Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель, задачи, средства, формы и методики лфк при бронхиальной астме на поликлиническом этапе
К эффективным средствам лечения бронхиальной астмы относится лечебная физическая культура (ЛФК), применяемая в сочетании с другими методами. Физические упражнения, применяемые при бронхиальной астме, воздействуя через нервную систему, способствуют нормализации деятельности дыхательного аппарата, снимают доминантный кортиковисцеральный рефлекс, оказывают психотерапевтическое воздействие, повышают нервный тонус больного. По данным функциональных исследований, спирографии и пневмотахометрии даже простые дыхательные упражнения и упражнения с произнесением звуков рефлекторно уменьшают у больных спазм бронхов. Во время выполнения физических упражнений у больного повышается тонус симпатической части вегетативной нервной системы, в результате чего уменьшается или ликвидируется спазм бронхов и бронхиол. При бронхиальной астме ЛФК должна быть направлена на укрепление организма больного и особенно дыхательных мышц, предупреждение развития осложнений дыхательной, сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. Ее нельзя применять только при выраженной дыхательной и сердечной недостаточности. Острые и часто повторяющиеся приступы удушья не должны служить абсолютным противопоказанием к применению лечебной физкультуры. Нужно помнить, что в период появления предвестников приступа удушья она как раз способствует некоторому ослаблению или его предотвращению. Основными задачами ЛФК при бронхиальной астме являются: Способствовать уменьшению спазма бронхов и бронхиол. Обучить больного управлять своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа. Активизировать трофические процессы в тканях. Укрепить организм больного в целом, и в частности дыхательную мускулатуру, для предупреждения развития у больного эмфиземы легких. Снять патологические кортико-висцеральные рефлексы и восстановить нормальный стереотип регуляции дыхательного аппарата. Повысить нервно-психический тонус больного. Повысить адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам, сохранение трудо - и работоспособности. Основными средствами ЛФК при бронхиальной астме являются физические упражнения (в частности, дыхательные упражнения) в сочетании с естественными факторами природы. В условиях стационара чаще применяются гимнастические упражнения в форме урока или процедуры лечебной гимнастики и утренняя дыхательная гимнастика.
Перспективным, легко дозируемым упражнением при бронхиальной астме является ходьба. В стационаре она может применяться при выполнении лечебной гимнастики, а также в виде дозированной ходьбы и прогулок. К дыхательным упражнениям, применяемым при бронхиальной астме, относятся статические (разновидности дыхания: верхнегрудное, реберно-нижнегрудное дыхание, дыхание диафрагмой и животом, полное дыхание; дыхательные упражнения, изменяющие различные фазы дыхательного цикла - продолжительность вдоха-выдоха, выдох через свисток или специально сконструированное сопротивление, выдох и вдох по счету, вдох через трубочку и т. д.; звуковые упражнения - произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе; произнесение скороговорок на выдохе и т. д.). Вторую группу составляют динамические дыхательные упражнения, то есть такие, при которых дыхание сочетается с различными физическими упражнениями. Третью группу составляют дренажные физические упражнения, способствующие отхождению мокроты. Следует особо остановиться на звуковой дыхательной гимнастике, которая широко применяется при бронхиальной астме. При астматическом бронхите и бронхиальной астме звуковые упражнения содержат жужжащие, шипящие и рычащие звуки, произносимые громко, энергично, возбуждающим образом, так как в основе их действия лежит принцип вибромассажа, действующего расслабляющим образом на гладкую мускулатуру бронхов. При хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки рекомендуется произносить тихо или даже шепотом, мягко, нежно, успокаивающим голосом (комплексы 1-3). Комплекс 1 Примерный комплекс звуковых упражнений для занятий взрослых больных при отсутствии нарушений легочной вентиляции -е занятие. Упражнение"!. "Очистительный выдох" пфф. - 5-7 раз. -е занятие. Упражнение 1. "Очистительный выдох" пфф. - 3 раза Упражнение 2. "Закрытый стон" ммм. - 3 раза и пфф. - 1 раз.
