Новое политическое мышление советского руководства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новое политическое мышление советского руководства



Содержание

Введение

Обзор литературы

Глава 1. Перестройка в СССР. От конфронтации - к "новому политическому мышлению"

1.1 Новое политическое мышление советского руководства

1.2 Влияние поворота в советской внешней политике на международные отношения

Глава 2. Внешняя политика перестройки. СССР и США на международной арене конца 80-х - начала 90-х гг. XXв.

2.1. Завершение "холодной войны" и конец биполярной системы международных отношений в Европе. Завершение "холодной войны" в Европе

2.3. Горбачев и Буш. Встреча на Мальте, соглашения СНВ

2.4 Мировое лидерство США в начале 90-х гг. Американская концепция "расширения демократии"

Глава 3. Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы

Заключение

Список литературы


Введение

 

Политика Перестройки, распад Советского Союза неизбежно привели к изменению баланса сил в международных отношениях не только в Восточной Европе, но и на самой территории бывшего СССР. Прекратили действие принципы прежней, биполярной, системы международных отношений. Резко изменилось положение России в её непосредственном окружении и в мире в целом.

Когда М. Горбачев начинал перестройку, в обществе произошла подлинная революция умов, которая сделала невозможным возврат к прежнему его состоянию. В 1987-88 гг. г. популярность Горбачева за рубежами СССР достигла пика. В США и странах Западной Европы газеты писали о "феномене Горбачева" и "горбомании". По мере развития этого процесса росла общественная критика многих аспектов внутренней и внешней политики советского руководства в годы, предшествовавшие приходу к власти Горбачева.

Ни одна из четырех ключевых проблем, вставших после 1985 г., не была решена. Первая - это проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации. Вторая - проблема создания нормальной рыночной экономики. Третья - проблема федеративного договора, которая тесно связана со второй. И, наконец, четвертая - проблема вхождения в мировое сообщество как главный фактор международных отношений. Несмотря на усилия последнего правительства СССР, направленные на интеграцию страны в западный мир, Советский Союз, а следом и новую Россию не пустили ни в Большую семерку, ни в Европейский союз, ни в НАТО. При этом главная слабость внешней политики России заключалась во внутриполитической ситуации в стране, в Российской внутренней политике.

Один из главных вопросов современной политической жизни звучит так: как могло случиться, что с мировой исторической арены настолько быстро и неожиданно ушел такой мощный политический актор, как СССР? Были ли возможности избежать многих негативных последствий это исторического события? Эти вопросы остаются актуальными и спустя 21 год. Однозначно ответить на них невозможно.

Существует два основных диаметрально противоположных подхода к объяснению причин распада СССР. Первый подход отводит ведущую роль в разрушении советского государства деятельности конкретных политических сил и лиц. Сторонники этого подхода часто критикуют Горбачева за непоследовательность политики, отсутствие четкой экономической стратегии. А, например, точка зрения нынешнего лидера российских коммунистов Г.А. Зюганова заключается в том, что разрушение СССР было результатом целенаправленной политики Запада, а непосредственно эту задачу осуществили силы, сосредоточившиеся вокруг Б.Н. Ельцина. Второй подход характеризует распад СССР как действие неких исторических закономерностей.

Выбранная тема интересна и с точки зрения распределения полюсов силы, т.к. в настоящее время идут споры о возможных поворотах событий в конце 80-х - начале 90-х гг. в СССР.

Целью работы является изучение внешней политики Перестройки, влияния поворота в советской внешней политике и распада СССР на международные отношения. В работе также будут рассмотрены двусторонние отношения СССР и США в период краха биполярности, завершения "холодной войны". Также будет описана стратегия Америки по усилению лидерства в период распада СССР и распространение демократии на страны Центральной и Восточной Европы.


Обзор литературы

 

Данная тема была разработана многими авторами учебных пособий, среди которых основными источниками для главы "Перестройка в СССР. От конфронтации - к "новому политическому мышлению" являются следующие: Мунчаев, Устинов "Политическая история России", Богатуров "История международных отношений", Дубинин "История международных отношений". Также для описания политики нового мышления в этой главе приводятся цитаты из книги Горбачёва "Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира".

