Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прототюркские культуры Алтая
Центр металлургии в Минусинске, на верхнем Енисее, начиная примерно с V в., был местом нового вида деятельности.* По мнению Таллгрена, именно в тот период появились углубленные в земле могильные погребения, обрамленные каменными квадратами, что совпадает с так называемым периодом бронзы III, "наибольшим расцветом бронзы" по Мергарту (в 500—300 гг., или 200 г. до нашей эры). Данный период характеризуется обилием мотивов звериного стиля, в частности сюжетов с изображением оленя, лежащего, стоящего или устремившего свой взгляд назад, или мотива изогнутого животного, который, по мнению Таллгрена, идет из Южной России. Между 500—300 гг. датируется первое производство сибирских ножей и кинжалов из бронзы, а также "чаш и котелков", которые, от Минусинска, распространились до Ордоса эпохи хун-ну, с одной стороны, до Венгрии, периода крупных нашествий, с другой.** Тонкие, слегка изогнутые, с ручкой, имеющей зачастую форму грациозной оленьей головы, ножи Минусинска или Тагарской, были также распространены по всей Монголии вплоть до Ордоса времен хун-ну. К 300—200 гг. до новой эры, эпоха железа расцвела в Минусинске, где производили пики — топоры, сделанные частично из бронзы, частично из железа, размещенные в целой группе коллективных захоронений. Впрочем, Минусинск предоставил нам предметы, без всякого сомнения, как считает Мергарт, относящиеся к II—I вв. до новой эры в виде бронзовых орнаментальных пластин с изображением сцепившихся друг с другом быков или сцен схватки лошадей; на всех пластинах уши, лапы, хвосты, мышцы, волосяной покров животных представлены в форме "вогнутого клеверного листочка", где применялся способ, находящийся в прямой связи с сарматским искусством Южной России и Западной Сибири, и который, в свою очередь, как это считают многие археологи, из Минусинска проник в гуннское искусство Ордоса. Минусинск расположен на северном склоне Саянских гор. Далее на юго-западе, в Пазырыке, на северном склоне Алтая, непода- * См. Tallgren, Collection Tovostine des antiquitJs de Minoussinsk, Helsingfors, 1917. - Merhart, Bronzezeit am lenissei, Vienne 1926. — Teploukhov Essai de classification des anciennes civilisations metalliques de la region de Minoussinsk, Materialii po Ethnographi, IV, Leningrad, 1929. ** Данные чаши — котелки цилиндрической формы, с прямыми и прямоугольными «ушками» находятся одновременно в музее Сернуччи (Миссия Вайа, регион Минусинска) и в музеях Будапешта. Cf. Zoltan Takacs. Francis Hot? Memorial Exhebition 1933. The Art of Greater Asia, p. 17 et 68.
39 леку от истоков Оби и Катуни, экспедиция Грязнова обнаружила в 1929 г. захоронения, произведенные за сто лет до новой эры или немного раньше, в которых находились останки лошадей, «замаскированных под северных оленей" (что, между прочим, доказывает, что речь идет о народностях, которые вместо лошадей использовали северных оленей).* Эти лошадиные маски и их сбруя из кожи, дерева и золота украшены стилизованными сюжетами звериного стиля, с изображением скачущих галопом козлов и оленей, крылатого грифа, вцепившегося насмерть в козла, леопардов, нападающих на оленей и козлов, хищной птицы, восседающей на поверженном олене, петушиные бои. Все эти сюжеты еще близки к скифскому и даже греко-скифскому реализму звериного стиля без последующих орнаментальных усложнений. Строгая и упорядоченная стилизация придает изделиям потрясающий декоративный эффект. Еще в находках Пазырыка мы обнаруживаем бородатых маскаронов чисто греко-римского происхождения, созданных под влиянием, несомненно, греческого царства киммерийского Босфора. Те же греко-римские мас-кароны присущи в тот же период (II—I вв. до новой эры) находкам в Минусинске (в Трифоново, Батени, Беже, Кали, Знаменке и т.д).** Что касается алтайских предметов, они еще включают, кроме Пазырыка, курганы Шибе, Караколя и Ойротина, в целом восходящие, без сомнения, обычно к 1 веку до новой эры и принадлежащие сарматским народностям. Находки Шибе представляют тот же звериный стиль, с еще более строгой и близкой к реализму стилизацией. Использование китайского лака в Шибе, восходящего к 86— 48 гг. до новой эры говорит нам о хронологии этого центра.*** В первом веке новой эры культура Алтая была представлена находками кургана Катанды, деревянными предметами, на которых были изображены нападения медведей на оленей с вычурными ветвистыми рогами, и птичьими головами, а также бронзовыми пластинами и фрагментами тканей со стилизованными сюжетами звериного стиля, где изображения схватки с оленями напоминают гуннские
