Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы. Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), как «наука о душе» и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Психология – это наука о психике и внутреннем мире человека, которая изучает психические явления. Впервые термин «психология» появился в 16 веке. Занималась психология душевными и физическими явлениями. В 19 веке, психология становится самостоятельной и экспериментальной наукой. Предметом изучения психологии стала психика. В 20 веке психология утратила свой узкий смысл. В 19 веке стали создавать специальные технические приборы и устройства. В 20 веке получили широкое распространение математические модели и расчеты. Предмет психологии изучает психику в целом, а точнее психические процессы, состояния, психические особенности личности как отражение в мозгу предметов и явлений действительности. Задачи психологии: 1. Научится понимать сущность психических явлений; 2. Научится управлять психическими явлениями; 3. Использовать полученные знания для повышения эффективности. Психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами. Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно – материальна, как материальна кристаллическая решетка – гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация – главное в компьютере. Без программ – это просто набор деталей. В этой аналогии диск – носитель информации, мозг – носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика – к мозгу. Диск и мозг – это субстрат, информация и психика – форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика – нет. Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Пси́хика от др.-греч. «душевный, жизненный».
· «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию». · Внутренний мир человека. Психические явления |
||||||
Психические процессы | Психические состояния | Психические особенности | |||||
Ощущения, восприятие, память,внимание,мышление, речь,представления,воображение | Эмоции, чувства, воля | Темперамент, характер, способности, направленность личности |
Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.
Например, вы читаете книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в кресле дома. В вашей психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это “Я”, который здесь живет и что-то читает. Вы наблюдаете себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, а поэтому они предстают перед вами в сознательном образе. Вы понимаете, что дом, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкретном человеке. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависимости от личности существующего бытия.
Сознание —сфера психики, где отражение объективности и реальности приобретают особые, высшие формы, свойственные только человеку.
Методы психологии
Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Бывают: основные, вспомогательные и дополнительные методы психологического исследования.
К основным относятся:
|
* наблюдение * эксперимент
Ø НАБЛЮДЕНИЕ - это преднамеренное систематизированное и целенаправленное восприятии внешнего внешнего поведения человека с целью его последующего анализа со стороны наблюдателя.
Ø ЭКСПЕРИМЕНТ – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
К вспомогательным:
Метод тестов – система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств, свойств личности.
Анкетирование – вид письменного опроса, при котором идет взаимодействие между исследователем и отвечающим (они общаются с помощью анкеты).
Метод беседы – вид устного опроса, который характеризуется свободой проведения в непринужденной обстановке и возможностью изменять содержание вопросов в ходе беседы.
Интервью – метод получения информации в виде беседы исследователя с лицом или группой лиц.
Анализ результатов деятельности - метод изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Социометрия – это метод психологии, который используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Убеждение – это направленное воздействие на человека посредством аргументов: выставление четких целей задач
Внушение – убеждение спортсмена в необходимости выполнить комплекс каких-либо мероприятий, настроить на ту или иную деятельность.
Тренинг - это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме.
К дополнительным относятся:
Методы, заимствованные из других наук, например физиологии (ЭЭГ, ЭКГ и др.) и математики (математическая обработка данных, статистический анализ), инженерии (компьютерная обработка полученных данных).
Виды деятельности
Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:
1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
|
3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.
Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.
Темперамент.
Корнями физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (5 в. до н.э.) описал 4 типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется 4 основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum – «смесь», «соотношение»). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - «кровь»), холерический (от греч. сhole – «желчь»), флегматический (от греч. рhlegma – «слизь»), меланхолический (от греч. melaina chole – «черная желчь»).
Сангвинический темперамент. Сангвиник – человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себя вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.
|
Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов – сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.
Холерический темперамент. Желчь – один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.
Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. Холерики, по мнению Сиендаля, были Юлий 2, Карл 5, Кромвель.
Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например голландцам. Флегматики склоны к ожирению. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного гренадера-голландца.
Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние – спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования.
Меланхолический темперамент. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение.
Характер.
В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения понятий характер и личность. Характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы: характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура, и наоборот, личность понимается как специфическая часть характера. Характер и личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
|
Карл Густав Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный.
Термины «экстраверт» и «интроверт» известны давно, но прочно в обиход их ввел Карл Юнг в начале XX века. Это два абсолютно противоположных типа личности. Считается, что у каждого человека есть черты обоих типов, но преобладает какой-то один.
Экстраверт – это человек, который очень любит общаться. У него может быть богатый внутренний мир, но он не очень обращает на него внимание, а только если это необходимо для достижения какой-то цели.
Интроверт – это человек, который погружен в себя. И тем не менее при необходимости он может общаться с людьми, но ровно настолько, насколько это нужно. Определение типа личности базируется на совокупности таких качеств, как честолюбие, активность, напористость, коммуникабельность и разговорчивость. Чтобы ответить на вопрос: «Ты интроверт или экстраверт?», надо более подробно рассмотреть каждый тип в отдельности. И только потом можно делать какие-то выводы.
Экстраверт – это человек, который стремится к общению с людьми. Ему нравится внимание окружающих. Он легко завязывает новые знакомства, участвует в общественных мероприятиях, часто выступает перед публикой. Приветливый, имеет много друзей, очень честолюбив и напорист. Именно такими словами можно охарактеризовать экстраверта.
