![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Основные признаки научного стиля речи.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тема: Основные признаки научного стиля речи.
Цель: Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль, знать основные жанры. Развивающая: способствовать развитию умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы. Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Беседа по теме «Функциональные стили. Разговорный стиль речи» - Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? - Какие стили речи вам известны? - Какие признаки имеет любой функциональный стиль (сферу употребления; основные функции; стилевые черты; языковые средства) - Назвать характерные особенности разговорного стиля. - Какие морфологические и синтаксические средства свойственны разговорному стилю? 2. Проверить составленные диалоги.
II. Объяснение новой темы Отличительные признаки научного стиля. Записать в тетрадь. Научный стиль речи характеризуется следующими признаками: 1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах; 2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации. 3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность; 4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным. В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как: 1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.; 2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.; 3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.
III.Закрепление Морфологические особенности научного стиля. Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:
• Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8% • Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9% Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи. Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.
Использование существительных в научном стиле Для научного стиля характерно использование отглагольных существительных: • образованных бессуффиксным способом (нагрев — нагревать); • образованных с помощью суффикса -к- (установка —установить); • образованных с помощью суффиксов - ени -, - ни -.
Задания: 1) Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом: Учитывать (учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор). 2) Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-: Надстроить (надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка). 3) Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов - ени -, - ни -: Тормозить (торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять (измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).
Научный стиль речи Главное достоинство научного языка – ясность (Д.С. Лихачёв) Научный стиль речи характеризуется следующими признаками: 1) сфера использования (где?): в научных статьях, учебниках, докладах. 2) задачи речи (зачем?) – точная передача и доказательное изложение научной информации. 3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность. 4) основные языковые средства: лексика: термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, абстрактная лексика (горение, протяженность, романтизм), слова в прямом значении.
морфология: преобладание имен существительных и прилагательных, предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие). синтаксис: простые распространенные и сложноподчиненные предложения причины, следствия, предложения без подлежащего, предложения с причастными оборотами и вводными совами (во-первых, во-вторых, наконец, таким образом). 5) Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, конспект, диссертация, учебник, научный доклад, лекция. Конспект – сжатое изложение содержания первичного текста, состоит из кратких предложений с основной смысловой нагрузкой. В конспекте желательно использовать сокращения. Реферат – краткое изложение содержания первоисточника (первоисточников). Рецензия на текст – письменный разбор первоисточника, в котором необходимо прокомментировать основные положения текста (сформулировать основную проблему текста и позицию автора, выразить собственное отношение к проблеме, аргументировать свою оценку), сделать выводы о значимости работы (проблемы). Отзыв о тексте – общая характеристика работы без подробного анализа, выражение собственного мнения, практические рекомендации. Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения.Композиция аннотации: 1) О чём говорится в книге (статье) 2) Из каких частей состоит работа? 3) Кому предназначена данная книга (статья)?
Задание Записать в тетрадь термины: химические, физические, лингвистические. Записать в тетрадь 2 аннотации и проанализировать композицию.
Научный стиль речи. Практические задания. Тест. Вариант 1 Три пласта научного стиля А) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства Б) общенаучные, общеупотребительные, просторечия В) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные Термины относятся к А) общеупотребительной лексике Б) узкоспециальной лексике В) общественно-политической лексике Важнейшее качество термина А) однозначность Б) многозначность Тест. Вариант 2 Элементами А) кардиоскоп, вибрация, сейсмология Б) агрохимия, кнопка, дрель В) суперобложка, биосфера, полифония Выберите общенаучные слова
А) центр, сила, пять Б) энергия, деталь, скорость В) величина, орфоэпия, персонаж П-14 Тест "Типы и стили речи" I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи: 1.Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
Тема: Основные признаки научного стиля речи.
Цель: Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль, знать основные жанры. Развивающая: способствовать развитию умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы. Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Беседа по теме «Функциональные стили. Разговорный стиль речи» - Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? - Какие стили речи вам известны? - Какие признаки имеет любой функциональный стиль (сферу употребления; основные функции; стилевые черты; языковые средства) - Назвать характерные особенности разговорного стиля. - Какие морфологические и синтаксические средства свойственны разговорному стилю? 2. Проверить составленные диалоги.
II. Объяснение новой темы
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.79.241 (0.02 с.) |