Глава "Внешняя политика перестройки. СССР и США на международной арене конца 80-х - начала 90-х гг. ХХв." написана на основе учебных пособий Дубинина "История международных отношений" и профессора Флорентийского университета Эннио Ди Нольфо "История международных отношений. 1918 - 1999гг.". Для рассмотрения вопроса о геополитической роли США в главе приведены цитаты из книги Збигнева Бжезинского "Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические перспективы)".

В главе "Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы" приводятся цитаты из учебников Богатурова "История международных отношений", Дубинина "История международных отношений" и Боффа "История Советского Союза".


Глава 1. Перестройка в СССР. От конфронтации - к "новому политическому мышлению"

 

О власти Америки в Евразии

"Евразия является крупнейшим континентом на земном шаре и занимает осевое положение в геополитическом отношении. Государство, которое господствует в Евразии, контролировало бы два из трех наиболее развитых и экономически продуктивных мировых регионов. Один взгляд на карту позволяет предположить, что контроль над Евразией почти автоматически повлечет за собой подчинение Африки, превратив Западное полушарие и Океанию в геополитическую периферию центрального континента мира

Около 75% мирового населения живет в Евразии, и большая часть мирового физического богатства также находится там как в ее предприятиях, так и под землей. На долю Евразии приходится около 60% мирового ВНП и около трех четвертей известных мировых энергетических запасов.

В Евразии также находятся самые политически активные и динамичные государства мира. После Соединенных Штатов следующие шесть крупнейших экономик и шесть стран, имеющих самые большие затраты на вооружения, находятся в Евразии. Все, кроме одной, легальные ядерные державы и все, кроме одной, нелегальные находятся в Евразии. Два претендента на региональную гегемонию и глобальное влияние, имеющие самую высокую численность населения, находятся в Евразии. Все потенциальные политические и/или экономические вызовы американскому преобладанию исходят из Евразии. В совокупности евразийское могущество значительно перекрывает американское. К счастью для Америки, Евразия слишком велика, чтобы быть единой в политическом отношении.

Евразия, таким образом, представляет собой шахматную доску, на которой продолжается борьба за глобальное господство".

Стратегия России

"Россия остается крупным геостратегическим действующим лицом, несмотря на ослабленную государственность. Само ее присутствие оказывает ощутимое влияние на обретшие независимость государства в пределах широкого евразийского пространства бывшего Советского Союза. Она лелеет амбициозные геополитические цели, которые все более и более открыто провозглашает. Как только она восстановит свою мощь, то начнет также оказывать значительное влияние на своих западных и восточных соседей. Кроме того, России еще предстоит сделать свой основополагающий геостратегический выбор в плане взаимоотношений с Америкой: друг это или враг? Она, возможно, прекрасно чувствует, что в этом отношении имеет серьезные варианты выбора на Евразийском континенте. Многое зависит от развития внутриполитического положения и особенно от того, станет Россия европейской демократией или - опять - евразийской империей. В любом случае она, несомненно, остается действующим лицом, даже несмотря на то, что потеряла несколько своих "кусков", равно как и некоторые из ключевых позиций на евразийской шахматной доске".

Американская концепция "расширения демократии"

Приход к власти администрации демократов привел к увеличению внимания, которое в Вашингтоне стали уделять отношениям с бывшими социалистическими странами, ставшими, как было принято считать, на путь перехода от авторитаризма к демократии ("демократического транзита").

Американское руководство, осмысливая перемены в мире, размышляло над тем, как направить ход перемен в благоприятном для США русле. Прежде всего имелось в виду ликвидировать потенциал возобновления военной угрозы со стороны России. Кроме того, было важно создать условия, при которых наиболее развитые страны Запада могли получить доступ к интеллектуальным, человеческим, энергосырьевым, пространственным и другим ресурсам бывших "закрытых" стран. Требовалось преодолеть их изолированность посредством включения в мировые хозяйственные и политические интересы.

"Предполагалось, что США "в соответствии со своей исторической миссией и предназначением" принесут "свет демократии" в бывшие социалистические страны, окажут им помощь в переходе к демократии и сумеют воспитать из молодых демократических режимов партнеров США в мировой политике". По сути, речь шла о распространении американского влияния на обширные пространства, ранее для него малодоступные.

