![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А . Савченко , В. Лосина». Рисование - «книжка для малышей»
. Программное содержание. Учить рассматривать иллюстрации к книжкам, видеть, как художники используют разные выразительные средства для передачи образов (цвет, украшения, движение, мимика лица, цвет фона в передаче настроения героев). Рисовать один из эпизодов сказки, выбирать материал, выразительные средства, композицию. Уметь рассказывать содержание эпизода. Материал. Иллюстрации к сказке «Гуси - лебеди» художников А. Савченко, В. Лосина. Макет печки, стихи. Бумага АЗ, гуашь, акварель, цветные восковые мелки. Ход занятия. / часть. Рассказ воспитателя. - Дети, представим, что мы с вами в музее, в одном из) залов, где представлено искусство графики. Перед нами много книг с разными рисунками. !«* Кто создает рисунки в книжках? (Художники.) «* Как называются эти рисунки? (Иллюстрации.) '«* Как называются художники, создающие эти рисунки?' (Художники - иллюстраторы.) «* Кого из художников-иллюстраторов вы знаете? '»♦ Какие книжки они иллюстрировали? Художник долго работает над оформлением книги. ЕгЯ рисунки помогают понять, о чем рассказывает писатель,1) помогают увидеть героев -добрых или злых, храбрых или трусливых. Художники цветом, рисунками доставляют нам радость.. Каждый художник прочитывает книги по-своему, по-своему представляет героев и придумывает свои рисунки.»* Посмотрите и догадайтесь, какая это сказка? («Гуси - ле беди»,) Это русская народная сказка «Гуси - лебеди». Художник В. Лосин придумал к ней рисунки. А вот эта же сказка, но рисунки к ней нарисовал другой художник - А. Савченко, Рассмотрим и сравним рисунки двух художников к этой сказке. «* Что мы видим на обложке художника Савченко? (Де вочка с братцем убегает от преследователей. Она накло нилась вперед - одна рука впереди, другая сзади - дер жит братца и тянет его за собой. Они бегут по темному, дремучему лесу, а гуси их догоняют. Им страшно, они боятся, у них испуганное выражение лиц.) *► Какой лес изобразил художник? (Глухой, дремучий, де ревья большие, толстые стволы, художник использовал темные краски.) »* Какие нарисованы гуси? (Злые, клювы раскрыты, они шипят.) *♦ Что мы видим на обложке сказки у художника Лосина? (Гуси уносят мальчика на крыльях.) «* Каким его нарисовал художник? (Он сидит печальный,
заплаканный, ему страшно.) «* Какие цвета выбрал художник для фона? (Теплые золотистые, желтые, оранжевые.) й|* На что похож фон? (Художник нарисовал его в виде дома. Он показывает, что из теплого родного дома гуси уносят мальчика неизвестно куда.) Перевернем странички. У кого девочка просит помощи? (У печки.) '"* Какой рисует девочку художник Савченко? (В красном сарафанчике, в белой кофточке, с зеленой косыночкой. Боевой, решительной, смелой. Машет рукой, удивля ется, что печка предлагает ей ржаной пирог.) 61 А у художника Лосина девочка совсем другая. У нее серый цветной сарафан. Она расстроена и у нее обиженное выражение лица. «* А какая печка у Лосина? Он рисует ее нарядной, украшает узором. Что еще нарисовал художник? (Шторки, полотен це, на скамеечке пироги...) Печка похожа на настоящую. А у художника Савченко печка сказочная, совсем другая. Она как будто живая. Мы видим глаза, горшок вместо трубы. »* Какой рисует яблоньку художник Савченко? (Толстый, сильный ствол, ветвистые ветки с крупными красными яблоками.) «* А у художника Лосина какая яблонька? (Стойким гиб ким стволом, с маленькими желтыми яблочками, на ве точках сидят птички.) "* Какого цвета сказочную речку рисует художник Лосин? (Молочная речка, кисельные розовые берега. ^ Все здесь] сказочное: и кустик, и камыши с цветами. Художник ри-1 сует эту картинку нежными, светлыми, пастельными красками. <«* А у художника Савченко какую мы видим речку? (Про зрачная, светло - голубая, с высокими берегами. Совсем как настоящая.) '«* Какой нарисовали художники избушку Бабы Яги? >»» У Лосина она какая? (Мрачная, темная и такой же вокЛ руг лес. Стоит она на курьих ножках.) '"* Какими красками рисовал художник? (Черными, корич -\ невыми, синими. Светлые краски мы видим в открытой двери избушки и в маленьком окошке.) "*■ У художника Савченко другая избушка. Какая она? (Во -\ лее нарядная. Стоит на курьих ножках, украшена узором. Красное окошко, в окошке злая Баба Яга. Лес вокруг глу \ хой, темный, но не мрачный.) Почему? (Художник его наш рисовал темными и светлыми красками, поэтому лес выг| лядит более нарядным, рисунок - ярким.) Воттак художники по-своему нарисовали рисунки к этой
