![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качеств личности спортсмена на начальном этапе
спортивной подготовки Научная новизна методики развития спортивно важных качеств личности спортсмена на начальном этапе спортивной подготовки (Методика развитияНП) в том, что раскрыты связи познавательного интереса спортсмена и его внимательности в спортивной деятельности как спортивно важного качества. Представлено научно-теоретическое обоснование построения методики развития спортивно важных качеств личности спортсмена на этапе спортивной специализации на основе активизации психологического механизма «развитие внимательности через расширение интереса к спортивной деятельности». Методика развития-НП рассматривается как средство психологического обеспечения спортивной деятельности и содержит совокупность приемов и методов, направленных на развитие спортивно важных качеств личности, совершенствование и оптимизацию систем регулирования психофизиологического состояния и поведения спортсмена с учетом актуальных спортивных задач. Основываясь на вышеизложенных положениях, в Методике развития-НП выделен как основной психологический механизм развития внимательности как спортивно важного качества (СВК) личности через целенаправленное формирование и развитие интереса к спортивной деятельности. Оптимальный вариант выбора спортивной деятельности – наличие у человека сформированного интереса к ней. Интерес, выполняет функцию мотива, стимулятора личности в овладении профессиональными знаниями, навыками и умениями. Однако интерес - динамическая категория, характеристики которой могут быть качественно различными: от страстной вовлеченности в деятельность до отсутствия интереса к ней. Такая крайне высокая (или низкая) степень проявления интереса может привести к низкой эффективности деятельности, или смене деятельности, что может оказаться для личности травмирующим событием и даже привнести материальный ущерб государству (вклад во многолетнюю подготовку спортсмена на этапах его спортивного совершенствования значителен). Зарождение профессионального интереса к деятельности у спортсмена обусловлено воздействием внешних и внутренних факторов. Одна и та же профессиональная деятельность, отражаемая в сознании людей, не у всех
вызывает один и тот же эффект, что определяется внутренней структурой личности, включающей способности, склонности, ценностные ориентации, идеалы и т. д. Профессиональный интерес, представляющий собой сложное личностное образование, имеет четырехкомпонентную структуру, включающую эмоции, мотивы, интеллект, волю [86]. Эмоциональный компонент. Согласно гипотезе Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна внутренние действия субъекта происходят из внешних путем интериоризации [17, 86]. Это положение имеет принципиальное значениев понимании механизма возникновения профессионального интереса. Спортсмены на этапах становления спортивного мастерства, включаясь в спортивную деятельность под руководством тренера, являются непроизвольными наблюдателями его профессиональной деятельности. Постоянное наблюдение, на первых порах непроизвольное, а в дальнейшем произвольное, способствует возникновению у наблюдателя эмоционального отношения к спортивной деятельности, к профессиональному спортивному миру и это увлекает спортсмена. На этапе начальной подготовки влияет на юного спортсмена и привлекательность других субъектов спортивной деятельности, и сама деятельность, что, безусловно, может изменяться на последующих этапах формирования интереса к определенному виду спорта. Далеко не всегда вид спортивной деятельности выбирается целенаправленно, часто проявляется эмоциональный компонент интереса, который обязательно включает степень характер привлекательности деятельности. Уверенность в правильном ее выборе и отсутствие желания сменить вид спорта укрепляется при удовлетворенности результатами деятельности и поддержке педагога. Мотивационный компонент. Положительные эмоции по отношению к спорту вызывают возникновение мотивов, которыми субъект руководствуется при выборе выбора вида спорта, что составляет мотивационный компонент интереса. Каждому этапу формирования интереса спортивной деятельности соответствует своя группа мотивов: 1) чувственно-эмоциональному (начальный период спортивной
подготовки) – мотивы выбора вида спортивной деятельности; 2) рациональному (период спортивной специализации) – мотивы повышения уровня навыков и умений спортивной деятельности, выбор амплуа; 3) эмпирическому (период спортивного совершенствования) – мотивы спортивного совершенствования.
Сформировавшиеся мотивы служат побудителями интеллектуальной и волевой активности личности и в свою очередь качественно влияют на характеристики интереса к спортивной деятельности. Интеллектуальный компонент профессионального интереса проявляется, когда актуализируются мотивы выбора спортивной деятельности расширяется познание мира спорта и происходит внутреннее принятие спортсменом его особенностей. На чувственно-эмоциональном этапе интеллектуальный компонент проявляется в познании спортивной деятельности и поиске своего призвания; на рациональном – в целенаправленном обучении; на эмпирическом этапе – в совершенствовании двигательных способностей. Проявление субъектом интеллектуальной активности на всех этапах формирования интереса к спортивной деятельности обеспечивает его устойчивость в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Волевой компонент обеспечивает функцию регуляции неблагоприятных состояний, возникающих на различных этапах спортивной деятельности. Развитая волевая сфера личности и мотивация спортивной деятельности представляют собой ресурс, обеспечивающий активность в овладении знаниями, навыками и умениями выбранной спортивной деятельности и сохранению интереса к ней. Волевой компонент по-разному проявляется и имеет неодинаковую значимость на этапах формирования профессионального интереса. Функционирование волевого компонента обусловлено влиянием на него мотивационного и эмоционального компонентов и различается: 1) по степени и постоянству проявления волевых усилий в процессе спортивного совершенствования; 2) по характеру причин проявления волевых усилий при совершенствовании навыков и умений. Обобщая, отметим, что интерес к спортивной деятельности спортсменов на этапах становления спортивного мастерства это сложное личностное образование, имеющее в структуре эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты, возникающий под влиянием внешних и внутренних факторов, определяющих особенности развития СВК спортсмена. Одним из психологических механизмов развития СВК личности на этапе начальной спортивной подготовки является развитие внимательности спортсмена в учебно-тренировочной деятельности через расширение интереса к спортивной деятельности. Условием активизации данного психологического механизма развития СВК спортсмена является создание развивающей образовательной среды в учебно-тренировочной деятельности спортсменов, способствующей целенаправленному и своевременному развитию, совершенствованию и корригированию качеств личности. Основные компоненты Методики развития-НП: 1) информационно-аналитический модуль содержит: анализ психолого-педагогического проблемного поля спортивной подготовки; проведение мероприятий по психологическому просвещению и профилактике; планирование диагностической и коррекционно-развивающей работы (планирование программы информационно-аналитического содержания согласуется с администрацией учебно-спортивного учреждения с учетом спортивного и учебного графика спортсменов); 2) диагностический модуль: определение уровня развития психомоторных качеств, степени устойчивости интереса к спортивной деятельности и уровня развития свойств внимания с использованием аппаратурных методов, методов наблюдения, опроса, проективных методик; диагностическая программа должна содержать как минимум два среза –исходный и итоговый;
3) развивающий и корректирующий модуль предполагает применение совокупности психологических методов и приемов развития СВК психомоторной, когнитивной, мотивационно-ценностной, регуляционной, поведенческой сфер личности – разрабатывается развивающая программа по активизации психологического механизма «развитие внимательности через расширение интереса к спортивной деятельности»; коррекционно-развивающая программа реализуется в формате общей психологической подготовки не реже двух занятий в неделю по 45 мин в течение учебно-тренировочного цикла. Содержание практического этапа реализации Методики развития-НП тренером и психологом в учебно-тренировочном процессе: – совместная работа тренера с психологом по разработке дифференцированных и частных программ развития внимательности через активизацию познавательного интереса на основе диагностических данных; – проведение тренировочных занятий развивающей направленности на основе активизации интереса к спортивной деятельности в форме поисковых вопросов через: организацию взаимодействия «тренер – предмет интереса (вид спорта) – спортсмен»; разработку алгоритмов спортивных заданий; индивидуальный подбор вида стимулирования интереса и самоконтроля двигательных действий; – совместная работа тренера и психолога по коррекции учебнотренировочного процесса и определения направлений развивающей работы психолога в индивидуальной или групповой форме. Содержание практического этапа реализации Методики развития-НП психологом в формате общей психологической подготовки спортсменов: 1. Проведение психолого-педагогического анализа факторов, вызывающих и поддерживающих внимательность спортсменов в учебно-тренировочной деятельности. 2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с целью расширения
познавательного интереса и развития аттенционной сферы личности спортсмена. Психолого-педагогический результат: развитие базовых свойств внимания, снижение уровня волевых усилий при формировании двигательных навыков, предупреждение пресыщения деятельностью при повторении учебных упражнений, укрепление и расширение познавательного интереса к занятиям. В свою очередь развитые базовые свойства внимания и состояние внимательности как рабочее состояние при выполнении двигательных задач – основа для развития внимательности как СВК когнитивной сферы спортсмена. 3. Проведение комплексных (пятикомпонентных) развивающих занятий с целью развития СВК психомоторной, когнитивной, мотивационно-ценностной, регуляционной, конативной сфер личности. Предполагается подбор и использование приемов и методов управления вниманием в тренировочной деятельности (предупреждение утомляемости, «блуждающего» внимания, пассивного внимания, снижения интенсивности внимания). Психолого-педагогический результат: формирование навыка быстрого и конкретного направления внимания на восприятие указанных предметов и явлений; развитие оперативной подвижности внимания; развитие Я-концепции спортсмена. Ожидаемые результаты в развитии спортивно важных качеств спортсменов при активизации психологического механизма «развитие внимательности через расширение интереса к спортивной деятельности» на основе внутренних и внешних детерминант: 1) целенаправленный интерес к спортивной деятельности и определенному виду спорта; 2) проявление интереса через постановку спортсменами поисковых вопросов и расширение познавательных интересов соответственно задаче развития полимотивированности спортивной деятельности; 3) влияние интереса к спортивной деятельности на развитие когнитивной, психомоторной, регуляционной, и поведенческой сферы личности; 4) создание психофизиологической и психологической основы для развития внимательности, формирование навыков наблюдательности и саморегуляции эмоционального состояния; 5) повышение культуры телесности и психологической культуры межличностного взаимодействия субъектов спортивной деятельности. Эффект практического применения Методики развития-НП в педагогическом процессе учебно-спортивного учреждения на основе совместной работы психолога, педагога и спортсмена: – проведение общей психологической подготовки комплексно с учетом актуальной и ближайшей зоны развития спортсменов, систематизации диагностической и коррекционно-развивающей работы психолога; – установление степени соответствия индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена выбранному виду спортивной деятельности; – обеспечение условий для развития спортивно важных качеств психомоторной, мотивационно-ценностной, когнитивной, регулятивной и поведенческой сфер личности (проведение общей психологической подготовки,
тренировочных занятий развивающей направленности в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии); – содействие дифференциации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе диагностических материалов. Уровень развития свойств внимания, вида внимательности в тренировочной деятельности, познавательного интереса спортсменов к занятиям избранным видом спорта диагностируется в динамике на начальном и завершающем этапе микроцикла спортивной подготовки и может быть выражены на различных уровнях (низком, среднем и высоком). Основные критерии для определения степени устойчивости интереса:
- высокий уровень: личностная стабильность интереса (ситуативная независимость); готовность совершенствовать спортивно важные качества личности; осознанность личностно значимых мотивов деятельности; - средний уровень: потеря интереса при неуспехе, неудовлетворительном результате, напряженности спортивной деятельности (ситуативная зависимость); активное проявление доминирующих характеристик интереса; - низкий уровень: эпизодические всплески интереса при высокой стимуляции или успехе; слабое проявление качественных характеристик интереса к спортивной деятельности. Целостное влияние методики развития спортивно важных качеств личности проявляется в том, что она охватывает основные сферы личности (психомоторную, когнитивную, мотивационно-ценностную, регуляционную, поведенческую), влияет на формирование Я-концепции личности спортсмена (рисунок 1).
Рисунок 1- Развитие спортивно важных качеств личности спортсмена через механизм повышения устойчивости интереса к спортивной деятельности (этап начальной спортивной подготовки)
Комплексность предлагаемой методики выражается в том, что используемые методы и приемы по развитию внимательности основаны на активизации интереса к спортивной деятельности в форме поисковых вопросов и подчиняются единой цели развития СВК спортсмена. Резюмируя, отметим, что определение вида внимательности в учебнотренировочной деятельности и привлечение активного внимания (действительного внимания по В.И. Страхову) при помощи механизма активизации познавательного интереса спортсменов в форме вопросов позволяет практически реализовать развивающую функцию в учебнотренировочной деятельности. Подтверждается необходимость в создания условий для проявления познавательных интересов в процессе познавательной и двигательной активности в учебно-тренировочной деятельности юных спортсменов. Расширение познавательных интересов в форме поисковых вопросов активизируют функции внимания (селективную и регулирующую), что в свою очередь оказывает влияние на развитие базовых свойств внимания спортсмена (концентрации, устойчивости, распределения, переключения, избирательности, объема), проявления внимательности как спортивно важного свойства личности.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.67.216 (0.062 с.) |