сентября 1993г. помощник президента США по национальной безопасности Энтони Лейк выступил в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса (г. Вашингтон) с речью, в которой он огласил концепцию "расширения демократии". Ее смысл состоял в том, что содействие демократизации бывших стран социалистических режимов в Евразии провозглашалось приоритетом американской внешней политики. "В июле 1994г. идей Э. Лейка были положены в основу документа СНБ США - директивы "Стратегия национальной безопасности посредством вовлечения и расширения". Речь шла о трансформировании стран Восточной Европы и бывшего СССР по усредненной демократической модели и превращении "пост - коммунистического" пространства в "стратегический резерв", с опорой на который США могли бы с большими основаниями рассчитывать на сохранение позиций, приобретенных после распада СССР". Идея " расширения демократии" оказалась направляющей для международно-политической деятельности США при первой и второй администрациях Клинтона.

Смысл концепции был осознан не сразу. Первоначально в России идею Э. Лейка приветствовали как знак намерения США оказать России помощь в проведении реформ. Но вскоре выяснилось, что под реализацию концепции "расширения демократии" США имели намерения ассигновать фонды, сравнимые с финансированием "плана Маршалла" в 1947г. Даже те ресурсы, которые были выделены на реализацию концепции Э. Лейка, были адресованы преимущественно малым и средним странам Восточной Европы, а не России. Западные страны не полностью доверяли Москве, считали ее слишком сильной, непредсказуемой и опасной.

Помимо экономического концепция Э. Лейка имела военно-политическое содержание. В этом смысле она вообще противоречила представлениям российской элиты о национальных интересах страны. "Расширение демократии" предполагало включение стран, прошедших через этап "демократического транзита", в состав "демократического сообщества" - через их принятие в военно-политические и экономические структуры Запада. "Расширение демократии" должно было означать включение бывших восточноевропейских союзников СССР в состав НАТО. К такому повороту событий в Москве были готовы не все".

Подводя итоги по второй главе, нужно сказать, что в период прихода к власти Горбачева государства были истощены гонкой вооружений. Необходимо было преодолеть научно-техническую отсталость, а для этого - сотрудничать с Западом. Суть политики Горбачева состояла в деидеологизации внешней политики. Вслед за этим наступил период нормализации отношений с США. Встреча Горбачева с Рейганом в 1985г. обозначила новый этап в переговорах. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанный в 1987г., означал прорыв в двусторонних отношениях.

После распада СССР США предполагали, что Россия превратится в демократию западного образца. За распространением демократии на Россию последовала демократизация Центральной и Восточной Европы, что более подробно будет описано в следующей главе.


Заключение

 

Подводя краткие итоги, можно отметить следующие основные изменения, произошедшие на международной арене вследствие Перестройки: распад СССР, вывод ракет средней и малой дальности из Европы, сокращение ядерных вооружений, распад социалистического лагеря и Варшавского договора (согласно Протоколу о полном прекращении действия Договора 1 июля 1991 г.), объединение Германии с последующим выводом советских войск, завершение Афганской войны выводом советских войск (15 февраля 1989), восстановление дипломатических отношений с Албанией (30 июля 1990) и Израилем (3 января 1991) и многие другие.

Главным вопросом, волнующими мировое сообщество в настоящее время, является проблема расстановки сил в мире, образования новых полюсов. В последние годы 20 столетия Россия старалась балансировать между различными силовыми центрами современного мира, пытаясь отстоять независимость своей внешней политики, стимулировать тенденции к многополярности миропорядка. Об этом свидетельствуют встречи президентов РФ с лидерами ФРГ, Франции, Японии, Китая и других стран, достигнутые на них договоренности о новых направлениях сотрудничества, оживление российской политики на многих направлениях. Основной целью усилий России являлось и остается недопущение такой расстановки сил в мире, когда идет создание единственного мирового силового полюса. Отсюда - принципиальный отказ России от формирования общеевропейской системы в рамках НАТО, ее стремление к повышению статуса и расширению функций ОБСЕ. В связи с этим, можно предполагать, что наиболее вероятный в настоящее время вариант глобальной международной системы - многополярность, при которой основными акторами являются страны - обладатели ядерного оружия.


Список литературы

 

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / З. Бжезинский - М.: Международные отношения, 2009. - 280с.

2. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. Том второй. События 1945-2003 годов/ А.Д. Богатуров - М.: Культурная революция, 2007. - 720с.

.   Богатуров А.Д. История международных отношений. Том второй. 1945-2008 гг. / А.Д. Богатуров, А.В. Аверков - М.: Аспект Пресс, 2010. - 520с.