сказке. Мы с вами тоже маленькие художники. Давайте и.] мы нарисуем свои рисунки к этой сказке. Сделаем из них книжку и подарим малышам. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. // часть. Дети садятся за столы и начинают рисовать. Анализ. - Какие интересные, красочные рисунки вы нарисовали! Что мы видим на этом рисунке? Какая девочка на этом рисунке? Как одета? Покажите рисунок, где девочка разговаривает с печкой, яблонькой,речкой. Из этих рисунков мы сделаем книжку и подарим малышам. Дети, а хотели бы вы побывать в сказке? Закройте глаза. «Раз, два, три, сказка к нам приди». Входит печка, дети открывают глаза. Посмотрите, кто к нам пришел? Печка (поет). Я пеку с утра до вечера, Я стараюсь от души. Для голодного, уставшего И ржаные хороши. Кто достанет, не поленится - Съест ржаной мой пирожок, Станет добрым, переменится, Назову того «дружок». Ребенок или воспитатель. Мы сейчас уж изменились, Научились дружно жить. Хочешь, сказочная печка. Будем мы с тобой дружить? Печка. Хочу-то, хочу. А вы ■*■ не надоедливые, не привередливые? Вы ленивые или трудолюбивые? Воспитатель. А ты, печка, на рисунки посмотри Да ребяток оцени. (Печка хвалит рисунки.) Печка. За умения, старания Я должна вас наградить. И хочу вас на прощание Пирожками угостить. (Печка дает блюдо с пирожками,) ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА А.Ф. ПАХОМОВА Программное содержание. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора А. Пахомова. Продол-жать учить их понимать содержание книжной иллюстрации, видеть выразительные средства (рисунки выполне-] ны в черно-белых тонах и очень понятно передают жесты, мимику, позы героев книг - детей). Материал. Портрет А. Пахомова, книги с иллюстрациями А. Пахомова: Л. Толстой, «филиппок», В. Маяковский. «Кембыть?», «Что та кое хорошо и что та кое плохо?», В. Осеев, «Волшебное слово», «На катке»», «Синие листья». Ход занятия. - Дети, каких художников-иллюстраторов вы знаете?, Сегодня я познакомлю вас еще с одним художником-1 иллюстратором. Внимательно посмотрите на этот портрет. Это Алексей Федорович Пахомов. Родился он в деревне Варламово Вологодской области. Учился в художественном училище в Г. Петрограде. Учителем у него был художник В. Лебедев. Первые рисунки он нарисовал к книге «Лето». (Показать иллюстрации.) "»*■ Кто герои этих иллюстраций? ч* Какие они? (Дети, настроение у всех веселое, они ] улыбаются, их хорошо видно, они нарисованы на лере| днем плане.) Главные герои у художника - дети. Он удачно передает характер и поведение своих героев. С помощью его рисун-| ков нам легче понять содержание рассказа, характер де-] тей, их взаимоотношения. Показать иллюстрации к книгам Осеева и Толстого. - На этих рисунках мы видим детей, таких же, как и вы| А. Пахомов рисовал иллюстрации к книгам В. Маяков-;кого, С. Маршака, Л. Толстого, В. Осеева. Во всех произведениях герои-дети. А. Пахомов больше всего любил рисовать простыми карандашами. Большое внимание он обращал на цвет. Белые и темные пятна на рисунках помогают выразить движение, настроение героя,
Обратить внимание на иллюстрацию к рассказу «Вол шебное слово». - Мальчик стал вежливым, и лицо его художник нарисовал светлым, ярким, как будто луч солнца упал на него. Или вот иллюстрация к рассказу «Синиелистья». Лицо, как в пасмурный день, - серое, неприветливое. Посмотрите на иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Сидит мальчик и читает книгу, он очень серьезный. Видно, что книга ему нравится. "* О чем он читает? (Хочет узнать, что хорошо и что пло хо.) На этой иллюстрации изображен дождь. «► Нравится ли это девочке? (Нет.)»* Как удалось художнику передать ее настроение? (Лицо печальное, серый фон, ничто не радует.) *+ Что вы можете сказать об этой иллюстрации? (День сол нечный, настроение у мальчика и мамы хорошее. Это видно по улыбкам на их лицах.) ■"+ Этот неряшлевый мальчик вам нравится? (Нет.) И художнику он не нравится. "* Как сумел передать Пахомов свое настроение? (Нари совал грязь на лице, руках, майке, губы у мальчика надутые, видно - воды боится.) ■*■ Помогают вам выражения лиц героев, их позы узнавать. отом, что произошло, что произойдет дальше в рассказе? Ответы детей. Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице... 3-261В 6* - Дети вы догадались из какой книги эти строчки? Пра вильно, из книги С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Посмотрите на эту страницу. •* Куда ехал этот гражданин? «* Какое у него сейчас настроение? |и|* Что случилось? ™* А как вы догадались, что пожар? (Черными клубами и $ окон валит дым.) ""» На иллюстрациях А. Пахомова люди как живые, они разговаривают, плачут, смеются, радуются, совершают ные поступки. Рисунки его простые, но очень выразительные. ^ ся, что люди вот-вот сойдут со страницы книги. Предложить детям подойти и рассмотреть иллюстрации поближе. Советы воспитателю. Подобрать книги с иллюстраци--! ями А. Пахомова, прочитать их детям, рассмотреть иллюстрации. ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Т.А. МАВРИНОЙ Программное содержание. Познакомить детей с ил -] люстрациями художника Т. Мавриной. Каких красивых птиц, бабочек, зверей она рисовала! Художница за свое творчество была награждена золотой медалью Ганса Христиана Андерсена. Учшъ рассматривать иллюстрации, видеть в них глав! ное, подмечать манеру художника.
Познакомить с новыми названиями бабочек: адмиралл махаон, павлиний глаз. Материал. Книга с иллюстрациями Т. Мавриной «БМ бочки», музыка «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, отрывок из книги Ю. Коваля «Бабочки И цветы», иллюстрация медали Г.Х. Андерсена. Ход занятии. рассказ воспитателя. - Татьяна Алексеевна Маврина родилась в Нижнем Нов-г0роде, там прошло ее детство. Занималась она в Московских высших художественных мастерских, Маврина очень любила рисовать иллюстрации к детским книгам. Трудилась она до самой старости, даже тогда она продолжала рисовать. В день своего 85-летнего юбилеяДатьяна Маврина сделала два подарка. Первый - подарила 300 своих работ, сказочных иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина Московскому литературному музею имени поэта. Второй - подарила сразу всем нам свою великолепную книгу «Ба бочки». Рисунки Мавриной очень высоко ценил известный во всем мире художник И. Грабарь. В1987 году открылась выставка Т. Мавриной. Она вспоминала: «Для меня самым любимым стихотворением в детстве было пушкинское «У лукоморья дуб зеленый...». Там лукоморье, дуб, кот и весь сказочный мир. И всего немыслимо много ~ похоже на волшебный ларец». В 1976 году Маврина была награждена золотой медалью и международной премией Г.Х. Андерсена. Сейчас я вам покажу иллюстрацию этой медали. На ней изображение профиля детского писателя Г.Х. Андерсена. И написано: «За международный вклад в дело иллюстрации детских книг». Теперь рассмотрим книгу с рисунками Т. Мавриной. "* Какая обложка? (Яркая.) *"► Что изображено на ней? (Бабочки.) ™* Даже если кто и не умеет читать, догадается, о чем эта книга. ■*■ Каких вы знаете бабочек? (Лимонница, шоколадница, капустница и др.). а "* На что похожи эти бабочки? (На цветы.) **■ Как изобразила их художница? (В хороводе. Они как будто кружатся, танцуют.) Послушаем музыку П.И. Чайковского из балета «Щел кунчик» - «Вальс цветов». ""* Какие движения можно делать под эту музыку? (Плав ные, летать, кружиться.) А теперь посмотрим другие иллюстрации, осторожно переворачивая страницу за страницей. Эта бабочка называется павлиний глаз. Почему? (На крыльях у нее как будто глаза.) Эта бабочка называется адмирал. На крыльях у нее нарисованы орденские ленточки, такие бывают на орденах. Отсюда и название. А сейчас рассмотрим, как Т.А. Маврина рисовала птиц. «* Это кто? (Кукушка.) "■* Какая она? (Пестрая, крылья полосатые, сама в крапин ку, хвост длинный.) »"* А это какие птицы? (Чайки.) Опишите их. (Белые, кры лья длинные.) «* Как их изобразила художница? (Утех, которые бли же к зрителю, видно голову, шею, а те, которые дальше, нарисованы как галочка, изогнутая линия, мазкщ ми.) Как красиво сочетаются белые чайки с голубым фоном! «+ Вам понравились иллюстрации Т.А. Мавриной? Почему? (Они яркие, красочные, удивительные, прекрасные, создают хорошее настроение, хочется их смотреть и смотреть.)
