Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика и особенности мышления.
Специфичность мышления заключаются в том, что: - мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; - лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; - мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность. Для психологического анализа мышления важно указать еще на две его особенности, характеризующие специфические качества человеческого мышления, -связь мышления с действием и речью. “Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется” (С.Л.Рубинштейн). 1. Мышление всегда имеет опосредствованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся о памяти. 2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. 3. Мышление исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления. 4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание” внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира. Для описания проявлений мышления психология использует определение мышления в широком смысле: это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач. Выделяют несколько классификаций видов мышления по различным основаниям 1. По средствам решения задачи выделяют следующие виды мышления: Наглядно-действенное мышление, которое характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью действия, реального преобразования ситуации. Этот вид мышления есть и у животных. Наглядно-образное мышление. Здесь средством решения задачи является образ. В отличие от наглядно-действенного в наглядно-образном мышлении преобразование происходит лишь в образном плане - мы мысленно проделываем то, что делалось с помощью реального действия. Словесно-логическое - один из основных видов мышления, который в качестве средств решения задачи использует понятия, логические конструкции, существующие на базе языка. Все три вида мышления образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. Однако у взрослого человека сосуществуют все эти три вида мышления. 2. По продукту, который человек получает в результате его мыслительной деятельности. Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта. Понятие «продуктивное мышление» было введено гештальпсихологами. Они полагали, что мышление — это переход от одной структуры к новой, то есть переструктурирование ситуации. Возникновение новой структуры происходит в результате инсайта, то есть озарения. Он осуществляется сразу, мгновенно. Репродуктивное мышление характеризуется меньшей степенью новизны, но тем не менее играет важную роль и в познавательной и в практической Д чела. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры (умножение, сложение и т.д.). Репродуктивное мышление имеет важное значение в учебной Д. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования. Репродуктивное мышление играет немалую роль и в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить задачу известными способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этою приводит к проблемной ситуации, то есть активизируется продуктивное мышление, которое обеспечивает открытие новых знаний.
3. По степени осознанности и развернутости мыслительного процесса выделяют: Дискурсивн мыш-е - к решению какой-то проблемы человек приходит путем логических рассуждений, выстраивая всю цепочку рассуждений. Процесс мышления скачкообразен, часть его осуществляется подсознательно, без адекватного отражения в слове. Сначала в слове находит отражение его результат («Ага, нашёл!»), а затем сам путь к нему. Этот вид мышления называется интуитивным. Под интуицией следует понимать факт непосредственного усмотрения связей и отношений между объектоми. Внезапное нахождение решения называется ннсайтом или «ага-переживанием». Он часто возникает тогда, когда человек непосредственно не занят решением проблемы. В чем же здесь дело? Дело в том, что сам процесс поиска решения в значительной степени протекает интуитивно, под порогом сознания, не находя своего отражения в слове. Именно поэтому его результат, прорвавшийся в сферу сознания осознается как инсайт, якобы не связанный с процессом решения 4. По средствам мышления - человек решает разного рода задачи – теоретические и практические. Соответственно выделяют: Теоретическое – направлено на познание законов объективной реальности. Практическое – направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность. СЛ. Рубинштейн рассматривал мышление как процесс, т.е. мышление понимается как Д субъекта, вз\д-щего с объективным миром. Мышление – процесс, т.к. это непрерывное взаимодействие человека с объектом. Каждый акт мысли меняет соотношение субъекта и объекта; каждый акт мысли вызывает изменение проблемной ситуации, а изменение проб. ситуации вызывает дальнейшее движение мысли. Процесс мышления – это анализирование и синтезирование того, что выявляется анализом; абстракция и обобщение, являющие производными от них. Закономерности и взаимодействия этих процессов - это внутренние закономерности мышления. Изучать мышление как процесс, значит изучать эти внутренние законы, т.е. процессуальный ход и состав мысл. Д. ыслительный процесс делится на звенья. В ходе мыслительного процесса образуются определенные способы осуществления тех или иных операций. По мере того как в процессе мышления складываются определенные операции, генерализуются, закрепляются, формируется мышление как способность, складывается интеллект. Когда процесс мышления еще не превратился в ряд послед операций, совершаются поисковые пробы – анализируется проблемная ситуация и подыскивается верное решение, неверная проба отвергается и происходит поиск новой. Мыслит операции процесса мышления возникают в ходе истор развития сначала как результат процесса мышления, открывая правила, которые уже затем сами включаются в мышление. Применении тех или иных операций к тому или иному частному случаю предполагает процесс мышления (т.е. анализ задачи, которую надо решить, операций, которые необходимы и.т.п.) Т.о. не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются. Процесс, который приводит к открытию операций, не может быть сведен к сов-ти уже готовыхопераций, например, процесс открытия совершается в одной голове (у учителя), а другой человек (ученик) принимает набор правил без понимания, формально, таким образом, они у него функционируют в виде слепых навыков – это не мышление.
Руб-н – Мыслит-й проц-с явл-ся актом Д, напр-м на реш-е задачи. З-ча включает в себя цель, соотн-ю с усл-ми. При этом ч-к исх-т из опр-х мотивов. Нач-ся м-й проц-с с пробл-й сит-и, потр-сти что-то понять. Разр-е задачи явл-ся зав-ем м-го проц-са. Проц-с м-я явл-ся созн-но рег-м, связ-м со всей личн-ю (волей, эм-ми). Реш-е задач совер-ся виде опер-й, поср-м к-х сов-ся проверка, критика, контроль. Сод-ем м-го проц-са явл-ся понятия и образы-пред-я. Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям. Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.78 (0.007 с.) |