.   Боффа Дж. История Советского Союза/Дж. Боффа - М.: Международные отношения, 1994. - 448с.

.   Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира/ М.С. Горбачев - М.: ИПА, 1988. - 272с.

.   Дубинин Ю.А. История международных отношений. 1975 - 1991гг. / Ю.А. Дубинин, Б.Ф. Мартынов, Т.В. Юрьева - М.: МГИМО, 2006. - 336с.

.   Ермаков В.Д. История международных отношений / В.Д. Ермаков - СПб: Соларт, 2008. - 512с.

.   Мунчаев Ш.М. Политическая история России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов - М.: Норма, 1999. - 736с.

.   Эннио Ди Нольфо. История международных отношений. 1918-1999 гг. /Эннио Ди Нольфо - М.: Логос, 2003. - 748с.

Содержание

Введение

Обзор литературы

Глава 1. Перестройка в СССР. От конфронтации - к "новому политическому мышлению"

1.1 Новое политическое мышление советского руководства

1.2 Влияние поворота в советской внешней политике на международные отношения

Глава 2. Внешняя политика перестройки. СССР и США на международной арене конца 80-х - начала 90-х гг. XXв.

2.1. Завершение "холодной войны" и конец биполярной системы международных отношений в Европе. Завершение "холодной войны" в Европе

2.3. Горбачев и Буш. Встреча на Мальте, соглашения СНВ

2.4 Мировое лидерство США в начале 90-х гг. Американская концепция "расширения демократии"

Глава 3. Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы

Заключение

Список литературы


Введение

 

Политика Перестройки, распад Советского Союза неизбежно привели к изменению баланса сил в международных отношениях не только в Восточной Европе, но и на самой территории бывшего СССР. Прекратили действие принципы прежней, биполярной, системы международных отношений. Резко изменилось положение России в её непосредственном окружении и в мире в целом.

Когда М. Горбачев начинал перестройку, в обществе произошла подлинная революция умов, которая сделала невозможным возврат к прежнему его состоянию. В 1987-88 гг. г. популярность Горбачева за рубежами СССР достигла пика. В США и странах Западной Европы газеты писали о "феномене Горбачева" и "горбомании". По мере развития этого процесса росла общественная критика многих аспектов внутренней и внешней политики советского руководства в годы, предшествовавшие приходу к власти Горбачева.

Ни одна из четырех ключевых проблем, вставших после 1985 г., не была решена. Первая - это проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации. Вторая - проблема создания нормальной рыночной экономики. Третья - проблема федеративного договора, которая тесно связана со второй. И, наконец, четвертая - проблема вхождения в мировое сообщество как главный фактор международных отношений. Несмотря на усилия последнего правительства СССР, направленные на интеграцию страны в западный мир, Советский Союз, а следом и новую Россию не пустили ни в Большую семерку, ни в Европейский союз, ни в НАТО. При этом главная слабость внешней политики России заключалась во внутриполитической ситуации в стране, в Российской внутренней политике.

Один из главных вопросов современной политической жизни звучит так: как могло случиться, что с мировой исторической арены настолько быстро и неожиданно ушел такой мощный политический актор, как СССР? Были ли возможности избежать многих негативных последствий это исторического события? Эти вопросы остаются актуальными и спустя 21 год. Однозначно ответить на них невозможно.

Существует два основных диаметрально противоположных подхода к объяснению причин распада СССР. Первый подход отводит ведущую роль в разрушении советского государства деятельности конкретных политических сил и лиц. Сторонники этого подхода часто критикуют Горбачева за непоследовательность политики, отсутствие четкой экономической стратегии. А, например, точка зрения нынешнего лидера российских коммунистов Г.А. Зюганова заключается в том, что разрушение СССР было результатом целенаправленной политики Запада, а непосредственно эту задачу осуществили силы, сосредоточившиеся вокруг Б.Н. Ельцина. Второй подход характеризует распад СССР как действие неких исторических закономерностей.

Выбранная тема интересна и с точки зрения распределения полюсов силы, т.к. в настоящее время идут споры о возможных поворотах событий в конце 80-х - начале 90-х гг. в СССР.

Целью работы является изучение внешней политики Перестройки, влияния поворота в советской внешней политике и распада СССР на международные отношения. В работе также будут рассмотрены двусторонние отношения СССР и США в период краха биполярности, завершения "холодной войны". Также будет описана стратегия Америки по усилению лидерства в период распада СССР и распространение демократии на страны Центральной и Восточной Европы.


Обзор литературы

 

Данная тема была разработана многими авторами учебных пособий, среди которых основными источниками для главы "Перестройка в СССР. От конфронтации - к "новому политическому мышлению" являются следующие: Мунчаев, Устинов "Политическая история России", Богатуров "История международных отношений", Дубинин "История международных отношений". Также для описания политики нового мышления в этой главе приводятся цитаты из книги Горбачёва "Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира".

Глава "Внешняя политика перестройки. СССР и США на международной арене конца 80-х - начала 90-х гг. ХХв." написана на основе учебных пособий Дубинина "История международных отношений" и профессора Флорентийского университета Эннио Ди Нольфо "История международных отношений. 1918 - 1999гг.". Для рассмотрения вопроса о геополитической роли США в главе приведены цитаты из книги Збигнева Бжезинского "Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические перспективы)".

В главе "Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы" приводятся цитаты из учебников Богатурова "История международных отношений", Дубинина "История международных отношений" и Боффа "История Советского Союза".


Глава 1. Перестройка в СССР. От конфронтации - к "новому политическому мышлению"

 

Новое политическое мышление советского руководства

 

После смерти Черненко 10 марта 1985г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Новый курс внутренней политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки. "Перестройка означала: создание эффективного механизма ускорения социально - экономического развития, всестороннее развитие демократии, укрепление дисциплины и порядка, уважение к ценности и достоинству личности, отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства, решительный поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой и многое другое".

"Необходимо было отказаться от конфронтации с Западом, выйти из международной изоляции и сосредоточиться на решении неотложных внутренних задач экономической модернизации с учетом передовых мировых достижений".  Это предполагало проведение гибкой внешнеполитической линии. Началась радикальная перестройка экономической системы. Однако ее успех во многом зависел от политической системы. Ее надо было преобразовать таким образом, чтобы она обеспечила необратимость социально-экономического переворота. По мнению экономических советников М. Горбачева, именно недемократичность политической системы обрекла на поражение НЭП, экономические преобразования 50-х годов и экономическую реформу 1965 г.

Начавшиеся в конце 1980-х гг. В Советском Союзе внутриполитические преобразования, связанные с демократизацией общества, ослаблением цензуры, плюрализмом мнений, появлением различных общественно - политических объединений и партий, перестройки экономики на рыночные отношения и т.д. внесли значительные изменения во взгляды советского лидера на развитие международных отношений. " Конкретные действия Горбачева получат в Советском Союзе и за рубежом определение "новое политическое мышление". Новый советский лидер впервые в истории страны с 1917 г. осторожно, но последовательно начал отход от дуализма во внешней политике СССР, от поддержки во что бы то ни стало мирового революционного процесса, которая способствовала истощению и деформации советской экономики". "В отличие от прежней практики центральные органы контролировали предприятия лишь по ограниченному числу показателей - по выполнению государственного заказа, по прибыли, производительности труда, обобщающим показателям научно-технического прогресса и социальной сферы. То, что подбрасывается нам с Запада, из другой экономики, для нас неприемлемо". Вместе со своими соратниками он определил три главных направления деятельности СССР на международной арене в новых условиях:

1. Смягчение международной напряженности между Востоком и Западом посредством активизации переговоров с США о ядерном разоружении,

2. Урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, в Афганистане,

.   Признание сложившегося миропорядка и расширение экономических отношений со всеми странами мира независимо от политической ориентации.

"На протяжении первого года пребывания М.С. Горбачева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Советским Союзом выдвигалась целая серия внешнеполитических инициатив, которые должны были продемонстрировать, что во внешней политике СССР происходит серьезный переворот - от конфронтационной модели поведения к политике сотрудничества по всем азимутам". В течение этого времени Москва возобновляет сделанные ранее предложения о неприменении первыми ядерного оружия, о заключении договора между ОВД и НАТО о неприменении силы и угрозы силой, подтверждает объявленный в 1983г. мораторий на вывод в космос противоспутникового оружия. "Однако повторения прежних советских предложений было явно недостаточно. И тогда рождается новая инициатива: установление одностороннего моратория на проведения ядерных испытаний - сначала до конца 1985г., а затем еще на один год. Одновременно СССР пригласил другие ядерные державы присоединиться к моратория на проведения ядерных испытания".

"Следующим шагом СССР стала выдвинутая в Заявлении Горбачева от 15 января 1986г. программа существенных сокращений вооружений, включая полное уничтожение ядерного оружия к 2000 году".  Выдвинутая вскоре после проведения первой советско-американской встречи на высшем уровне в Женеве, эта программа должна была убедить мир и в первую очередь администрацию США в готовности нового руководства СССР осуществить реальные, а не декларативные меры по снижению международной напряженности и уменьшению угрозы ядерного конфликта. В соответствии с советскими предложениями подлежало сокращению и уничтожению все ядерное оружие в мире на основе договоренности всех обладающих этим оружием государств. Программа была разбита на три этапа:

.   В ходе первого СССР и США надлежало наполовину (до 6000 боезарядов) сократить свои стратегические арсеналы, а также полностью ликвидировать ракеты средней дальности в Европе, запретить проведение ядерных испытаний и призвать другие ядерные державы присоединиться к этому мораторию. Все эти меры должны происходить при условии отказа как США, так и СССР от создания космических вооружений;

2. На втором этапе происходит дальнейшее сокращение стратегических вооружений СССР и США и к сокращению ядерных вооружений подключаются остальные ядерные государства - принимается решение о всеобщей ликвидации тактического ядерного оружия, происходит полное прекращение ядерных испытаний и вводится абсолютный запрет на создание всеми государствами космических вооружений;

.   Третий этап ознаменовался окончательным уничтожением ядерного оружия вместе с его носителями при всеобъемлющем международном контроле, включая инспекции на местах.

Более комплексный характер носили внешнеполитические инициативы, выдвинутые на XXVII съезде КПСС в феврале-марте 1986г. На съезде советское руководство предложило комплексную программу создания всеобъемлющей программы международной безопасности. Выдвижение этих предложений должно было свидетельствовать о серьезных переменах в подходе нового советского руководства к своей внешнеполитической деятельности. "СССР уже не ограничивался в своих внешнеполитических инициативах лишь военно-политической сферой, но и поднимал вопросы установления новых, более справедливых международных экономических отношений, а также впервые по собственной инициативе выдвигал достаточно широкомасштабные предложения в области гуманитарного сотрудничества".

Реализация этих и других мер требовала смены идеологической парадигмы, на которой базировалась советская внешняя политика. "Кардинальному пересмотру были подвергнуты все основные прежние догматы, составлявшие на протяжении многих десятилетий основу внешней политики СССР. В выборе между классовыми и общечеловеческими подходами к международным отношениям предпочтение было однозначно отдано последним".

Базовыми принципами стали:

.   Отказ от концепции противоборства как основы внешней политики;

2. Деидеологизация международных отношений, их гуманизация, переход к общечеловеческим ценностям.

Возникло требование широкой интернационализации всех сфер международной жизни, максимальное вовлечение в решение стоящих проблем существующих международных организаций, в том числе ООН. "Советское руководство провозгласило, что ядерная война ни при каких обстоятельствах не может быть средством достижения политических, экономических и др. целей". Были разработаны новых подходы к военным доктринам и выдвинут целый ряд предложений, направленных на переход от наступательных военных доктрин к сугубо оборонительным, отвечающих таким критериям, как разумная достаточность вооружений, наступательная оборона, развод наступательных группировок войск между противостоящими военными блоками и др.

В конце 1986 г. Советом обороны СССР была утверждена новая советская военная доктрина, впервые предусматривавшая не только достижение военной победы, но и предполагавшая возможность предотвращения войны. Новая военная доктрина была также закреплена в совместном заявлении высших руководителей государств - участников Варшавского договора.

Такие перемены создавали возможности для советского руководства проявлять готовность идти на существенные односторонние меры в военной области в рамках реализации новых проектов. "Одним из важнейших шагов такого рода стали инициативы СССР, выдвинутые М.С. Горбачевым в его выступлении в ООН в декабре 1988г., когда Советский Союз объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 500000 человек, в том числе 120000 в азиатской части страны (из них 80000 в зоне советско - китайской границы), а также проявленная готовность пойти на значительные сокращения обычных вооруженных сил и вооружений стран СССР и стран Варшавского договора на венских переговорах по сокращению обычнх вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе".

