Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группа 3. Крестьянский вопрос
Вопросы и задания 8.. Определите отношение дворянства к отмене крепостного права. Документ 1 Отношение дворянства к отмене крепостного права «Мнение об освобождении крестьян разными обстоятельствами столь усилилось в умах, что малейший повод и прикосновение к сему предмету может произвести опасные заблуждения. Примеры ослушаний, возбуждаемых по случаям менее сего основательным, доказывают ясно, сколь много народ расположен к новостям сего рода и сколь легко предается он всем слухам о перемене его состояния. При таковом расположении умов издание общего закона об освобождении крестьян по условиям может произвесть превратные толки, и вместо того, чтоб видеть в нем установление на прежних законах и на взаимной пользе основанное, многие помещики, пораженные слухами, усмотрят в нем первое потрясение их собственности, а крестьяне возмечтают о неограниченной свободе…» Из журналов Непременного совета Документ 2 «Что значит освободить у нас крестьян?Дать им волю жить где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо. Но сии земледельцы не будут иметь земли, которая, в чем не может быть и спора, — есть собственность дворянская. Они или останутся у помещиков с условием платить им оброк, обрабатывать господские поля, доставлять хлеб куда надобно, одним словом, для них работать, как и прежде, или недовольные условиями, пойдут к другому, умереннейшему в требованиях, владельцу. В первом случае, надеясь на естественную любовь человека к родине, господа не предпишут ли им самых тягостных условий? Во втором случае, буде крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей, не потерпит ли и земледелие? Не останутся ли многие поля необработанными, многие житницы пустыми? Не вольные земледельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уж не завися от суда помещиков, решительного, безнадежного, крестьяне начнут ссориться между собою и судиться в городе, — какое разорение! Освобождение от надзора господ, имевших собственную земскую исправу или полицию, гораздо деятельнейшую всех земских судов, станут пьянствовать, злодействовать, — какая богатая жатва для кабаков и мздоимных исправников, но как худо для нравов и государственной безопасности! Падение страшно!!»
Н.М. Карамзин. Из «Записки о древней и новой России» Задание к документам. 1. Какие аргументы выдвигались против отмены крепостного права? Согласны ли вы с ними? Объясните свой ответ. 2. Объясните, почему члены Негласного комитета считали отмену крепостного права преждевременной мерой? 3. 12 декабря 1801 г. был издан указ, разрешавший купцам, мещанам и казенным крестьянам покупать незаселенные государственные земли. Подумайте, какие цели преследовал этот указ, каковы будут его результаты? 4. Важнейшим из законодательства по крестьянскому вопросу явился Указ о вольных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г. Прочтите текст указа. Документ 3 Указ о вольных хлебопашцах «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучнми, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору. — А.В.); и если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Если крестьянин или и целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по-прежнему. Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят. Они ведаются судом и расправою в тех же местах, где и казенные крестьяне. Как скоро исполнением условий, крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследие, не раздробляя, однакож, участков менее 8 десятин; ровно имеют они право вновь покупать земли».
Задание к документу. Назовите основные положения Указа о вольных хлебопашцах. Какое условие было необходимо для освобождения крестьян? Почему указ не мог дать серьезных практических результатов? 9. Оцените результаты деятельности Александра I по решению крестьянского вопроса. Что помешало радикальному решению крестьянского вопроса? Группа 4. Реформы в области народного образования Вопросы и задания учащимся 1. Ознакомьтесь с цифрами. По данным на 1810 г., только 13% чиновников имели высшее образование, 22,2% — низшее и среднее и 31% — домашнее, уровень которого был очень низким. Почему реформы в сфере народного образования были более решительными и последовательными? 2. Расскажите об изменениях, произошедших в системе образования. Составьте схему учебных заведений России 18 в. Реформы в области образования проводились в 1802 – 1804 гг. На территории России создавалось 6 учебных округов, в которых были 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Были открыты новые университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819 г. в университет. Создавались привилегированные лицеи (Демидовский в Ярославле, и Царскосельский) 3. Чтобы побудить чиновников учиться, 24 января 1803 г. был издан Указ «Об устройстве училищ», который предупреждал, что через пять лет лица, не представившие свидетельства об окончании учебного заведения, не будут переводиться в высшую должность. А по Указу от 6 августа 1809 г. каждый чиновник, чтобы получить следующий чин, должен был сдавать специальный экзамен. Ознакомьтесь с документом. Документ Из Указа от 6 августа 1809 г.«О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках» «Исключая университеты Дерптский и Виленский, все прочие учебные заведения, в течение сего времени открытые, по малому числу учащихся, не соразмерны способам их учреждения... Между тем все части Государственного служения требуют сведущих исполнителей, и чем далее отлагаемо будет твердое и отечественное образование юношества, тем недостаток впоследствии будет ощутительнее. Восходя к причинам столь важного неудобства, мы находим между прочим, что главным поводом к оному есть удобность достигать чинов не заслугами и отличными познаниями, но одним пребыванием и счислением лет службы. В отвращение сего и дабы положить наконец преграду исканиям чинов без заслуг, а истинным заслугам дать новое свидетельство нашего уважения, признали мы нужным постановить следующее: 1. С издания сего указа никто не будет произведен в чин коллежского ассесора, хотя бы и выслужил положенное число лет в титулярных советниках, если сверх отличных одобрений своего начальства, не предъявит свидетельство от одного из состоящих в империи университетов, что он обучался в оном с успехом наукам, гражданской службе свойственным, или что, представ на испытание, заслужил на оном одобрение в своем знании. Порядок и образ сих испытаний имеет быть немедленно определен и обнародован от Главного училищ управления. 2. Порядок производства в чины до коллежских ассесоров оставляется на прежнем основании...