Эти люди не переносят одиночества, очень зависят от чужого мнения, из-за чего на них легко влиять. Экстраверт может стать отличным тамадой, артистом, политиком или чиновником. Но он должен держать под контролем свою агрессивность, стараться ограничивать склонность к риску и желание действовать под влиянием момента.
Интроверт – это человек, который настроен пессимистично, замкнут, всегда держит свои эмоции под контролем. Он застенчив и сдержан. Ему нравится быть в тишине и одиночестве. Обществу интроверт предпочитает книги. Редко заводит новые знакомства, и если уж становится кому-то другом, то самым надежным и на всю жизнь. Он никогда не поступает вразрез со своими убеждениями, но если вдруг такое все же случается, интроверт долго будет мучиться и переживать. Хорошо это или плохо, но такие люди практически не поддаются чужому влиянию и всегда имеют свою точку зрения. Одно из самых ценных качеств этого типа личности – человек редко переступает общеустановленные нормы поведения.
Из интровертов получаются отличные ученые, исследователи, писатели или частные предприниматели. Ведь для них творческий процесс важнее конечного результата. Дети-интроверты – это тихони и отличники, которые никогда не могут постоять за себя и дать сдачи. А все потому, что очень добры, даже чересчур. Многие этим пользуются, особенно при желании списать на контрольной. Мужчины-интроверты становятся подкаблучниками, но женщины этого типа чувствуют себя в браке намного комфортней, чем экстраверты.
Способности.
Способности бывают врожденные и формирующиеся при жизни.
Термины «врожденный», «прирожденный» (т.е. имеющийся к моменту рождения) обычно употребляют в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству». Однако с научной точки зрения это нестрого: до рождения индивид проходит длительный путь внутриутробного развития, в течение которого он подвергается «средовым воздействиям». Поэтому термин «наследственный» более точен для выражения предполагаемого смысла.
Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления».
Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующую деятельность, необходимую для развития способностей.
При неблагоприятных общих условиях воспитания, например, при частых психических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания и отвлекаться от развивающихся способностей.
Неправильное обращение с мотивацией, например излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребенка и «засушить» способность.
Тема 1. Предмет психологии, задачи и методы.
Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), как «наука о душе» и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология – это наука о психике и внутреннем мире человека, которая изучает психические явления.
Впервые термин «психология» появился в 16 веке. Занималась психология душевными и физическими явлениями. В 19 веке, психология становится самостоятельной и экспериментальной наукой. Предметом изучения психологии стала психика.
В 20 веке психология утратила свой узкий смысл. В 19 веке стали создавать специальные технические приборы и устройства. В 20 веке получили широкое распространение математические модели и расчеты.
Предмет психологии изучает психику в целом, а точнее психические процессы, состояния, психические особенности личности как отражение в мозгу предметов и явлений действительности.
Задачи психологии:
1. Научится понимать сущность психических явлений;
2. Научится управлять психическими явлениями;
3. Использовать полученные знания для повышения эффективности.
Психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.
Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно – материальна, как материальна кристаллическая решетка – гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация – главное в компьютере. Без программ – это просто набор деталей. В этой аналогии диск – носитель информации, мозг – носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика – к мозгу. Диск и мозг – это субстрат, информация и психика – форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика – нет.
Психика человека – это свойство мозга ощущать и оценивать происходящее, создавая внутреннюю картинку случившихся событий. Пси́хика от др.-греч. «душевный, жизненный».
· «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию».
· Внутренний мир человека.
Психические явления
Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.
Например, вы читаете книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листаете страницы, сидите в кресле дома. В вашей психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это “Я”, который здесь живет и что-то читает. Вы наблюдаете себя как бы со стороны, выделяетесь из объективных условий, а поэтому они предстают перед вами в сознательном образе. Вы понимаете, что дом, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше чтение, переживания и впечатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкретном человеке. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависимости от личности существующего бытия.
Сознание —сфера психики, где отражение объективности и реальности приобретают особые, высшие формы, свойственные только человеку.
Методы психологии
Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Бывают: основные, вспомогательные и дополнительные методы психологического исследования.
К основным относятся:
* наблюдение * эксперимент
Ø НАБЛЮДЕНИЕ - это преднамеренное систематизированное и целенаправленное восприятии внешнего внешнего поведения человека с целью его последующего анализа со стороны наблюдателя.
Ø ЭКСПЕРИМЕНТ – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
К вспомогательным:
Метод тестов – система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств, свойств личности.
Анкетирование – вид письменного опроса, при котором идет взаимодействие между исследователем и отвечающим (они общаются с помощью анкеты).
Метод беседы – вид устного опроса, который характеризуется свободой проведения в непринужденной обстановке и возможностью изменять содержание вопросов в ходе беседы.
Интервью – метод получения информации в виде беседы исследователя с лицом или группой лиц.
Анализ результатов деятельности - метод изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Социометрия – это метод психологии, который используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
Убеждение – это направленное воздействие на человека посредством аргументов: выставление четких целей задач
Внушение – убеждение спортсмена в необходимости выполнить комплекс каких-либо мероприятий, настроить на ту или иную деятельность.
Тренинг - это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме.
К дополнительным относятся:
Методы, заимствованные из других наук, например физиологии (ЭЭГ, ЭКГ и др.) и математики (математическая обработка данных, статистический анализ), инженерии (компьютерная обработка полученных данных).
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.182.50 (0.074 с.)