Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношенияСтр 1 из 6Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада
Выполнил: студент 3 курса, группы Л-32 Першаева М.Б. Научный руководитель: ст. преподаватель Пецух О.П.
Новосибирск - 2008 Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения 1.1 Характеристика звукового состава русского языка 1.2 Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе 1.3 Причины нарушений звукопроизношения Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ 2.1 Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения 2.2 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылками 2.3 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками Заключение Приложение 1 Приложение 2 Литература
Введение
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения с первых дней жизни. При нормальном речевом общении ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения (Н.И. Красногорский). Известно, что для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки и периоды развития (Н.И. Красногорский, Г.М. Лямина, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, М.Е. Хватцев). Изучение зарождения и развития речи детей преддошкольного и дошкольного возрастов необходимо для разработки правильных методов обучения речи и предупреждения появления недостатков в ней. (М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев). Некоторые подходы к решению этой проблемы рассматриваются в рамках данного исследования. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - профилактика нарушений звукопроизношения. ПРЕДМЕТ - содержание и организация работы по профилактике нарушений звукопроизношения у детей в условиях ДОУ. ЦЕЛЬ - разработка рекомендаций по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей в условиях ДОУ. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе рассмотрены представления о формировании звуковой стороны речи в онтогенезе, об анатомо-физиологических механизмах речи (дыхательный, фонаторный, артикуляционный, отделы периферического речевого аппарата), которые совместно с ЦНС и её функциями, обеспечивают речевую деятельность. Далее рассматриваются возрастные особенности речи и причины нарушений звукопроизношения. Во второй главе даны представления о выявлении детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения, система профилактики у детей с несформированными моторными и сенсорными предпосылками. В заключении рассмотрены общие выводы о системе профилактики в целом. Приложения содержат упражнения для тренировки основных движений органов артикуляционного аппарата и упражнения на развитие сенсорного восприятия.
Объём работы - 53 страницы. Список литературы включает 10 источников. Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ 2.1 Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения
Наиболее главным, для выявления детей "группы риска", являются анамнестические данные, при сборе которых можно выявить наличие биологических факторов риска. Данную схему обследования ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), предлагают рассмотреть её составители Л.С. Соломаха и Н.В. Серебрякова [8]. Анкетные данные Фамилия, имя ребёнка _________________________________________ Дата рождения, возраст ________________________________________ Национальный язык, двуязычие (если есть) _______________________ Анамнез Мать ________________________________________________________ (возраст при рождении) Отец ________________________________________________________ (возраст при рождении) Наличиенаследственных, нервно - психических, хроническихсоматическихзаболеваний у родителей _______________________________ ____________________________________________________________ Данные о речевых нарушениях и родственников __________________ ____________________________________________________________ От которой по счёту беременности ребёнок _______________________ Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)_________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _____________________________________________________________ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________ Когда закричал ребёнок ________________________________________ Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________ Резус-фактор (" - ", “ + ", совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребёнка) ___________________________________________ Вес и рост при рождении _______________________________________ Вскармливание: когда принесли кормить __________________________ как взял грудь _________________________________________________ как сосал (наблюдались ли срыгивания, попёрхивания) _____________________________________________________________ Грудное вскармливание до ______________________________________ Когда выписались из роддома ___________________________________ если задержались, то почему ____________________________________ Раннее развитие Голову держит ________________________________(в норме с 1,5 мес) Сидит _________________________________________(в норме с 6 мес) Стоит ______________________________________(в норме с 11-12 мес) Ходит ________________________________________(в норме с 1 года) Первые зубы _______________________________(в норме в 6-8 месяц) Перенесенные заболевания ( тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре) До года _____________________________________________________ После года __________________________________________________ До 3 лет ____________________________________________________ Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребёнка в настоящее время ( в соответствии с данными медицинской карты) Раннее речевое развитие Гуление ______________________________________ (в норме 2-3 мес) Лепет ____________________________________ (в норме от 4 до 8 мес) Характер лепета _______________________________________________ Первые слова _______________________________(в норме около года) Первые фразы ____________________________(в норме от 1,5 до 2 лет) Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _______________ _____________________________________________________________ Использование жестов _________________________________________ Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остаётся незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) _______________________________________________ _____________________________________________________________ Занимались ли с логопедом _____________________________________ (с какого возраста) _____________________________________________ Результаты логопедической работы ______________________________ Не менее важным является сбор сведений об условиях воспитания ребёнка в семье, которые в свою очередь определяют социально-психологические факторы риска. Данное обследование предлагают О.А. Аванесян, О.А. Румянцева, О.Б. Сизова [10]: Движения нижней челюсти. Чтобы речь была чёткой и ясной, дети должны уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Её движения можно отработать, проводя игры на уточнение и закрепление произношения звука [ а ] (см. приложение 1). Движения губ. Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков [ с ], [ з ], [ ц ], необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать, проводя игры на уточнение и закрепление звуков [ и ], [ э ] (см. приложение 1). Правильное произношение шипящих звуков [ ш ], [ ж ], [ ч ], [ щ ] требует небольшого выдвижения губ вперёд. Этому помогают игры на уточнение и закрепление произношения звуков [ о ], [ у ] (см. приложение 1).