Упражнение 3. бррух. (о, о, е. и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. -е занятие. Повторить все предыдущие упражнения. Упражнение 4. грруф. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. -е занятие. Повторить все предыдущие упражнения. Упражнение 5. дррух. (о, о, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. -е занятие. Упражнение 6. ррр. - 3 раза и пфф. - 1 раз. Упражнение 7. бррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. -е занятие. Повторить все предыдущие упражнения. Упражнение 8. пррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1раз. Упражнение 9. жррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. -е занятие. Повторить все предыдущие упражнения. Упражнение 10. кррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. Упражнение 11. тррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. -е занятие. Повторить все предыдущие упражнения. Упражнение 12. фррух. (о, о, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. Упражнение 13. чррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. -е занятие. Повторить все предыдущие упражнения. Упражнение 14, цррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф,,. - 1 раз. Упражнение 15. шррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. Упражнение 16. хррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. -е занятие. Повторить все предыдущие упражнения. Упражнение 17. бррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. Упражнение 18. гррух. (о, а, е, и) - по одному разу и пфф. - 1 раз. Комплекс 2 Звуковые упражнения во время приступа бронхиальной астмы у взрослых больных. пфф. - 3 раза. ммм. - 3 раза и пфф. - 1 раз. бррух,. - 3 раза и пфф. - 1 раз. вррух. - 3 раза и пфф. - 1 раз. шррух. - 3 раза и пфф. - 1 раз. зррух. - 3 раза и пфф. - 1 раз. вррот. - 3 раза и пфф,. - 1 раз. Комплекс 3 Примерный комплекс звуковых упражнений при бронхиальной астме с сопутствующим хроническим обструктивным бронхитом и легочным сердцем, а также при сопутствующих органических поражениях сердечно-сосудистой системы. пфф. - 3-5 раз. ммм. (короткой волной) - 3-5 раз и пфф. - 1 раз. бррух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз. джух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз. бррах., (е) - по одному разу и пфф. - 1 раз джах. (е) - по одному разу и пфф. - 1 раз. дзух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз. гзух. (о) - по одному разу и пфф. - 1 раз. дзах. (е) - по одному разу и пфф. - 1 гзах. (е) - по одному разу и пфф. - 1 раз. Комплекс упражнений, включающий дыхательные, создающие навыки полного дыхания, развивающие подвижность грудной клетки и диафрагмы, тренирующие мышцы, прямо или косвенно участвующие в акте дыхания, в сочетании с гимнастическими упражнениями общеукрепляющего характера, получил название респираторной гимнастики (Стрельцова Э.В., 1987), которую можно использовать в качестве утренней гигиенической гимнастики (УГГ.) у данного контингента больных. В последние годы для лечения больных бронхиальной астмой стали более широко применять модифицированный метод волевого уменьшения глубины дыхания по К.П. Бутейко. Показанием к применению волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) является наличие синдрома гипервентиляции (глубокого дыхания и дефицита углекислоты в легких). Противопоказания (относительные): психические заболевания и умственные дефекты, не позволяющие больному понять суть метода и освоить способ лечения заболевания; инфекционные заболевания в остром периоде; профузные крово течения;
обострение хронического тонзиллита. Перед началом лечения проводится проба с глубоким дыханием. Если у больного в момент обследования имеет место приступ удушья (бронхиальная астма), то ему предлагается тут же уменьшить глубину дыхания, то есть дышать очень поверхностно с включением пауз после выдоха на 3-4 секунд, вплоть до уменьшения или исчезновения удушья. При прекращении приступа больному предлагается вновь углубить дыхание, зафиксировав время появления затруднения дыхания. Проба считается положительной, если состояние больного при углублении дыхания ухудшается, а при поверхностном дыхании - улучшается. Указанная проба не должна проводиться, если больной незадолго до этого принял бронхорасширяющие средства (в пределах 4-6 часов). