Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
этап - заключительный - 4 класс ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Структура урока как в 3 классе. Тот же основной метод. Тема формулируется широко. Дети сами должны находить книги. Рекомендации по оформлению уголка чтения Желательно оформить 3 полки: художественная литература (разделители по алфавиту, по жанрам), научно-популярная и справочная литература.
Урок внеклассного чтения (пример)
Тема: Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина.
Цель: Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов. Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным. Развивать наблюдательность, мышление.
Оборудование: выставка книг писателей, портреты писателей, жетоны для игры «Тир».
Ход урока. 1. Организационный момент.
2. Постановка целей.
-Отгадайте загадки: Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер) Не огонь, а жжётся. (Крапива) Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля, растение) Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова) Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык. (Заяц) Зимой и летом одним цветом. (Ель) Серый ворище по лесам, полям рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк) Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга) -На какие две группы можно разделить отгадки? (Живая и неживая природа) -Как вы поняли, о чём пишут писатели, произведения которых будем сегодня читать?
3. Работа по теме урока.
Рассказ учителя. Отгадывая русские народные загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред. Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.
(Ученик 1) Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.
(Учитель) Произведения Е. Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира. Они постоянно издаются и мгновенно раскупаются. Многие учёные не могут понять такой популярности его рассказов. Он сотрудничал с Бианки не только как писатель, но и как художник, иллюстрируя его книги. Чарушин иллюстрирует и свои рассказы. (Показ иллюстраций.) Часто героями его произведений становится ребёнок, который «по-своему» объясняет те или иные явления природы, повадки животных. Наверное, поэтому они просты, понятны детям.
Беседа по произведению. Е. Чарушин «Про Томку», «Томкины сны» - Кто такой Томка? -Почему рассказчик выбрал этого щенка? (Он нашёл деревяшку, которую тот спрятал) -Какой характер у щенка? (Он любознательный, смышлёный) -Как ребята «разгадали» сны, которые видел щенок? (По звукам, движениям щенка) - Как относится к нему автор? По каким словам вы это поняли? («Охотник», «помощник») - Какие ещё животные жили в доме автора? (Котёнок Тюпа, лисята, медвежата). - Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных. Он наблюдательный.)
(Ученик 2) Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество посвятил природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником – он познакомился будучи юннатом (участники кружка по изучению природы). Николай Иванович много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.
(Учитель) В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой-невидимкой»… Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами. Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много «звериных» диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе «с ружьём в руках». Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.
Беседа по произведению. Н. Сладков «Сказки леса». - Какие произведения писателя рассказывают о явлениях природы, но похожи на сказки? («Суд над декабрём», «Бежал ёжик по дорожке», «Зимние долги», «Клёст и дятел», «Дупляной утёнок») - Чем они похожи на сказки? (Есть зачин, звери разговаривают, с ними происходят какие-нибудь приключения) - Почему жанр называют «сказка-несказка»? (Читая эти сказки, можно узнать новое о природе, о животных и их повадках, но в них и много сказочных примет) - Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь природу) -Сегодня мы прочитаем одно из произведений Николая Ивановича Сладкова «Почему ноябрь пегий?» (Пегий – пёстрый, пятнистый)
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху! Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит: -Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят! Услыхала туча Зайца и двинулась в лес. -Нельзя, туча, назад, назад! – закричала серая Куропатка. – Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь? Туча двинулась назад. -Давай вперёд, нечего пятиться! – заворчал Медведь. – Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес. - Сто-ой, сто-ой! – завыли волки. – Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят! Туча заколыхалась – остановилась. А из лесу крик и вой. - Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! – кричат одни. - Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай! Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет. Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная. Ни зима, ни осень!
-Почему это сказка? -«Пегий» - пёстрый, пятнистый. -Почему же ноябрь пегий? (Не все животные ещё готовы к зиме. То снег, то дождь, то мороз, то оттепель. Где-то снег лежит, а где-то земля видна). (Ученик3) Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.
(Учитель) Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Бианки начал писать рано, ещё в молодости. Большое влияние на него оказали писатели – Маршак, Житков, Шварц. Бианки можно считать создателем нового жанра – «сказки-несказки». Они рождаются как ответ на детские «Почему?». Отсюда и названия многих произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, рассказы, повторы. Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы. Попутно, незаметно для себя, читатели узнают о явлениях природы, о повадках животных. Особый интерес у детей и взрослых вызывает «Лесная газета», где в оригинальных жанрах (очерках, хрониках, фельетонах) даются знания о сезонных изменениях в природе. В 1927 году была впервые напечатана «Лесная газета на каждый год», и до 1949 года автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
Беседа по произведению. В. Бианки «Лесная газета» -Как устроена «Лесная газета? (12 номеров – по номеру в месяц) - Кто пишет материал для газеты? (Учёные, лесники, юннаты) - Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной «Тир») - Что нового, интересного вы узнали о жизни животных, растений, явлениях природы? - Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы) - Какие ещё рассказы Бианки вы читали? («Черноголовка», «Музыкант» и др.) - Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений? (В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных) 4. Закрепление пройденного.
-Давайте проверим, пополнились ли ваши знания о природе. Поиграем в игру-викторину «Тир». Каждый полный и правильный ответ – 10 баллов, правильный, но не полный, - 5 баллов. Неправильный ответ – 0 баллов. (10б. – красный жетон 5б. – зелёный жетон) Игра «Тир». 1. Кто раньше появляется – летучие мыши или летучие насекомые? (Летучие мыши, так как им необходимо питание – насекомые) 2. Что вниз вершиной растёт? (Сосулька. Капли стекают вниз, сосулька увеличивается) 3. Каким местом прикреплён язык лягушки? (Передним концом – она ловит насекомых и сразу отправляет в глотку) 4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой об крыло. На ноге – зазубринки, на крыле – зацепочки. Они трутся друг об друга) 5. Есть ли у нас хищные растения? (Да. Росянка на болотах, пузырчатка – в реках) 6. Когда у птиц бывает зуб? (У птенцов на клюве. Чтобы разбить скорлупу. Потом он отпадает) 7. Как муравьи укажут на приближение дождя? (Муравьи закупоривают входы в муравейник и прячутся) 8. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет, они там не выводят птенцов) 9. Какие дрова ценятся больше: заготовленные летом или зимой? (Зимние. Так как они суше, не впитывали воду) 5. Итог урока.
-О каких писателях вы узнали сегодня на уроке? -Чем интересны их произведения? -Какие сказки и рассказы о животных вам понравились?
Тезисы. Чтобы привлечь учащихся к чтению литературы о природе, расширить общий кругозор, урок внеклассного чтения можно провести с занимательными заданиями, которые позволят не только активизировать мыслительную деятельность учащихся, но и создадут интерес к читаемой литературе. Данный урок обобщает и закрепляет знания по теме, вопросы урока определяют глубину усвоения материала, развивают мышление, память, вызывают интерес к предмету.
Домашнее задание: изучить особенности разработки урока по внеклассному чтению.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.196 (0.036 с.) |