![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История детской литературы в России
См. также: Русская литература § Детская литература Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII−XVIII веках были распространены сказки о Шемякином суде, о Ерше Ершовиче. В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как «Сказка о Еруслане Лазаревиче», «Сказка о Бове Королевиче», «Повесть о Петре — Златых Ключах». Детям нравилось слушать подобные истории, поэтому в XVI веке по летописям был составлен для детей «Царственный летописец», включающий сказочные предания. В «азбуке-свитке» (1667 год) изложено предание об Александре Македонском. В XVI−XVIII веках большое место занимали книги духовного чтения: «Жития святых», «Священные писания», «Псалтырь». Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские буквари, по ним учились читать. Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII веке среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царём Индийским». Для лёгкого чтения детям распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа. Вторая половина XVIII века — начинается широкое развитие детской литературы. В её создании принимают участие крупнейшие русские писатели: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи. Александр Николаевич Афанасьев собрал и издал в трёхтомнике «Народные русские сказки» в 1871 году. К 1850-м годам в детской литературе преобладали литературный реализм и нехудожественная направленность. В открывающихся школах учатся по книгам Константина Дмитриевича Ушинского и Льва Николаевича Толстого. Книги для девочек впервые появляются в 1870−80-е годы. Евгения Тур писала о дочерях помещиков, Александра Никитична Анненская освещала непростую жизнь работящих мещанок. Вера Петровна Желиховская, Елизавета Николаевна Кондрашова, Надежда Александровна Лухманова много писали для девочек в конце XIX века. Их дело продолжили писательницы Лидия Алексеевна Чарская и Клавдия Владимировна Лукашевич. Реализм стал мрачным, часто показывая жестокое обращение с детьми из низших классов. Для мальчиков излюбленной темой были рассказы о Шерлоке Холмсе и подобные истории из детективных журналов[17].
Большое внимание уделялось образованию детей. Учёные публиковали статьи в детских книгах и журналах. К концу XIX века число журналов достигло 61. В 1913−14 годах была издана 10-томная детская энциклопедия. Василий Петрович Авенариус составил художественные биографии выдающихся граждан, таких как Николая Васильевича Гоголя и Александра Сергеевича Пушкина. После Октябрьской революции советское государство всемерно развивало детское книгоиздание: вместе с ликвидацией неграмотности необходимость в качественной литературе только возростала. Ведущими детскими писателями нового социалистического государства стали Максим Горький, Аркадий Гайдар, Борис Житков, Самуил Маршак, Владимир Маяковский[22]. Принципы коммунизма, коллективизма и солидарности трудящихся стали важными темами детской литературы. Выходили художественные биографии революционных деятелей — Ленина, Павлика Морозова, — а также героев гражданской войны. Писавший в 1920−30 годы Александр Беляев стал первым советским писателем-фантастом[17]. С окончанием Второй мировой войны в детской литературе также наступили перемены. Затрагивается тема участия детей и подростков в Великой Отечественной войне («Сын полка» Валентина Катаева, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Четвёртая высота» Елены Ильиной, «Васёк Трубачёв и его товарищи» Валентины Осеевой, «Иван» Владимира Богомолова). Предзакатный расцвет советской детской литературы пришёлся на 1960−80-е годы.
Классификация[править | править код]
По жанру [править | править код] Литературный жанр как литературная композиция определяется по технике исполнения, содержанию, размеру и теме. Нэнси Андерсон выделяет шесть категорий (с поджанрами)[25]: · Книжка с картинками включает книги, обучающие счёту и чтению; · Традиционная литература включает фольклорные сказки, передающие легенды, обычаи, суеверия и поверья людей минувших эпох. Подразумевает поджанры: мифы, сказки, басни, легенды. · Художественная литература включает фэнтези, реализм, историческую прозу · Нехудожественная литература (англ.) · Биография и автобиография · Поэзия По возрасту [править | править код] По возрастной категории книги подразделяются на[26]: · детскую: o дошкольников — от 1 до 6 лет, o младших школьников — от 7 до 10 лет · подростковую: o средний школьный возраст — от 11 до 13 лет o старший школьный возраст — от 14 до 16 лет.
Характерные черты детской литературы[править | править код] Норман Роквелл - Волшебный Футболл: "Думаю, ты ошибаешься", - воскликнул он. - Ты сказал, что уже девять! Глупец!" (1914) · Детям отводится главная роль. · По тематике соответствует детскому возрасту. · Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей). · Простой язык. · Много диалогов и действия · Много приключений. · Счастливый конец (победа добра над злом).[27] · Воспитывает ребёнка Исследователи детской литературы[править | править код] · Е. П. Привалова (1891—1977) · В. А. Левин · М. С. Петровский.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.8.147 (0.007 с.) |