![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансформация религиозных образов и представлений в советской аксиологии
115 Бердяев Н.А. Религиозные основы большевизма. (Из религиозной психологии рус- ского народа) // Духовные основы русской революции: собр. соч. Т. 4. Париж, 1990. Продолжение таблицы 2.3.1
Продолжение таблицы 2.3.1
Сознательно или нет, это не столь в данном случае важно, но боль- шевики формировали новую семиосферу, опираясь на архетипическую матрицу прежней религиозной системы. Но квазирелигиозное подобие, естественно, не может быть приравнено по содержащимся в ней по- тенциалам к традиционным религиям. В тот самый момент, когда с на- чалом войны с Германией было поставлено на карту само существова- ние государства (а соответственно, и правящего режима), вся прежняя атеистическая пропаганда оказалась свернута и партия пошла на союз с православной церковью. Семидесятилетний период стал максималь- но возможным сроком существования безрелигиозной, точнее, идейно скрепленной квазирелигиозным суррогатом общности. Три поколения советских людей — и коммунизм утратил свою былую привлекатель- ность. При отсутствии прочного идеологического фундамента духов- ных сил для удержания национальной периферии у государствообра- зующего русского народа не оказалось. Советский опыт есть, таким образом, историческое назидание, репродуцирующее притчу о «вави- лонской башне» — без наличия представления о Боге любая общность в долгосрочной перспективе будет обречена. Роль религии в аксиоло- гическом арсенале современных обществ заметно снижается. Но это не означает, что потенциалы их жизнеспособности в силу обозначен- ного снижения возрастают. Скорее наоборот. Выхолащивание религи- озной парадигмы подрывает и все иные производимые от нее идейно- духовные компоненты. Речь, естественно, не идет о теократической реставрации. В целях повышения жизнеспособности общественного организма необходимо решение задачи достижения оптимума между полюсами теократичности и секулярности.
Ценность веры Религиозная принадлежность выступала в традиционном обществе в качестве основного идентификационного признака большой группо- вой принадлежности. Национальный вопрос был для русского народа преимущественно вопросом сохранения собственной веры. Правосла- вие было эквивалентно понятию «русская вера». Греческая же религия в массовых народных представлениях — это нечто иное. Из этого пред- ставления проистекало противопоставление «еллинства» (эквивалент фарисейства) и «Святой Руси»116. В табл. 2.3.2 приводится подборка филологем, отражающих истори- чески выработанное русским народом отношение к религии и Богу117. Таблица 2.3.2 Ценность Бога и веры
116 Житие Аввакума / Пустозерская проза. М., 1989. С. 71; Аввакум. Два послания Си- меону из книги Толкований / Пустозерская проза. М., 1989. С. 152–153. 117 Даль В. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1984; Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации. М., 2001. С. 56–57; Нагорный Г. П. Правда, сказанная пословицей. Народная мудрость о боге и религии. М., 1964. Продолжение таблицы 2.3.2
Продолжение таблицы 2.3.2
Ценность коллективизма
Начиная с дискуссии славянофилов и западников, в центре полеми- ки о самобытности русского народа находился феномен крестьянской общины. Через него выражалась коллективистская ценностная пара- дигма национального бытия. В других цивилизациях институт общи- ны не имел такой установки на воплощение идеи коллективизма, как русский «мир». Само понятие община, возникшее в научной литерату- ре в рамках решения задачи поиска универсальных аналогов в органи- зации жизни традиционного общества, формировало сущность миро- центричной организации жизни русского крестьянства118. После революции «мир» с той или иной степенью успешности был подменен колхозом. Традиционная ценность общинности (коллек- тивизма) нашла в советское время иные модернизированные формы выражения. Важно то, что, несмотря на произошедшую трансформа- цию, она была сохранена и даже вынесена в качестве одного из главных принципов новой идеологии. Следовательно, общность, сохраняемая как фактор при всех инверсиях моделей государственной организа- ции, есть базовая системообразующая ценность российской цивили- зации. Н.А. Бердяев писал о «русском коммунизме» как об историче- ской матрице национального бытия России, сложившейся задолго до появления самих теоретиков коммунистического концепта119. Сегодня понятие коммунизм прочно ассоциируется с советским периодом рос- сийской истории, в виду чего более целесообразно было бы говорить о ценности русского миробщинного строительства. Данный ориентир отражен в многочисленных народных филологемах (табл. 2.3.3)120.
118 Бусыгин Е.П. и др. Общественный и семейный быт русского сельского населения среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование (середина XIX — начало XX вв.). Казань, 1973; Вдовина Л.Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине XVIII в. М., 1988; Крестьянская община Сибири XVII — на- чала XX в. / под. ред. Л.М. Горюшкина. Новосибирск, 1977; Громыко M.M. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; Громыко M.M. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII — первая половина XIX вв.). Но- восибирск, 1975; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991; Кауфман А.А. К вопросу о происхождении русской земельной общины. М., 1907; Кауфман А.А. Рус- ская община в процессе ее зарождения и роста. М., 1908. 119 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 120 Даль В. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1984; Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации. М., 2001. С. 132–133. Таблица 2.3.3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.40 (0.015 с.) |