Коренному пересмотру были подвергнуты и провозглашенные прежними советскими лидерами внешнеполитические подходы к отношениям со странами социализма. "Новые советские руководители заявили о необходимости обеспечить каждому народу право на выбор собственного пути развития, что вступало в противоречие с проводившимся Советским Союзом в предшествующие десятилетия принципом социалистического интернационализма, подразумевавшим возможность в случае возникновения "угрозы социалистическим завоеваниям" в той или иной стране соцсодружества применения любых, в том числе военных мер для "защиты социалистического строя". На Западе провозглашение права " свободы выбора" было расценено как отказ от "доктрины Брежнева". Смысл принципа "свобода выбора" состоял не только в готовности СССР признать за каждой социалистической страной право самостоятельно определять содержание и модель своей социально - экономической и политической ориентации, но и предоставлял значительную свободу Москве в формировании своих политических и экономических подходов к странам социализма. В советских политических кругах появлялись призывы к свертыванию экономической помощи странам социализма, изменению ценового механизма сотрудничества с ними и т.д.

Принцип мирного сосуществования во внешней политике означал, что в своих отношениях с неосоциалистическими государствами СССР готов серьезно изменить свой внешнеполитический курс. В предшествующий период основным элементом было конфронтационное силовое противостояние. "Оно подразумевало наличие примерно равных потенциалов, позволявших вести диалог с Западом с позиции силы, навязывать реализацию своих политических установок ("баланс сил"). В рамках "нового политического мышления" такой курс был заменен на готовность находить общие подходы к существующим проблемам ("баланс интересов")".

Поскольку главная угроза международной безопасности существовала на Европейском континенте, что было связано с противостоянием здесь двух крупнейших военных блоков - НАТО и ОВД, была выдвинута серия предложений по снижению напряженности в Европе. "Важное место среди них заняла изложенная М.С. Горбачевым в Праге 1987 г. концепция строительства "общеевропейского дома", затрагивавшая широкий спектр политических, военных, экономических и гуманитарных проблем общеевропейской безопасности и сотрудничества".

Другой важнейшей для национальной безопасности Советского Союза зоной являлся тихоокеанский регион, где внешнеполитические позиции СССР на протяжении 1970-80-х гг. постоянно ухудшались. Советские руководители существенно снизили здесь внешнеполитическую активность. Кроме того, в Азии продолжались два региональных конфликта - афганский и кампучийский, в которые прямо или косвенно был вовлечен Советский Союз. Это заставляло Москву серьезно отнестись к урегулированию существующей напряженности. Руководство СССР выступило с серией инициатив по укреплению безопасности в Азии в зоне Тихого океана, выдвинуло задачи коренного оздоровления обстановки на азиатском континенте и прилегающих к нему бассейнах Тихого и Индийского океанов (выступления М.С. Горбачева во Владивостоке - 1986 г. и Красноярске - 1988г., его интервью в индонезийской газете "Мердека"-1987г.). Аналогичным образом подходил Советский Союз и к разрешению региональных конфликтов на других континентах: в Африке и Латинской Америке.

"Такая позиция СССР позволяла обеспечить возможности возникновения новой ситуации в глобальных международных отношениях - она выводила региональные конфликты, их мотивы, движущие силы и участников за рамки планетарного биполярного противостояния, позволяла, с одной стороны, решать региональные проблемы по отдельности, вне контекста глобальных межсистемных противоречий, а с другой - отделяла сложные международные проблемы глобального характера от многочисленных "помех" в виде продолжавшихся региональных конфликтов".

К концу 1980-х гг. СССР встал на путь существенной демократизации политической жизни страны.

На международной арене этот период знаменовался активной работой над достижением критически важных договоренностей с большинством внешнеполитических партнеров СССР по ключевым проблемам безопасности и сотрудничества: по завершению советской силовой акции в Афганистане и выводу войск из этой страны, переговорам об урегулировании кампучийской проблемы, снятию препятствий на пути нормализации отношений с Китаем, согласованию комплекса проблем с объединением Германии, укреплением европейской безопасности, сокращением стратегических наступательных вооружений и т.д.

Реализация всего комплекса задач - особенно в отношениях СССР с западноевропейскими государствами и США - безусловно требовала создания атмосферы взаимного доверия, без которой к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.112 (0.063 с.)