![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт реализации межпредметных связей географии и физики в практике обучения географии
Современные методы обучения и их сочетания должны способствовать развитию межпредметных связей. Реализация межпредметных связей происходит на разных уровнях позновательной деятельности учащихся. Устанавливая межпредметные связи, учитель должен хорошо знать преимущества каждого метода обучения и в зависимости от учебной темы проводить отбор наиболее результативных методов. Изменения происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни, вызывают неоходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания учащихся. С этой целью обновляется содержание школьного образования, корректируются учебные планы, совершенствуются программы и учебники, методы и формы организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что в имеющихся методических пособияхи рекомендациях для учителей не находят должного отражения современные достижения в дидактике и методиках преподавания основ наук. [Малахов Н.В., 1982]. Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе подчеркивались в трудах выдающихся педагогов 18-19 веков Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г. Песталлоции, И.Ф. Гербарта, а также в трудах русских просветителей 19-20 веков В.Г.Белинского, В.Ф.Одоевского,К.Д.Ушинского[Федорец Г.Ф., 1985]. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют комплексные программы 20-х годов. «Отличительная черта новой программы – стремление провести комплексный метод. Этот метод состоит в том, что изучаются не изолированные учебные предметы, но выдвигаются так называемые центральные темы… Анализ методической литературы показал недостаточность и поверхностность использования межпредметных связей в процессе преподавания таких естественных наук, как физика и география, что объясняется спецификой программ, не содержащих рекомендации относительно процессуальной стороны реализации МПС, а также неумением учителей осуществлять их. В результате проведенных исследований, изучения опыта работы учителей школ и преподавателей высших учебных заведений на основе анализа дидактических функций межпредметных связей, их содержательной основы и структурных компонентов, определены основные направления работы педагогов по их реализации. Общеизвестно, что основные направления в деятельности педагогов по реализации МПС были впервые разработаны A.B. Усовой [Усова А.В.,2002].
Анализ журнала «География в школе» показал, что статей посвященных межпредметным связям немного (табл. 1.3.1). Таблица 1.3.1 Статьи из журнала «География в школе» по теме межпредметных связей
Например, в работе кандидата педагогических наук Н. В. Малахова «Виды межпредметных связей и их использование» пишется, что использование межпредметных связей приобретает актуальное значение в условиях работы по усовершенствованной программе, в которой предусмотрена рубрика «Межпредметные связи» с указанием опорных знаний из других дисциплин. Однако те указания, которые содержит усовершенствованная программа по применению межпредметных связей, не исключают и более активного применения этих связей при изучении самых различных тем географии. Автор статьи выделяет 3 вида по временному (хронологическому) признаку. И именно по этому признаку предусмотренные усовершенствованной программой по географии межпредметные связи относят, преимущественно к первому виду – предшествующие. И так, умелое применение всех видов связей помогает улучшению обучения географии, содействует повышению престижа данного предмета.
В статье кандидата географических наук Н.А. Кильдишовой и учителя Саранской гуманитарной гимназии Т.С. Сураевой говорится, что проблема успешного использования межпредметных связей учителем на уроках географии состоит в том, что многие знания по другим предметам, важные для понимания физико- и экономико-географических явлений и процессов, учащиеся приобретают с опозданием. Все это результат того, что каждый учебный предмет занимает определенное место в учебном плане школы и имеет свою логику построения, определяющую время и последовательность изучения отдельных курсов и тем. По их мнению, составители учебного плана и программ школьных дисциплин недостаточно полно рассматривают вопрос соотношения изучаемых тем по школьным предметам. В гистограмме указаны статьи, напечатанные в журнале «География в школе». Из всех напечатанных статей, посвященных на тему «Межпредметные связи» только одна статья затрагивает межпредметную связь физики и географии. Больше всего статей напечатано про саму межпредметную связь в географии (рия. Рис. 1.3.1. Гистограмма напечатанных статей в журнале «География в школе» по теме межпредметных связей Способы реализации МПС на учебных занятиях с целью формирования новых знаний опираются на знания и умения, полученные ранее при изучении других предметов; заключаются в решении задач, требующих комплексного применения знаний, полученных при изучении различных предметов. За последние годы в результате научных исследований и новаторской работы ученых и педагогов определены новые формы учебных занятий, использующие МПС для систематизации и обобщения знаний, полученных учащимися в процессе изучения нескольких учебных предметов, а также для выработки умения решать практические и теоретические задачи на основе комплексного применения этих знаний. Впервые такие формы учебных занятий при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла были разработаны и апробированы в школах Челябинска еще в 1963 году. Они включали в себя уроки с фрагментами межпредметных связей, обобщающие лекции, учебные конференции и комплексные семинары, лабораторные практикумы межпредметного характера, комплексные экскурсии и факультативные занятия. В изучении учебной темы любого предмета естественнонаучного цикла с использованием МПС выделяют два этапа:I - начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, и II - основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих понятий на межпредметной основе [Подольский.А. И., 1985]. Принцип МПС может быть успешно реализован через:
• использование педагогических технологий развивающего и интегративного обучения; • проведение интегрированных уроков; • решение задач межпредметного содержания; • проведение межпредметных лабораторных работ и экскурсий межпредметного характера; • интегративную подготовку учителей [Гурьев.А.И, 2002]. Уроки с привлечением межпредметных связей могут быть двух типов: уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметовиинтегрированные уроки [Морозова.Е.А., 1991]. Нами было проведено анкетирование учителей, с целью которого являлось изучение их отношения и готовности к деятельности по реализации межпредметных связей. В анкете учителям географии были предложены следующие вопросы: 1. Приходится ли Вам осуществлять МПС на уроках? Как часто? A) да, на каждом уроке; Б) да, эпизодически;нет. 2. Между какими предметами Вы наиболее часто осуществляете МПС? A) с физикой; Б) с химией;с биологией. 3. Какие формы организации учебных занятий Вы считаете наиболее предпочтительными для осуществления МПС? A) традиционный урок; Б) интегративный урок; B) комплексные экскурсии; Г) семинары. 4. Пользуются ли учащиеся при ответах на Ваших уроках примерами или ранее полученными знаниями смежных дисциплин? A) часто; Б) иногда;В) нет. 5. Как, на Ваш взгляд, влияют МПС на познавательный интерес учащихся? A) стимулируют интерес к урокам;Б) расширяют интерес к смежным предметам;укрепляют интерес к предмету. 6. Каким способом Вы осуществляете МПС на уроках? A) опираетесь на знания, полученные учащимися ранее; Б) используете знания, полученные учащимися ранее; B) решаете задачи межпредметного содержания; Г) используете при объяснении явлений и свойств вещества законы и теории, изучаемые на уроках по смежным предметам. 7. Какие направления деятельности учителя, на Ваш взгляд, способствуют успешной реализации МПС? A) осуществление единого подходах к формированию общенаучных понятий; Б) устранения дублирования при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин; B) согласованность во времени изучения вопросов смежных дисциплин; Г) преемственность в развитии у учащихся общенаучных понятий. 8. Какие трудности Вы испытываете в вашей работе при осуществлении МПС? A) недостаточность методических рекомендаций; Б) недостаточные знания содержания смежных предметов; B) отсутствие координации в работе учителей смежных предметов; Г) отсутствие специальной курсовой подготовки;
Д) отсутствие опыта. 9. Какую конкретную работу по реализации МПС Вы осуществляете в учебном процессе? A) включаете МПС в поурочные и тематические планы; Б) изучение и анализ учебных программ смежных предметов с целью координации учебного материала; B) составляете задачи межпредметного содержания; Г) используете на уроках учебные материалы по смежным дисциплинам. При анализе данных анкетирования нами получены следующие данные: • 60% учителей эпизодически используют МПС, 11.5% - не используют их никогда. • Наиболее часто МПС географии осуществляются с физикой (90.4%). • 52.3% учителей применяют МПС на интегрированных уроках и во время комплексных экскурсий. • От 33.3% до 47.6% учителей считают, что МПС влияют на познавательный интерес учащихся. •Только 19% учителей осуществляют МПС путем решения задач межпредметного характера. • Основным направлением деятельности учителя, способствующим успешной реализации МПС, 66.6% учителей считают в осуществлении единого подхода к формированию общеучебных умений и навыков и 23.8% - в устранении дублирования учебного материала. • 47.6% учителей считает, что основной проблемой в осуществлении МПС является недостаточность методических рекомендаций и, только, 9.5% называют - отсутствие умения и опыта их реализации. • Несмотря на то, что 76.1% учителей включают МПС в учебные планы, только 47.6% - предварительно изучают учебный материал смежных дисциплин, 42.8% - составляют и используют задачи межпредметного содержания и, лишь, 19% - используют учебные пособия по смежным предметам. Реализация межпредметных связей зависит от содержания материала и от формы организации учебных занятий. Сведения, полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего либо используют в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления и закрепления знаний. В любом из этих случаев используемый материал необходимо повторить, пользуясь по возможности теми же формулировками и обозначениями, которые были введены в смежном курсе. Если же есть необходимость в иных обозначениях, то их следует сопоставить с привычными и показать идентичность. Обобщающие уроки обладают большой возможностью систематизации знаний и навыков по межпредметным связям. В обобщающих уроках целесообразно использовать программированные задания межпредметного содержания. Такие формы контроля, если их применяют в разумных размерах, не создают перегрузки учащихся, повышают интерес к знаниям межпредметного содержания, а также позволяют оценить умения учащихся применять знания из других учебных предметов. В заключение можно сказать, что реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связана с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказом к педагогической науке и образованию.
Выводы по 1-ой главе. В данной главе нами рассмотрено понятие межпредметные связи в педагогике, а также состояние проблемы МПС в теории обучения и опыт реализации МПС в практике обучения. Исторический обзор развития идеи межпредметных связей в педагогике и частных дидактиках, а также анализ научно-методической литературы, посвященных проблемам развития системы образования позволяет, сделать следующие выводы: 1. Межпредметные связи на современном этапе развития образовательных систем должны играть ведущую роль в системе школьных естественнонаучных дисциплин. 2. Реализация принципа межпредметных связей в теории обучения направлена на формирование межпредметной структуры учебных знаний, которая создает условия для развития у учащихся интегративного синтетического мышления. 3. Принцип межпредметных связей должен определять основные направления деятельности учителя и характер познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо знать, что такое МПС, их виды, основные дидактические функции, общие теоретические основы, статус в современной дидактике, а также пути, способы и средства их реализации. 4. К сожалению, несмотря на многочисленные исследования в области теории и практики МПС они не адресованы к конкретным проблемам педагогической науки и школьной практики; в опубликованных образовательных программах МПС физики и географии не нашли должного отражения ни в содержательном, ни в деятельностном отношениях; в учебниках практически отсутствуют системы упражнений, требующих комплексного применения знаний по смежным дисциплинам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.155 (0.045 с.) |