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ Т.А. МАВРИНОЙ И РИСОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «КОТ» Программное содержание. Знакомить с творчеством] художницы Т. Мавриной, жанрами: натюрморт, пейзаж, портрет, книжные иллюстрации, показать связь ее творчества с народным искусством, выделять выразительные средства (яркость цвета, необычность образов). ■ - Я Научить передавать в рисунке образ ученого кота (веселого, задумчивого, важного и пр.), Выбирать материалы: гуашь, акварель, сангина. Материал. Репродукции картин Т. Мавриной, детские книги, бумага А4, гуашь, акварель, сангина. Ход занятия. Выставка репродукций картин и детских книг, иллюстрированных Т.А. Мавриной. Рассказ воспитателя. - Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Татьяны Алексеевны Мавриной - яркой, самобытной русской художницей. Она выросла в Нижнем Новгороде и с детства полюбила радостное, праздничное русское народное искусство этого края (городец, хохлома и ДР-) Она с детства любила рисовать, закончила ВХУТЕМАС и всю жизнь посвятила живописи. Т. Маврина пишет портреты, натюрморты, панно, пейзажи, старые русские города, иллюстрирует книги. На этой выставке вы видите репродукции картин и книги-сказки с иллюстрациями. Т. Маврина пишет то, что видит, но видит по-своему, в поэтически-причудливом ключе, в каком делает рисунки к сказкам. Она изучила народное искусство - кружево, резьбу по Дереву, богородские игрушки, роспись ткани, Городецкую живопись и более всего лубок - народную картинку, древнерусскую архитектуру - и все это нашло отражение в ее работах - ярких, звонких, сказочных. Вопросы: р Что вы видите на этой картине?
Как называются в живописи такие картины? (Натюр морт.) Какой он по настроению? (Радостный.) Какими красками написан натюрморт? (Красная, жел тая, зеленая, синяя.)
Весь натюрморт очень декоративен, на втором плаце нарисована шкатулка. м* Вот портрет, кто изображен на нем? (Женщина.) «* Какая она? (Задумчивая.) Это «Портрет Флоры Ивановны» (так называется картина), которая словно пришла к нам из городецкой росписи, изображенной на дальнем плане. У Т. Мавриной - много пейзажей старинных русских га.' родов: Суздаля, Владимира, Звенигорода и небольших деревень, и все картины пронизаны сказочным и загадочным духом. Называются они: «Власова», «Стеклянный пруд», «Авдотьино». Ее пейзажи «Прилетели трачи», «Заячьи тропы» отражал ют разное время года. Т. Маврина любила сказки с малых лет, особенно сказки А.С. Пушкина. Она рисовала птиц, животных - «Заячьи тропы», «Сказка о медвежонке»; звери у нее лубочные, сказочные, вот-вот заговорят. И они действительно гово-| рят. Посмотрите, какие коты в иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина. «У лукоморья...» - кот ученый. Перед каждой сказкой художница поместила кота, но везде он - разный, неповторимый. Сколько выдумки, фантазии проявила Т. Маврина! Дети рассматривают иллюстрации, где изображены коты: то кот серьезен, то ироничен, то добродушен, то задумчив, - очеловеченный кот. Коты цветасты,' живописны. Чтение отрывка «Улукоморья...». Дети слушаютстихот-| ворение под музыку с закрытыми глазами и представляют своего сказочного ученого кота. Рисование ученого кота. В конце занятия - выставка котов, и каждый ребенок рассказывает, какие они (полосатые, клетчатые, пушистые! лежащие, шагающие и пр.). Коты получились яркие, нарядные, красочные, необык4 новенно радостные. ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ» Программное содержание. Познакомить детей с иллюстрациями разных художников к сказкам А.С. Пушкина, с манерой письма В. Конашевича, Т. Мавриной. Материал. Иллюстрации В. Конашевича, Т. Мавриной, И. Билибина, Б. Дехтерева к сказкам А.С, Пушкина. Ход занятия. Пригласить детей на выставку иллюстраций сказок, показать, как разные художники: Б. Дехтерев, В. Конашевич, Т. Маврина, В. Милашевский и др. иллюстрировали сказки А.