![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ проблемы формирования акмеологической позиции учащихся
в воспитательном пространстве образовательной организации
Образование и воспитание подрастающего поколения без преувеличения важнейшая и, в то же время, сложнейшая проблема современной системы российского образования. И дело не только в том, что дети 2000-х годов имеют особенности в развитии, отличающие их от предыдущих поколений – раннее соприкосновение с технологиями, доминирование виртуального общения, уменьшение в системе досуговых занятий времени на игры со сверстниками, прогулки на свежем воздухе. Речь идёт о современном состоянии общества, безусловно, влияющем на развитие детей и молодежи и характеризующемся, по мнению исследователей, неопределённостью и быстрой сменой социальных ситуаций и положений индивидов в обществе, ростом «рисков» и аномией - распадом нравственных норм социальной регуляции поведения [22]. Всё чаще перед личностью встают проблемы, решение которых не лежит на поверхности; появляются вопросы, на которые нет готовых ответов. Это касается всех сфер жизни человека: семья, дружеское общение, но более всего это отражается в профессиональной сфере, где ценится способность мыслить и действовать, быстро принимать решение в условиях противоречий и появления новых задач. В современном мире актуален тип активной личности, способной эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль в обществе, сохраняя при этом своё здоровье. Обращение к личности ученика как к будущему профессионалу – задача любого общества. В Федеральных государственных стандартах общего и среднего образования одним из ключевых моментов выступает идея воспитания и развития личности, подготовленной к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни. В основе Федеральных государственных стандартов начального, общего и среднего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, помимо построения образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся [69].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования даёт нам такие характеристики «выпускника школы», как личности креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир, осознающей ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированной на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей своей жизни; подготовленной к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной деятельности для человека и общества. Стандарты начального, общего и среднего образования включают в себя в том числе: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества - личностные результаты; - освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться – метапредметные результаты. В связи с акмеологическим подходом в образовании возникает необходимость говорить об особой позиции ученика как характеристике личности, стремящейся себя сохранить, изменить и совершенствовать – акмеологической позиции. Формирование акмеологической позиции подразумевает способность личности проектировать своё поведение и прогнозировать результат поступков, самостоятельно искать новые способы решения возникающих проблем, формировать и транслировать свою точку зрения. Этому уделяется внимание в школе, но именно эти качества оказывается наиболее трудно формируемыми в образовательной и воспитательной деятельности школы. Обратимся к теоретическим основам и практическим предпосылкам решения проблемы формирования акмеологической позиции школьников. Ряд западных и отечественных учёных в области гуманистической психологии А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерс, В.Э. Франкл, Г.У. Олпорт, Р. Мэй, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, В.С. Братусь, Д.А. Леонтьев своими исследованиями сформировали представления о доминировании индивидуальных субъектных свойств в развитии человека. М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, О.В. Бочкарёва в своих работах описали положения о человеке как о субъекте культуры, о его диалогическом характере взаимодействия с миром культуры. Исследованиями закономерностей индивидуально-личностного становления и развития учащихся в процессе его профессионально-личностного самоопределения занимались О.С. Газман, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, Н.С. Пряжкниов и др.
