Конфликт в Нагорном Карабахе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликт в Нагорном Карабахе



     Формально являющийся для Армении внешним, фактор Карабаха — эксклава, населенного армянами, который входил в состав Советского Азербайджана, — стал генератором армянской независимости. Кроме Армении, из всех постсоветских стран, пожалуй, только у Азербайджана катализатором движения к независимости выступила не «борьба с тоталитаризмом» или стремление к освобождению от имперской зависимости, а территориальный конфликт.  

Именно, идея возвращения исторических армянских территорий, объединения всего армянства стали движущей силой внутриполитических процессов в новой Армении. Карабахская проблема стала центром армянской политической идентичности. 

До середины 1980-х годов требования изменения статуса НКАО редко становились достоянием широкой гласности, а любые действия в этом направлении немедленно подавлялись.

Совсем другие возможности предоставила начатая М. Горбачёвым (род. 2 марта 1931) политика демократизации советской общественной жизни и ослабления политических ограничений. В 1987 — начале 1988 гг. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Руководство АзССР обвиняли в сохранении экономической отсталости региона, пренебрежении развитием прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане, создании искусственных преград для культурных связей между Нагорным Карабахом и Арменией. Уже в начале октября 1987 года на митингах в Ереване, посвящённых экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армянской ССР, которые повторялись в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства.

Поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта стали события Сумгаите 27 — 29 февраля 1988 года. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе этих событий погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Согласно данным армянской стороны, число жертв среди армян во много раз превосходило официальные данные, а разгулу насилия в Сумгаите способствовало сознательное бездействие местных правоохранительных органов и центрального государственного и партийного руководства СССР или неспособность своевременно вмешаться в развитие событий.

1 марта 1988 в Степанакерте (Нагорный Карабах) была создана общественно-политическая организация армян — общество «Крунк» («Журавль»), которое возглавил директор Степанакертского комбината стройматериалов Аркадий Манучаров. Заявленными целями общества «Крунк» являлись изучение истории региона, его связей с Арменией, восстановление памятников старины. На деле комитет «Крунк» (руководящий орган общества) взял на себя функции организатора массовых протестов. «Идеологической секцией» комитета руководил не безызвестная фигура - Роберт Кочарян, тогда еще секретарь парткома Степанакертской шелкопрядильной фабрики. В Ереване выразителем настроений в пользу поддержки армянского населения НКАО стал Организационный комитет воссоединения «Карабах». Его лидеры призывали к усилению давления на государственные органы с целью передачи НКАО Армении.

21 марта 1988 в письме Горбачёву требования армян Карабаха о вхождении в состав Армении поддержал известный правозащитник академик Андрей Дмитриевич Сахаров, призывавший найти «решительный, демократический и конституционный» способ выхода из двух кризисных ситуаций, связанных с требованиями о возвращении крымских татар на их родину и о воссоединении Карабаха с Арменией. В память об этом одна из центральных площадей Еревана носит его имя.

К ноябрю — декабрю 1988 года в этот конфликт оказались вовлечены большинство жителей обеих республик, и он фактически перерос рамки локальной проблемы Нагорного Карабаха, превратившись в «открытую межнациональную конфронтацию», которую лишь на время приостановило Спитакское землетрясение.

Летом 1989 года Армения вводит блокаду Нахичеванской АССР. Народный фронт Азербайджана в качестве ответной меры объявляет экономическую, в том числе транспортную, блокаду Армении.

Жертвы среди мирного населения были с обеих сторон. Азербайджанское население Карабаха также стало жертвой резни. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года, как сообщают азербайджанские источники, армянские вооружённые формирования заняли город Ходжалы. Во время штурма и после него были ранены, погибли и пропали без вести сотни мирных жителей. По официальным данным азербайджанских властей, в результате этой трагедии погибло 613 человек, из них 63 ребёнка, 106 женщин, 70 стариков. 8 семей было уничтожено полностью. 487 человек ранено.

До 1994 года шли масштабные военные действия за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

5 мая 1994 года был подписан Бишкекский протокол о перемирии и прекращении огня между Арменией и самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджаном с другой стороны.

ñ 25 апреля 1999 — Кочарян и Алиев провели первую двустороннюю встречу в Вашингтоне. 

ñ 29 ноября 2007 — в Мадриде сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили президентам Армении и Азербайджана базовые принципы мирного урегулирования карабахского конфликта, получившие название «мадридские принципы».

ñ В 2014 году президента Армении Серж Саргсян и Азербайджана Ильхам Алиев трижды провели двусторонние переговоры: в августе в Сочи, в сентябре в Уэльсе и в октябре в Париже.