С. Пушкина. Рассказ воспитателя. - Посмотрите иллюстрации Владимира Михайловича Конашевича, он был одним из лучших детских иллюстраторов, великолепным мастером рисунка по сказкам А.С. Пушкина. В. Конашевич хотел, чтобы его картинки были понятны детям. Главное в его рисунке-это движение: мимика, определенные жесты. (Показать это на иллюстрациях к сказке «О рыбаке и рыбке»: выразительная старуха, ста рик-рыбак " в действии.) Художник использует свои любимые цвета: лиловый, коричневый и зеленый самых разных оттенков. Цвет рассказывает о всех состояниях моря - от зеркальной нежно-голубой глади под чистым небом до черно-синих с белыми барашками волн, которые «так воем и воют», сливаясь с лиловыми тучами. Теперь рассмотрим иллюстрации к другой сказке Как она называется? («Сказка о царе Салтане».} Кто изображен на этой иллюстрации? Что он делает? Молодой бравый царь Салтан подслушивает и подглядывает - девицы видны в окне расписного терема. Салтан задержал одну руку: движение к этим девицам, а другая, тоже в перчатке, направлена вправо, в сторону подобострастного стрелка, держащего за ним фонарь, а сабля стре- лецкая у пояса повернута тоже вправо и как бы указывает на следующую страницу. «*■ Кого изображает Конашевич на этом рисунке? (Гвидо - на.) Каким он его изображает? (Гвидона художник изображает заботливым, внимательным по отношению к матери, смелым при спасении лебедя, добрым к на| роду, почтительным к отцу.) "* Какая она, царевна Лебедь? (Она скромная, тихая, зас -<. тенчивая, как и подобает невесте, девице, а затем вер ной жене, хотя и волшебнице.) "* Какой цвет преобладает в этих рисунках? (Синий.) Рассмотреть, как сочетаются цвета костюмов, фона рисунка, "* Кого вы видите на этом рисунке? (Елисея.) Как называется эта сказка? («Сказка о мертвой царевне... ») Рассмот- рим, как одет Елисей? Сказочно одетый Елисей сидит на коне. Шляпа с красными, синими перьями и такой же яркий костюм, фиолетовый развевающийся плащ, зеленая попона на пестром; коне. По-детски тянет Елисей к солнцу - к прекрасному све-| тилу ~ свою руку. Рассмотреть иллюстрации Татьяны Алексеевны Маври-| ной. А теперь посмотрите на рисунки другого художника к "» Какой художник их нарисовал? (Т. Маврина.) Понра-1 вились они вам? Вот видите, в каких интересных рисунках она изобразила сказки А.С. Пушкина. Не рисунки, а волшебные чу -1 деса! Мы видим на залитых цветом разворотах чудеса остро] ва Буяна. На этих разворотах -.морская стихия, огненносты животворящего солнца. "* Кого вы видите на этом рисунке? Лебедь едва коснулась синих цветов птичьими лапками, ангельские крылья раскрылись. Лебедь - сине-белое чудо, спустившееся на землю, в божественном окружении природы. Вот перебирается по волнам флот царя Салтана. Видите, каждый сидит в своем кораблике. Простодушный старик-царь смотрит в морскую трубу. На этом рисунке мы уже наблюдаем счастливый конец. Три коварные бабы отправляются в изгнание на одном корабле. »"*■ Что делают царь и царица? (Они нежно обнимают ся.) Часы показывают вечное утро - 6 часов. Синий морской цвет сменился на счастливый красный. В рисунках к сказке «О мертвой царевне...» ярко-красный цвет сменяется розовым, появляются сиреневые, фиолетовые, голубые цвета. «♦ Кого вы видите на цветных разворотах? (Богатырей, Ели сея.) Елисей скачет на коне выше облака, среди звезд, у самого солнца, в золотом его сиянии. *» Навстречу чему скачет Елисей? (Навстречу месяцу, который печально заходит за лес) Итак, дети, мы с вами увидели, как по-разному художники иллюстрировали сказки А.С. Пушкина. Предложить детям выбрать те иллюстрации, которые больше всего им понравились. Назвать художника. Советы воспитателю. Прочитать сказки А.С. Пушкина. Подобрать иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина художников-иллюстраторов Т. Мавриной, В. Конашевича, Б. Дехте-рева, И. Билибина, рассмотреть их. Предложить посмотреть книги А.С. Пушкина дома, самим определить художников, иллюстрировавших эти книги. ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.51 (0.073 с.) |