* По жертвоприношениям лошадей у трупа предводителя в скифских захоронениях, Геродот, IV, 72. По северным оленям, Acad.Cult.Mater., fevr. 1931. ** По группе захоронений Пазырык, Шибе, Каганца и т.д.сГ Griaznov, in American Journal of Archaeology, 1933, p.32 — Kiseleff, Fouilles de 1934 dans 1 Altai, trad. In Revuue des arts asiatiques, X, 4, 1937, p.206 — Laure Morgenstern, L*exposition dart iranien В LJningrad et les dJcouvertes de Pasyryk, ibid.,p. 199.-L. Morgenstern, Esthetiques d*Orient et dOccident, Paris, Alcan 1937 (illustre).-Joachim Werner, ESA, IX, 265. - По маскаронам Пазырыка, Salmony, Chinesische Schmuckform in Eurasien, ibid., 329.-ESA, 1933, 249 (monnaies du Bosphore, III s.avant J-C. TrouvJes en Dzoungarie). *** Griaznov, in American Journal of Archaeology, 1933, p.32. Tallgren Oglakty, Eurasia septentrionalis Antiqua, XI, 1937, 69. 40 сюжеты, которые мы обнаруживаем в то же время (второй год новой эры) в Ноян-Уле в Монголии. Также как Ноян-Ула представляет нам остатки греческой ткани, вероятно пришедшей из киммерийского Босфора, курган Тес, находящийся в пределах Минусинска, свидетельствует также, вплоть до периода Великих Нашествий, о греко-римском влиянии того же происхождения. Особенно это видно на примере серег, сделанных в понтийском стиле. В течение двух первых веков новой эры мы наблюдаем, в Минусинском крае, расцвет переходной культуры, которую Теплу-хов назвал Таштикской культурой, и с которой связаны находки б деревне Оглатки в 60 км к северу от Минусинска, и к северу от места слияния реки Туба и Енисея, находки, восходящие к периоду китайского шелка эпохи второй династии ханьцев, с прекрасными наскальными рисунками в зверином стиле. Чуть позже эти очаги скифо-сарматского происхождения, встречающиеся в Алтае и Минусинске, кажется, исчезают или скорее видоизменяются, так как Минусинский край явился в VII веке новой эры местом, где производились бронзовые украшения, датированные по китайским монетам начала эпохи Тан. Видимо, страна была завоевана тюркскими племенами, предками киргизов, на которых указывают китайские историки в V веке.* По мнению Теп-лухова, замена киргизов на индоевропейскую аристократию, сарматского происхождения в Минусинске, возможно, имела место после III века новой эры.** Но, до того как исчезнуть, центры культур Минусинска, Пазырыка и Катанды сыграли значительную роль, * Может тогда произошло смешение народностей. Гардизи свидетельствует, что в то время у киргизов был светлый цвет лица и рыжие волосы. Впрочем, эти киргизы Енисея не были по происхождению тюркоговорящим народом (Radloff, Altturk. Inschriffen, p.425). ** Возможно, было бы, кстати, отнести к сарматскому искусству или, по крайней мере, спатаникам, произошедшим от сарматов, часть любопытных каменных наскальных рисунков, найденных в Сибири и далее до Монголии (в горах Оглакты в Кызылкае, в Сулеке у Минусинска, в Морозове в Урянгае, верхнем Енисее и, наконец, в Дюрбельджи и в Ильхалыке на Орхоне. Фрески Урен-хоя (Танну Ула) изображают эскизы оленей и медведей с необычайным реализмом, с линейным движением, присущим лучшим греко-скифским традициям (Бу-лук, Кедрала, Цагангол). С другой стороны, некоторые наскальные рисунки Су-лека, близ Минусинска, изображают всадников, которые, кажется, носили шлемы конической формы с луком и длинной пикой, и напоминают достаточно хорошо романо-сарматские фрески Керчи в Крыму. Явно, что в Сулеке обнаружили «рунические» надписи, что склоняет некоторых исследователей отнести эти рисунки к VII в. нашей эры. Cf Tallgren, Inner Asiatic and Siberian rocks pictures, Eurasia septentrionalis antiqua, VIII, 1933, 175-197. — Впрочем, Фетгиш показал связи последней культуры Минусинска VIII века нашей эры с протовенгерским искусством эпохи Лебедии. Cf. Nandor Fettich Die Reiternomaden kultur von Minussinsk, dans Metallkunst der Landnehmenden Ungarn, 1937, p.202. 41 способствуя передаче стилизованного звериного стиля, искусства степей гуннским народам Монголии и Ордоса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.142 (0.008 с.) |