Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава вторая. Критика сионизма В советской историографии с октября 1917 года до середины 1930-х годов.
В этот историографический период литература о сионизме в нашей стране была немногочисленной, да и то публиковались труды, не специально посвященные критике сионизма, а лишь в некоторой части затрагивающие проблему. По-прежнему особое место занимали произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об идеологии и политике еврейской буржуазии. В эти годы они широко переиздавались в нашей стране. В условиях почти полного отсутствия другой литературы о сионизме работы основоположников научного коммунизма сыграли исключительно важную роль в идейной борьбе против опаснейшего врага трудящихся. Глубоко обоснованные выводы В. И. Ленина о реакционности сионизма вообще и сионистской идеи «еврейской национальности» в частности имели большое значение в идейном и политическом разгроме сионистских организаций в нашей стране после пролетарской революции. Принципиальная, политически точная оценка сионизма в документах Коминтерна и в рассматриваемый период и в последующем имела методологическое значение. «Проект Палестины,— указывал Исполком Коминтерна,— попытка отвлечь еврейские трудящиеся массы от классовой борьбы пропагандой массового переселения в Палестину являются... в своем существе контрреволюционными»[151]. Наиболее точно главную особенность антисионистской литературы этого периода оценил профессор А. М. Малашко в предисловии к книге В. Я. Бегуна «Ползучая контрреволюция». Он отметил, что в 1920-е годы борьба против сионизма в значительном объеме была отдана еврейским секциям РКП (б). Еврейские секции РКП (б), именовавшиеся также евсекциями, были учреждены весной 1918 года «для работы среди еврейских трудящихся». Они состояли в основном из коммунистов-евреев. В работе евсекций существовали просионистские тенденции. В январе 1930 года эти организации были упразднены. Евсекции хоть и внесли определенный вклад в разложение сионистских организаций в нашей стране, но сами, вбирая в свой состав выходцев из Бунда, «Поалей Циона» и других сионистских групп, проявляли тенденцию к обособленности, замкнутости, заражались просионистскими настроениями. «Серьезным изъяном в работе секций было то, что они не создали серьезных марксистских трудов... по истории сионизма в нашей стране до Октября и в первые годы Советской власти. Бывшим бундовцам, пробравшимся на видные посты в секциях, удалось протащить в советскую историческую литературу апологетическое толкование сионизма. В изданной в 20—30-е годы литературе по еврейскому вопросу сионизм изображался не как порождение империализма, а как ответ еврейских трудящихся на антисемитизм»[152].
А. М. Малашко делает важный вывод о том, что приукрашивание сионизма тормозило изживание рецидивов сионизма в нашей стране, ликвидацию антисоветского сионистского подполья, связанного с зарубежными центрами, а агония сионистской партии «Поалей Цион» в СССР затянулась до 1928 года [153]. Неблагополучно обстояло дело и с критикой бундизма, по-прежнему активно сотрудничавшего с сионизмом. «Хотя в начале 20-х годов было издано немало книг, освещающих историю Бунда, в которых имеется ряд фактов, разоблачающих его оппортунистическую деятельность, все они содержат серьезные ошибки и неправильные толкования теории и практической деятельности Бунда. В них не дано надлежащей критики бундовского оппортунизма... а Бунд вопреки историческим фактам показан сплошь и рядом как революционная организация, якобы принимавшая активное участие в борьбе против эксплуататорского строя» [154]. К выводам исследователей необходимо добавить, что ведущая роль еврейских секций во всей направленности литературы о сионизме, о еврейском вопросе, о бундизме в определенной мере не только сказалась отрицательно на содержании произведений по этим проблемам, но и привела к низкой общей активности публикаций, выходивших в свет в весьма небольшом количестве, к слабому накоплению источниковой базы в те годы, когда еще были живы многие активные участники борьбы против сионизма и Бунда. Не вдаваясь в подробный разбор всех изданных тогда весьма противоречивых произведений, остановимся на одном из наиболее типичных — статье «Евреи» в БСЭ, изданной в 1932 году[155]. Эта статья, большая по объему, отражает тот общий уровень, который свойствен был в теоретической работе евсекциям, занимавшим руководящие позиции в непосредственной разработке проблем, связанных с критикой сионизма.