25 сентября 2015 года произошло обострение в зоне конфликта. Азербайджан обстрелял воинскую часть в Нагорном Карабахе из ракетной установки, в результате чего четверо солдат погибли и 16 получили ранения. Минобороны Азербайджана назвало обстрел адекватным ответом на нападение противника, в результате которого один азербайджанский солдат был убит и трое ранены.

На сегодняшний момент конфликт остается в замороженном состоянии.

Внутренняя политика.

23 августа 1990 на 1-й сессии Верховного Совета Армении была принята декларация «О независимости Армении», которой было положено начало процесса обретения Арменией суверенитета. В результате была упразднена Армянская Советская Социалистическая Республика и провозглашена независимая Республика Армения. В политическом разделе Декларации указывалось, что Армянская ССР переименовывалась в Республику Армения, (т.е. так, как республика называлась в 1918 г.). Таким образом, в истории Армении зарождался период Третьей республики (Первая – 1918-1920; Вторая – 1920-1991).

В декларации особое внимание уделялось вопросу функционированию армянского языка как государственного. Восстанавливались права Армянской Апостольской церкви. Была включена специальная статья о Геноциде армян 1915 года. Вслед за Августовским путчем 19-21 августа 1991 года, на всенародном референдуме 21 сентября 1991 был поднят вопрос о выходе из состава СССР. 94,99% принявших участие в голосовании высказались за полную независимость Армении. Теперь этот день отмечается как день независимости Республики Армения. 23 сентября 1991 Верховный Совет провозгласил Республику Армению независимым государством. Тем не менее, полного признания не происходило до формального распада Советского Союза 25 декабря 1991 года. Реорганизация структуры государственной власти завершилась в 1992.

Органы власти

Согласно конституции, одобренной референдумом 5 июля 1995, Армения – демократическая республика. Главой государства является президент, избираемый на пятилетний срок в ходе всеобщих выборов граждан в возрасте от 18 лет. Президентский пост может занимать гражданин Армении не моложе 35 лет, который постоянно проживал в стране в течение предыдущих 10 лет. В соответствии с конституцией, глава государства – гарант конституции, независимости, территориальной целостности и безопасности республики, обеспечивает функционирование законодательной и исполнительной власти, назначает и смещает премьер-министра и по его представлению утверждает министров.

Первые выборы президента в Республике Армения состоялись в 1991 году. 16 октября Левон Тер-Петросян был избран первым президентом независимой республики Армения. За его кандидатуру проголосовало 83,4% избирателей. 21 сентября 1996 года Тер-Петросян был вторично избран президентом Армении, получив 51,75 процента голосов избирателей.30 марта 1998 года президентом Армении был избран Роберт Кочарян, который также был на этом посту два срока до 9 апреля 2008, когда страну возглавил Серж Саркисян.

Последние президентские выборы в Армении состоялись в 2013 году и прошли они в два тура. Второй тур состоялся 18 февраля 2013. Победу одержал действующий президент Серж Саргсян, набрав более 58% голосов. Его основной соперник Раффи Ованесян получил более 36%.

Высший законодательный орган – однопалатный парламент - Национальное собрание (НС), избираемое на 4 года. Депутатом НС может стать гражданин Республики Армения не моложе 25 лет, постоянно проживавший на ее территории не менее трех лет до дня выборов.

Высший орган исполнительной власти – правительство. Глава правительства – премьер-министр назначается президентом республики. Премьер-министр формирует кабинет, члены которого утверждаются президентом. Глава и члены правительства должны подать в отставку, если Национальное собрание отклоняет правительственную программу.

На момент написания главы президентом Армении является Серж Саргсян, а премьер-министром Карен Карапетян.

Политические партии

В Армении функционирует многопартийная система.

Речь идет о Республиканской партии (РП) – основана в 1990. С 2007 года лидер-Серж Саргсян, и партии «Процветающая Армения» (ППА) - партия, позиционирует себя как правоцентристская (либерально-консервативная), с недавнего времени ее возглавляет Наира Зограбян, а до этого бессменным лидером являлся крупнейший олигарх Армении, ключевой бизнес-партнер Роберта Кочаряна – Гагик Царукян.

Крупнейшими партиями страны являются также:

«Страна закона»(Оринанц еркир) – либерально-центристское объединение, возникшее в 1999. Поддерживала Роберта Кочаряна. Лидер – Артур Багдасарян.

Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн»– одна из старейших партий Армении, основанная в 1890 как партия социал-революционного направления, выступавшая также за присоединение исторических районов Армении, ныне находящихся в составе Турции. Находилась у власти в независимой Армении в 1918–1920, в советские времена была запрещена и действовала в эмиграции. Возобновила свою деятельность на территории Армении после 1990. В 1994–1998 преследовалась правительством президента Левона Тер-Петросяна. Выступает за демократический социализм, под националистическими лозунгами. Лидер – Армен Рустамян — руководитель фракции.

