Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типичные морфологические ошибки в речи детей
1. Неправильные окончания имён существительных: а) родительный падеж, мн. число: с окончанием – ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов; с нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев; б) родительный падеж, ед. число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке; в) дательный падеж – Пети, Свети, Мити; г) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных – папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом; д) творительный падеж – мою руки вводом; мальчики ловят рыбу удочком; мама моет пол швабром; е) предложный падеж – в лесе, в саде, в глазе, в носе. 2. Склонение несклоняемых существительных – на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре. 3. Образование мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных – ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки. 4. Изменение рода существительных – большой яблок, мой полотенец, колёсик, помидора, платья, лун. 5. Образование глагольных форм. а) повелительное наклонение – искай (ищи), спей (спой), скакай (скачи), ехай (езжай), склади (сложи); б) изменение основы глагола – искать – искаю (ищу), плакать – плакаю (плачу), мочь – можу (могу); в) спряжение глаголов – хотеть – хотишь, спать – сплют (спят), давать – дадишь (дашь). 6. Неправильная форма причастий – сломатая, разорватая, сошитая. 7. Образование сравнительной степени прилагательного – ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее. 8. Окончания местоимений в косвенных падежах – у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья. 9. Склонение числительных – двое домов; с двумями. Синтаксические ошибки в речи детей. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении: - на первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама купила»; - вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?»; - дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что …» Неправильно иногда оформляется союзная связь: - опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»; - один союз заменяется другим «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно»;
- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тёти Тамары, смотрим – салют». Ошибки в словообразовании. а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово: «прыг»; б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»; в) одно слово составляется из двух: «ворунишка», «бананас». Вопросы для актуализации опорных знаний 1. Дайте определение понятиям: грамматика, грамматический строй речи, морфология, синтаксис, словоизменение, словообразование. 2. Назовите основные периоды в формировании грамматического строя русского языка, отмеченные А.Н.Гвоздевым. 3. Перечислите направления в работе по формированию грамматического строя речи дошкольников, выделенные А.Г. Арушановой Педагогические задачи Определите грамматические ошибки в речи детей: - На дереве много яблоков. - Я мою руки мылом и водом. - Где мой полотенец? - Я рисоваю наш детский сад. - Каким цветом этот кружок? - Вова вышее, чем Юра. - Мы хочим еще поиграть! - Какая красивая бабочка прицветочилась! - Сахар насыпают в сахарницу, а масло кладут в масленицу. - У лисы лисенки такие маленькие. - На улице зима, все заснежилось. - На столе матрешек пять. - Вова страшности нам рассказывал. - Кашу мама вкусную сварила.
Задания для расширения и углубления знаний по теме
Тема: Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: 1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования. Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом.
В морфологии Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа и одушевленности-неодушевленности. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив апельсинов, карандашей). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами. Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло). Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы). Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений. Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише). В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги. В словообразовании Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, снегурочка, подснежник). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, масленка), направления движения (ехал, поехал – выехал). В синтаксисе Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции. Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение. Вопросы для актуализации опорных знаний 1. Назовите задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. 2. Каково содержание работы по формированию морфологических навыков у детей? 3. Какими словообразовательными умениями должны овладеть дошкольники? 4. Содержание работы воспитателя по ознакомлению детей с синтаксисом русского языка. Педагогические задачи Определить задачи дидактической игры и возраст детей, с которыми она может быть проведена:
«Снежный ком» Воспитатель называет предложение из двух слов: «Девочка рисует». Участники игры по очереди добавляют по одному слову, распространяя предложение: «Девочка рисует солнышко», «Девочка рисует солнышко карандашом», «Девочка рисует солнышко желтым карандашом».
«Что из чего сделано?» Материал: разные предметы в коробке. Ребенок достает предмет из коробки и говорит по образцу воспитателя: «Это шарф из шерсти, он шерстяной; это ложка из дерева –деревянная ложка и т.п.».
«Поручение» Ребенок должен попросить водящего выполнить конкретное поручение. Например, хлопнуть в ладоши, сесть на стул и др. Водящий выполняет просьбу только тогда, если она правильно высказана.
«Кто у кого?» Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детенышей и прелагает разложить картинки попарно (родитель – ребенок), сопровождая действия словами: «Это корова, у нее – теленок».
«Волшебный мешочек» Дети достают из мешочка предмет, игрушку, называют ее и отвечают на вопрос какой (какая? какой? какое)? Например: зайчик белый, пушистый, длинноухий; яблоко круглое, красное, сладкое; кукла маленькая, резиновая, красивая.
«Ответь на вопросы» Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошёл в библиотеку? Задания для расширения и углубления знаний по теме 1. Выписать из Программы задачи работы по формированию у детей навыков грамматически правильной речи в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах. Выделить усложнение в задачах для детей разного возраста.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.148 (0.028 с.) |