Ее авторы — Я. Рогинский, Т. Гейликман и другие (выступавшие в основном под псевдонимами С. Л., Д. Ш.)—допускают серьезные ошибки. Так, они именуют евреев «преследуемой расой» [156]. Современная советская наука обоснованно отвергает как существование «еврейской расы», так и вымысел о «преследовании» евреев независимо от их классового положения. Внеклассовый подход к еврейскому вопросу не имеет ничего общего с ленинским к нему отношением. Среди евреев после возникновения классового общества всегда были эксплуататоры и эксплуатируемые. Эксплуатации подвергались и неевреи, а еврейская буржуазия, как и все прочие угнетатели, сама осуществляла притеснения по отношению к социальным низам — и еврейским, и нееврейским. Далее в статье высказывается такая идея: «Сионизм вырос как политическая организация под влиянием событий не только в России, но и на Западе — главным образом под влиянием антисемитизма»[157]. Если не обращать внимания на неясность выражения «вырос... под влиянием событий» (каких именно событий?), а сосредоточиться на существе тезиса, то пропаганда измышления о том, что сионизм «вырос как политическая организация под влиянием... главным образом антисемитизма», также не имеет ничего общего с действительностью. Идеология и политика еврейской буржуазии (сионизм) возникли вместе с самим этим отрядом эксплуататоров. А породили еврейскую буржуазию, как и буржуазию вообще, не «антисемитизм», а совершенно иные факторы, обстоятельно раскрытые марксистско-ленинской наукой, указанные в произведениях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, посвященных анализу общественно-экономических формаций, истории становления капиталистического строя. Авторы статьи «Евреи» считают, что «эпоха Саула, Давида и его преемника Соломона (примерно 1050—950)» является эпохой «сложившегося феодализма»[158], что «особенно важно появление наемных рабочих — не только в деревне, но и в городе»[159], что в древней Иудее существовали «капиталистические слои населения» [160], «революционеры» и «партия революции, ядро которой составляли иерусалимские рабочие и безработные, крестьянские мелкие арендаторы, а также младшее жречество»[161] и т. д. и т. п. Совершенно очевидно, что в древнееврейских рабовладельческих государствах указанного в статье периода существовал рабовладельческий строй[162], и попытки представить дело так, будто за тысячу лет до нашей эры эти государства достигли такого уровня в их общественно-экономическом развитии, который стал достоянием европейских народов лишь тысячелетия спустя, не имеют ничего общего с наукой. Эти попытки — совершенно необоснованная претензия на якобы особую, исключительную роль еврейства в истории, будто бы на тысячелетия опережавшего в далеком прошлом в своем общественном развитии все остальное человечество. Статья «Евреи» изобилует ошибками, которые здесь нет возможности рассмотреть. В роли членов общей редколлегии этого тома выступали такие лица, как Н. Бухарин, Ю. Ларин (Лурье), допускавшие, как известно, в целом серьезнейшие ошибки в теории. Публикация содержит фактический материал, но он нуждается в тщательной проверке. Так, авторы считают, что «эпоха изгнания» (они имеют в виду «вавилонский плен» после разгрома Иудеи в 586 г. до н. э. Вавилоном) «первым своим результатом имела рассеяние (диаспору) евреев»[163]. В действительности же евреи оказались во многих районах мира не в результате «изгнания», а в связи с широким распространением иудейской религии среди населения самых разных стран (далее об этом будет сказано подробнее).