Особо выделим развитие педагогической акмеологии и такого её направления как акмеология школьного образования (В.Н. Максимова, А.С. Глинский, Н.М. Полетаева). Акмеология образования говорит о личности со сформированной акмеологической позицией, как о самоэффективной личности, готовой к саморазвитию и непрерывному самообразованию, к достижению личностных и профессиональных успехов, а значит, обладающей навыками самоорганизации, самоконтроля и самокоррекции, личности ответственной, умеющей осуществить поиск и принять решения. Характеристики «акмеологической позиции», данные известными исследователями-акмеологами, возвращают нас к основополагающим документам в современном российском образовании, отражающим единые в целом и единичные на местах принципы и подходы к образованию: Национальная доктрина и Концепция модернизации образования в Российской Федерации, единые Федеральные государственные образовательные стандарты, программы развития (в том числе образования и воспитания) образовательных учреждений и др. Таким образом, между теоретическими основами официальных документов, проектирующих российское образовательное пространство, и акмеологическими установками на развитие личности нет непреодолимых противоречий. Это является идеологической предпосылкой для решения проблемы формирования личности, обладающей сформированной акмеологической позицией. Кроме того, практическая значимость, ясность и доступность научно-практических результатов акмеологов в перечисленных выше исследованиях помогут получить новые значимые результаты, вызванные потребностями нынешнего дня и нынешнего состояния образовательного учреждения. Практическими предпосылками для решения проблемы формирования личности, обладающей акмеологической позицией, являются переход учреждений образования на многоуровневые системы подготовки специалистов, создание единых педагогических комплексов, развитие инновационных процессов в сфере образования, стремление учреждений соответствовать новым требованиям к качеству образования. В то же время большинство отмеченных теоретиков исследуют возможности формирования акмеологической позиции в рамках образовательной деятельности, почти не учитывая или не выделяя особенности воспитательного процесса и воспитательного пространства учреждения. Кроме того, понятие «акмеологическая позиция» практически не применялось к характеристике учащихся младшего и среднего школьного звена (6,5-10, 11-14 лет). Важнейшей характеристикой акмеологической позиции являются ценностно-смысловые установки личности. Их точное описание затруднено в наши дни ситуацией «идеологического плюрализма» и отсутствия чётких эталонов личностного развития. Эти трудности можно частично преодолеть, применяя акмеологический подход к требованиям Федеральных государственных стандартов.
Таким образом, актуальность исследования проблемы формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве учреждения обусловлена следующими существенными противоречиями: - между потребностью общества в качественно новом результате – в личности креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир, мотивированной на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей своей жизни; подготовленной к осознанному выбору профессии, понимающей значение профессиональной деятельности для человека и общества, и невозможностью полностью удовлетворить эту потребность в условиях существующей системы образования; - между необходимостью формировать акмеологическую позицию личности уже на этапе школьного образования и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ организации данного процесса, в том числе на этапе начального образования; - между потребностями современного общества в активных, инициативных, творчески мыслящих, социально адаптивных гражданах, стремящихся к высоким профессиональным результатам, и низким уровнем сформированности акмеологических ценностей у выпускников школы; - между необходимостью осуществления акмеологического подхода к обучению в школе и недостаточным наполнением содержания начального общего и среднего образования, воспитательного пространства личностно значимыми ценностями и со-бытиями, посредством разработки акмеологических аспектов изучаемых учебных дисциплин и программ спецкурсов, факультативов, а также описаниями воспитательных практик и технологий, программ деятельности классного руководителя, сценариями мероприятий и пр.; - между необходимостью осуществления качественного мониторинга сформированности акмеологической позиции школьников в воспитательном пространстве и отсутствием его критериального аппарата. Высокая актуальность заявленной проблемы стала основанием для выбора многопрофильным лицеем темы инновационной деятельности – «Формирование акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации».
Цель исследования: Обеспечить эффективные психолого-педагогические и организационно-управленческие условия для формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве многопрофильного лицея. Объект исследования: реализация акмеологического подхода в воспитательном пространстве образовательной организации. Предмет исследования: формирование акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве многопрофильного лицея. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области». Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач: 1. Изучить степень разработанности проблемы формирования акмеологической позиции учащихся и понятия «воспитательное пространство» в психолого-педагогической литературе. 2. Разработать модель формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации и обеспечить ее реализацию посредством соответствующей программы деятельности многопрофильного лицея. 3. Разработать критериальный аппарат исследования, подобрать диагностический инструментарий для выявления динамики в развитии акмеологической позиции учащихся и последующего обоснования эффективности программы. 4. Определить эффективные психолого-педагогические и организационно-управленческие условия, обеспечивающие реализацию модели процесса формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве многопрофильного лицея. 5. Организовать систему методической работы с учителями по освоению технологии формирования акмеологической позиции школьников в воспитательном пространстве многопрофильного лицея. 6. Проанализировать результаты, обобщить итоги опытно-экспериментальной работы лицея и выработать методические рекомендации для педагогов других образовательных организаций по формированию акмеологической позиции школьников в воспитательном пространстве образовательной организации. Гипотеза исследования: Формирование акмеологической позиции учащихся будет успешным при следующих условиях: - раскрыто содержание структурных компонентов акмеологической позиции личности, что становится основой для определения содержания процесса ее формирования в условиях воспитательного пространства многопрофильного лицея; - определены основные направления развития воспитательного пространства многопрофильного лицея на основе активной реализации акмеологического подхода и широкого использования акмеологических технологий; - обеспечивается повышение компетентности педагогов в вопросах реализации акмеологического подхода, освоении акмеологических технологий при организации воспитательного пространства лицея в контексте формирования акмеологической позиции учащихся.
Для проверки и гипотезы и решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: 1. теоретические: - анализ нормативно-правовой и методической документации и философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ подходов к формированию акмеологической позиции; - синтез и обобщение положений педагогических, психологических, акмеологических, социологических теорий; - моделирование; 2. Эмпирические: - методы психолого-педагогической диагностики (косвенное и включённое наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, проективные методики, экспертная оценка); - опытно-экспериментальная работа. 3. Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов. 4. Информационные: информатизация процесса анкетирования и разработка удобных форм подсчёта результатов анкетирования. Методологической основой исследования выступят базовые концептуальные подходы: личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), акмеологический (А.А. Бодалев, A.А. Деркач, Ю.А. Гагин, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимов и др.), компетентностный (В.А. Козырев, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, B.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.), аксиологический (О.С. Анисимов, А.Г. Здравомыслов и др.), личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.И. Андреев и др.), идеи субъектной активности личности в процессе её жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.) Основными методологическими принципами изучения личности и организации воспитательного пространства, в котором будет формироваться акмеологическая позиция личности, будут принципы психологии, педагогики, акмеологии: - гуманизма; - системности; - процессуальности; - субъектности; - доступности; - совместной деятельности; - учёта возрастных особенностей личности; - психологического детерминизма личности; - признания развития личности; - активности личности. Новизна исследования заключается в том, что будет раскрыта структура акмеологической позиции как личностного новообразования школьника, обоснованы содержание ее компонентов и их функции; будут выявлены подходы и принципы, совокупность которых определяет процесс формирования акмеологической позиции в воспитательном пространстве образовательной организации. Теоретическая значимость исследования: - будет осуществлен разносторонний и многоаспектный теоретический анализ проблемы формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве образовательной организации; - будет разработана модель формирования акмеологической позиции учащихся в воспитательном пространстве лицея, которая отразит ее целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты, условия ее эффективности, спроектирует психолого-педагогическое сопровождение данного процесса; - будет разработан критериальный аппарат, необходимый для изучения динамики в развитии акмеологической позиции учащихся в условиях воспитательного пространства образовательной организации; - будут выявлены возможности и потенциал воспитательного пространства образовательной организации как условия формирования и развития акмеологической позиции учащихся. Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику деятельности образовательной организации модели формирования акмеологической позиции учащихся в условиях воспитательного пространства образовательной организации. Разработанный диагностический инструментарий позволит выявить динамику в развитии акмеологической позиции учащихся, уровни сформированности их мотивации к достижениям. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться основой для создания организационного, содержательного и методического проектирования воспитательного пространства образовательной организации с целью обеспечения эффективного процесса формирования акмеологической позиции учащихся. По результатам проведенного исследования будут подготовлены и внедрены в образовательную практику МПЛ комплект программ внеурочной деятельности, что позволит обеспечить развитие у обучающихся акмеологической позиции, повысить их активность в образовательной и общественно-полезной деятельности. Кроме того, выявленные в ходе исследования организационно-управленческие и психолого-педагогические аспекты формирования акмеологической позиции учащихся позволят осуществить их эффективное применение в других учреждениях образования региона. Достоверность результатов исследования будет обеспечена: - обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций и обращением к смежным к педагогике отраслям знания (философия, психология, акмеология, социология); - регулярной оценкой результатов по таким научным критериям как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение; - длительностью исследования – необходимым условием тщательного анализа результатов (количественного и качественного), а также устойчивой повторяемости результатов; - большим объёмом выборки при проведении формирующего эксперимента; - применением методического комплекса, соответствующего предмету, целям, задачам исследования; - использованием научных методов исследования, в т.ч. математического и информационного метода обработки результатов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.154.114 (0.043 с.) |