чем в других романах Диккенса. «Большие надежды» примечательны тем, что Диккенс рисует здесь две зеркально отражающие друг друга пары героев: Мэгвич с Пипом и мисс Хэвиш с Эстеллой. Каждую пару связывают, по сути, одни и те же отношения – наставника и ученика, но характер этих отношений различается весьма существенно. Бывший каторжник Мэгвич тайно посылает Пипу деньги и дарит свободу, но не прививает чувства ответственности. На другом полюсе – мисс Хэвишем, надзирающая за каждым шагом Эстеллы и не забывшая обиду, нанесенную мужчиной, воспитывает девочку холодной и не способной любить.
«Ярмарка тщеславия», роман (Уильям Теккерей, 1847)
Теккерей назвал «Ярмарку тщеславия» романом без героя, имея в виду положительный образ того, кому хочется подражать. Все персонажи в книге – хищники, карабкающиеся по головам в погоне за наживой, властью и положением. Этим сетка персонажей «Ярмарки» уникальна. Заметьте: эта сетка – один из главных у автора способов передать свою моральную позицию и придать ей оригинальность. В пространстве романа главная пара контрастных характеров – это Бекки и Амелия. У них кардинально разные подходы к тому, как женщина должна искать мужчину. Амелия аморальна тем, что бесчувственна, а Бекки – тем, что интриганка.
«История Тома Джонса, найденыша», роман (Генри Филдинг, 1749)
На примере плутовского романа Филдинга мы видим, насколько комплексное воздействие оказывает выбор системы персонажей на развитие главного героя. В этом комическом романе много действующих лиц. Множество событий происходит одновременно, и ни одно из них не раскрывается глубоко. Если такой подход применяется в комедии, правда характеров обнаруживается в нелепых или скверных поступках разных персонажей, в том числе в действиях главного героя. Сделав Тома недалеким простаком и положив в основу сюжета то, что его настоящее происхождение никому не ведомо, Филдинг сам ограничил свои возможности в плане глубины образа героя и его прозрения. Но тем менее у Тома есть ключевая этическая проблема, и он бьется над ее решением: ему нужно быть верным главной любви всей своей жизни, но он не всегда властен над своими чувствами и желаниями.
Сотворение героя
Создать вымышленного героя, сполна обладающего качествами живого человека, – задача сложная и многоступенчатая. Вы должны выписывать главного героя, словно искусный художник: слой за слоем. Начав работу с построения общей системы персонажей, вы серьезно улучшаете свои шансы на успех. Какую бы систему вы ни сконструировали, она в значительной степени сформирует вашего главного героя и послужит бесценным руководством по проработке его образа.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.160.92 (0.053 с.) |