Авторы статьи выражают свою идейную позицию совершенно определенно в таких словах: «Перед евреем-пролетарием в качестве классового врага его вставал далеко не всегда еврей-капиталист, точно так же еврей — мелкий лавочник страдал не непременно от разрушительной конкуренции еврея — владельца универсального магазина». Классовый фронт обычно, считают авторы, переплетался с враждой между евреями и неевреями, и «это не могло не накладывать особого отпечатка на классовую борьбу среди евреев»[164]. Непризнание авторами статьи того факта, что борьба между той частью еврейского пролетариата, которая стоит на последовательно революционных позициях, и еврейской буржуазией — основное социальное противоречие в еврейской среде, вполне достаточно характеризует их самих. В течение рассматриваемого нами историографического периода вышли в свет довольно многочисленные публикации о Бунде. К сожалению, они нередко содержат ошибочные положения. Один из авторов, плодивший статьи особенно активно,— М. Рафес называл Бунд «авангардом российской революции»[165]. В действительности же Бунд был во все времена своего бесславного существования носителем оппортунизма в рабочем движении. Авангардом революционных сил в нашей стране в годы ее революционного обновления была большевистская партия. Литература о сионистских организациях, изданная в 1920—1930-х годах, также нуждается в критическом осмыслении. Содержащиеся в ней сведения иногда могут быть использованы в научно-исследовательской, пропагандистской работе после основательной проверки. Например, сравнительно достоверная информация о «Независимой еврейской рабочей партии» («НЕРП») содержится в большой по объему статье П. А. Бухбиндера[166]. Эта партия была создана под эгидой жандармского полковника Зубатова в качестве легальной организации, использованной по его замыслам для насаждения провокаторов во всем революционном подполье России. Виднейшей фигурой в «НЕРП» была М. В. Вильбушевич, которая «всецело попала под влияние Зубатова» и стала «восторженной его поклонницей»[167].
После прекращения своего существования (июль 1903 года) «НЕРП» поставила своих людей частью в Бунд, частью в «сионистско-социалистическую партию», частью в «Поалей Цион»[168]. Эти факты соответствуют действительности[169]. В период с 1917 до середины 1930-х годов вышло в свет несколько произведений советских авторов об иудаизме, представлявшем собой с самого возникновения идеологии еврейской буржуазии до наших дней союзника сионизма. Среди публикаций особенной бескомпромиссностью к реакционной концепции иудаизма отличались, в частности, труды академика Николая Михайловича Никольского (1877—1959): «Религия как предмет науки» (речь, произнесенная на собрании Белорусского государственного университета 30 октября 1922 года), «Политеизм и монотеизм в еврейской религии» (книга, изданная в Минске в 1931 году на белорусском языке), «Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» (работа вышла в свет в Москве в 1922 году), «Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история» (первое издание вышло в Гомеле в 1926 году под названием «Происхождение еврейских праздников и христианского культа», второе издание, доработанное и расширенное, появилось в Москве под названием «Еврейские и христианские праздники, их происхождение и история» в 1931 году). В последующем работы Н. М. Никольского переизданы[170]. Академик вскрывает именно классовую реакционную сущность иудаизма, и потому его труды особенно ценны. Он, например, отмечает: «Что касается еврейских ученых, то для них, а равным образом и для буржуазных кругов еврейства, рупором которых являются эти ученые, поддержание ореола исключительности, который окружает в их концепции еврейскую религию... является одним из способов эксплуатации еврейских трудовых масс»[171]. Советский автор справедливо указал на важное для историографии явление: «Мы стоим перед фактом, что в научной литературе по истории еврейской религии в наше время господствуют псевдонаучные взгляды»[172]. Он подчеркивает: «Интересы... сионизма сильно пострадали бы, если бы оказалось, что вся блестящая и великолепная религиозная... история древнего Израиля попросту является легендой, да еще фальсифицированной предшественниками современных еврейских ученых»[173]. Н. М. Никольский, тщательно анализируя историю иудаизма, приходит к выводу, что сформировавшийся в период существования древнееврейских рабовладельческих государств культ Яхве стал духовным орудием эксплуататоров, средством экспансии: «С таким богом, окруженным царским ореолом и солнечным блеском, иудейскому капиталу можно было идти на завоевание мира»[174]. Исследователь подчеркивает стремление иудейства с глубокой древности к «господству... в будущем мире»[175]. В произведениях советского ученого разоблачена человеконенавистническая природа иудаизма — религиозной формы идеологии рабовладельцев древнееврейских государств, показано, что важнейшей идеей этой религии является идея «превосходства» евреев над неевреями[176].
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.12 (0.016 с.) |