Армянский национальный конгресс (АНК) – самая молодая партия в Армении, образована в 2008 году, представляет собой коалицию из 13 оппозиционных партий в Республике Армения, которые возглавляет бывший президент Левон Тер-Петросян

В Армении результаты почти всех национальных выборов оспаривались оппозицией.

В 2008 состоялись президентские выборы. Согласно данным Центризбиркома республики Армения, президентом был избран Серж Саргсян, лидер Республиканской партии, премьер-министр Армении, набравший 52,86% голосов избирателей. После этих выборов резко обострилась внутриполитическая ситуация. По инициативе АНК в стране были организованы массовые акции протеста с требованием отмены результатов президентских выборов. В ходе протестных акций, охвативших центр Еревана, погибло 10 человек. Протесты не привели к смене политического руководства в Армении, а организаторов оппозиционных выступлений обвинили в попытки «цветной революции».

В 2011 году лидеры правящей коалиции и оппозиции начали диалог для обсуждения условий участия АНК в выборах и о взаимном признании их результатов. Данный диалог позволил освободить политзаключенных, арестованных в связи с митингами 2008 года.

Между тем, при всех различиях по вопросам внутренней политики, по основным вопросам внешней политики парламентские партии Армении в целом придерживаются консенсуса. О необходимости стратегического сотрудничества с Россией высказываются все ведущие политические силы республики.

Интересно, что в отличие от России, коммунистические партии и движения в Армении оказались маргинализированы с начала 1990-х, но такая ситуация характерна для многих стран СНГ.

Знаковые изменения во внутреннем устройстве Армении произошли в декабре 2015 года, когда в стране был проведен конституционный референдум (06.12.2015). Гражданам республики было предложено внести изменения в главный закон страны – Конституцию. Согласно внесённому проекту, президент Армении избирается не на пять лет, а на семь — и не на прямых выборах, а депутатами и избранными представителями органов местного самоуправления. Президент назначает премьер-министром кандидата от партии или партийного блока, победившего на парламентских выборах. Вооруженные силы подчиняются правительству, а верховным главнокомандующим во время войны является премьер-министр. Плавный переход к этим нововведениям должен осуществиться во время избирательного цикла 2017—2018 годов. В результате референдума поправки были одобрены 66,2% избирателей при явке 50,8%, что превысило явку необходимую для подтверждения результатов (25%). Критики новой конституции, рассматривавшие её как попытку президента Сержа Саргсяна сохранить власть после окончания второго и последнего срока на своём посту, заявляли о применении насилия, давления и подтасовок для обеспечения голосов избирателей.

В Ереване проходили круглосуточные акции протеста оппозиции против проведения референдума с требованием отставки действующих властей Армении. Ряд наблюдателей указал на нарушения в процессе голосования и подсчета.

За последние два года Армению потрясли несколько массовых акций протеста. Летом 2015 года в Ереване прошли события, прозванные в СМИ «Электромайданом». Поводом к массовым протестам стало решение правительства повысить тарифы на электроэнергию на 16%, что для подавляющего большинства населения республики является непосильной ношей. На улицы не только Еревана, но также Гюмри и Ванадзора, вышли тысячи людей с требованиями перестать «грабить население», а в некоторых случаях с требованиями отставки действующего президента Сержа Саргсяна. Тем не менее, армянское экспертное сообщество и блогосферу раздражали попытки зарубежных СМИ, особенно российских и украинских, политизировать социальный протест в Армении. Ереванское бюро «Регнума» назвало попытки ряда российских СМИ связать протесты в Армении и Евромайдан «параноидальными публикациями». Тогда властям удалось убрать людей с улиц, найдя шаткий компромисс.

Однако летом 2016 года в Армении произошел новый кризис. Группа ветеранов Карабахской войны («Сасна Црер») было захвачено одно из районных отделений полиции. При его захвате один человек погиб и двое получили ранения. Основным требованием захватчиков было освобождение лидера праворадикального политического движения под названием «Учредительный парламент» Жирайра Сефиляна и отставка президента Сержа Саргсяна. Участники «Сасна Црер» отмечали в своих заявлениях плохую, даже скорее, полное отсутствие социальной политики в стране, ужасающее экономическое положение и т.д. По мнению некоторых представителей армянской научной интеллигенции, поводом для захвата полицейского участка стали готовящиеся переговоры между президентом Армении и Азербайджана, на которых предполагалось, что армянская сторона может пойти на территориальные уступки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.119 (0.018 с.)