Для чёткой речи необходимо умение плотно смыкать губы. Этому способствуют игры на уточнение и закрепление звуков [ м ], [ п ], [ б ] (см. приложение 1). Для правильного произношения звуков [ с ], [ з ], [ ц ], [ л ] ребёнку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её вниз и подтягивать к верхним зубам. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогают игры на уточнение и закрепление произношения звуков [ ф ], [ в ] (см. приложение 1). Движения языка. Главным органом, производящим звук, является язык. Благодаря его дифференцированным точным движениям ребёнок правильно произносит различные звуки. Для произношения звуков [ с ], [ з ], [ ц ] необходимо, чтобы кончик языка двигался вниз и упирался в нижние зубы. Эти движения можно выработать, проводя игры на уточнение и закрепление звуков [ и ], [ э ] (см. приложение 1). Заключение
Итак, профилактика нарушений звукопроизношения основывается на формировании навыков правильного произношения, для которого важно: развивать движения органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика); проводить с детьми занятия на развитие слухового восприятия. Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Давая целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Эти занятия следует проводить ежедневно или через день в форме игры. При работе родителей с детьми дома следует помнить: нельзя принуждать ребёнка заниматься. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребёнку; за одно занятие не следует давать больше двух-трёх упражнений; к последующим упражнениям надо переходить лишь, усвоив предыдущее; все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения; всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласуют с воспитателем или логопедом при всех затруднениях. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, а также индивидуальных, социальных особенностей условий жизни. Когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить и живёт при этом в здоровой обстановке - это влияние благотворно. Но не всегда и не все родители понимают и знают об этом. Многие думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребёнок вырастет и сам научится говорить. Другие часто подлаживаются к языку ребёнка, лепечут при разговоре, сюсюкают. И, наконец, асоциальная категория родителей, это неблагополучные семьи, где дети предоставлены сами себе. Примеры этого нередки. А так же дети, живущие в детских домах, лишённые родителей.
При таком положении вещей, ведущая роль по организации языковой культуры в условиях ДОУ, принадлежит воспитателю. Задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Чем больше воспитатель разговаривает с детьми, общается (прогулки, игры), тем лучше стимулирует их к разговору, и тем успешнее формируется их правильная речь. Приложение 1
Приложение 2
Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 548с. 2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 208с. 3. Под редакцией Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.Ф. Фомичёва, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Издательский центр "Академия", 2002. - 200с. 4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Издательство "Гиппократ", 1995. - 224с. 5. Розенталь Д.Э., Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - 9-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 448с. 6. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Издательство "Просвещение", 1966. - 249с. 7. Хватцев М.Е. предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей - СПб.: Издательство "Каро", "Дельта +", 2004. - 250с. 8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ: сборник методических рекомендаций. - 204с. - СПб.: Детство - пресс, 2001. - (РГПУ им.А.И. Герцена). 9. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред.Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 703с.: ил. - (Коррекционная педагогика). 10. Проблемы патологии развития и распада речевой функции (Методические материалы научно-практической конференции "Центральные механизмы речи", посвящённой памяти проф. Н.Н. Трауготт) / Отв. ред. М.Г. Харковская. - СПб., Изд-во С. - Петербургского университета, 2001. - 188с. КУРСОВАЯ РАБОТА Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада
Выполнил: студент 3 курса, группы Л-32 Першаева М.Б. Научный руководитель: ст. преподаватель Пецух О.П.
Новосибирск - 2008 Содержание
Введение Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения
1.1 Характеристика звукового состава русского языка 1.2 Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе 1.3 Причины нарушений звукопроизношения Глава 2 Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ 2.1 Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения 2.2 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылками 2.3 Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками Заключение Приложение 1 Приложение 2 Литература
Введение
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения с первых дней жизни. При нормальном речевом общении ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения (Н.И. Красногорский). Известно, что для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки и периоды развития (Н.И. Красногорский, Г.М. Лямина, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, М.Е. Хватцев). Изучение зарождения и развития речи детей преддошкольного и дошкольного возрастов необходимо для разработки правильных методов обучения речи и предупреждения появления недостатков в ней. (М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев). Некоторые подходы к решению этой проблемы рассматриваются в рамках данного исследования. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - профилактика нарушений звукопроизношения. ПРЕДМЕТ - содержание и организация работы по профилактике нарушений звукопроизношения у детей в условиях ДОУ. ЦЕЛЬ - разработка рекомендаций по профилактике нарушений звукопроизношения для воспитателей и родителей в условиях ДОУ. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе рассмотрены представления о формировании звуковой стороны речи в онтогенезе, об анатомо-физиологических механизмах речи (дыхательный, фонаторный, артикуляционный, отделы периферического речевого аппарата), которые совместно с ЦНС и её функциями, обеспечивают речевую деятельность. Далее рассматриваются возрастные особенности речи и причины нарушений звукопроизношения. Во второй главе даны представления о выявлении детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения, система профилактики у детей с несформированными моторными и сенсорными предпосылками. В заключении рассмотрены общие выводы о системе профилактики в целом. Приложения содержат упражнения для тренировки основных движений органов артикуляционного аппарата и упражнения на развитие сенсорного восприятия. Объём работы - 53 страницы. Список литературы включает 10 источников. Глава 1. Теоретическое обоснование работы по профилактике нарушений звукопроизношения
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.052 с.) |