Образ испытания. В каждом университете должен быть установлен особенный Комитет из ректора и трех профессоров для испытаний. Желающий является в сей Комитет, представляет аттестаты места, где он обучался, буде их имеет... Кандидаты, оказавшиеся без нужных познаний, получают отказ... Кандидатам, оказавшим довольные в науках успехи, от Правления университетского, по донесению Комитета, выдается аттестат в надлежащей форме. Сей аттестат кандидат представляет своему начальству, которое и вносит его в послужной список, и каждый раз, когда впоследствии дело настоять будет о производстве его в осьмиклассный чин, представляет и аттестат сей...» Задание к документу. Назовите причины изменения порядка производства в чины. В чем состояли эти изменения? Почему указ вызвал недовольство чиновников? 4. Каковы результаты реформ в области народного образования? Принесли ли эти реформы реальные результаты? Стало ли образование более доступным для широких слоев населения России? Почему? Подтвердите свой ответ фактами. Группа 5. Проект преобразований М.М. Сперанского Вопросы и задания учащимся 1. Один из современников вспоминал: «Человек сей быстро возник из ничтожества». Чем объясняется стремительное продвижение Сперанского по служебной лестнице? 2. Перечислите личные качества М.М. Сперанского. Документ Современники о М.М. Сперанском «Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших, уступавших ему в дарованиях, ему удалось быстро пройти по первым ступеням служебной лестницы, отодвигая в сторону сослуживцев, причем не было недостатка с его стороны в различных всякого рода интригах... В его власти было если не вполне достичь желаемой цели, то, по крайней мере, положить прочное к тому основание, именно тем, чтобы основательно и правильно постигнуть значение общественных учреждений. Сперанский в состоянии был бы это сделать, если бы эту большую заслугу не принес в жертву своему стремлению к новшествам, своему пустому тщеславию все переделать». Из «Записок» барона Т.А. Розенкампфа «Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас дает нам чувствовать нашу зависимость... Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен; жаждущий того, что дает только внешний вид счастья, он не способен постигнуть того блага, которое ведет к спокойствию души. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер, употребляющий все усилия, чтобы убедить публику в своих талантах и не обнаруживающий своих сил...»
Барон Густав Армфельд Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний? При ответе учтите, что и Г.А. Розенкампф, и Г. Армфельд были злейшими врагами М.М. Сперанского. 3. Александр I поручает Сперанскому подготовить проект преобразований. К концу 1809 г. он составил документ под названием «Введение к уложению государственных законов». Какую задачу ставил Сперанский, создавая этот документ? Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законосовещательные органы и принцип разделения властей в организации государственной власти, расширяла бы права некоторых сословий, устанавливала выборность части чиновников и их ответственность. 4. Составьте схему органов государственной власти по проекту Сперанского и дайте ей объяснение. • Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти. • Государственный Совет — совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти. • Исполнительная власть принадлежит министерствам. • Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имеющими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депутатов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многоступенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора. • Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого назначаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными. 5. Какой предполагалась социальная структура населения России по проекту Сперанского. Какие права получали сословия? Население делилось на три сословия: • дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; • «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне); • «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга). Избирательное право получали первые два сословия. Для «третьего сословия» сохранялось крепостное состояние, но предоставлялись некоторые гражданские права и возможность в перспективе перейти в «среднее состояние» путем приобретения собственности. 6. Проект М.М. Сперанского вызвал резкое недовольство со стороны дворянства. Объясните, в чем, по вашему мнению, проект ущемлял интересы дворянства. Почему Александр I не мог пойти на реализацию проекта? 7. Прочитав документ, назовите причины отставки и ссылки М.М. Сперанского. Документ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.180 (0.024 с.) |