Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Популяризация отечественной культуры за рубежом на современном этапе.
ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Виктор Шадурский Шадурский Виктор Геннадьевич — доцент кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и расширить влияние прежде всего своей культуры, использовать в собственных интересах достижения других культур. В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в прошлое больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий. Особую остроту проблемы аккультурации, ассимиляции, интеграции приобрели в период глобализации, когда изменения во всех сферах жизни человеческого общества получили заметное ускорение. Проблемы поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней культурной политике представляют особую актуальность для Беларуси, ставшей в 1991 г. независимым государством. Находясь в составе других государств, белорусский народ был вынужден принимать правила игры, которые не всегда отвечали его интересам, лучшие представители нации работали для формирования культурного образа народов, имевших политическое преимущество. В последнее десятилетие Республика Беларусь получила возможность самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации. В стране начался процесс трансформации системы международного культурного сотрудничества, сложившейся в условиях административно-командной системы, в новую демократическую систему, опирающуюся на общечеловеческие ценности и национальные интересы. Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля за формами и содержанием международных культурных обменов. Был разрушен "железный занавес", на протяжении десятилетий тормозивший развитие контактов белорусского общества с европейской и мировой цивилизацией. Возможность самостоятельно налаживать зарубежные контакты получили профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование обрели различные стили и направления литературы и искусства, в том числе те, которые раньше не вписывались в рамки официальной идеологии. Представители белорусской культуры стали выступать за рубежом от имени Беларуси, а не представлять искусство СССР, которое ассоциировалось у большинства зарубежных граждан с Россией и российской культурой. Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, проводимых за пределами республики (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.). Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных мастеров искусства на коммерческой основе не только содействовало повышению международного престижа страны, но и позволяло зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления материальной базы культуры. Сократились политические и бюрократические препоны в оформлении поездок белорусских граждан за рубеж.
К благоприятным факторам в культурной сфере следует отнести международное признание Беларуси, установление дипломатических отношений и обмен посольствами и представительствами с зарубежными странами.
Однако на новом этапе Беларуси пришлось столкнуться с целым рядом проблем. В силу своего политического веса и экономического потенциала Беларусь не является активным участником мирового культурного пространства, она имеет возможность лишь более или менее успешно приспосабливаться к существующим условиям и правилам игры. Беларусь вынуждена отвоевывать для себя уже занятую другими народами нишу в мировом культурном пространстве, причем делать это приходится в сложных политических и экономических условиях. Уже первые месяцы независимого существования показали, что для завоевания достойного места в мировом и общеевропейском сообществе недостаточно лишь намерений и деклараций, необходима целенаправленная и энергичная работа государственных институтов, всего белорусского общества по формированию позитивного образа страны. Расширение открытости Республики Беларусь привело к усилению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, опережающий рост в ней англо-американского влияния; коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение "массовой" и "элитарной" культур; развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене. Устранить негативные последствия глобализации не под силу молодому государству с ограниченными материальными ресурсами; оно может лишь внести в эти процессы некоторые коррективы. Многое в этом плане зависит от проводимой внешней культурной политики.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.146.210 (0.007 с.) |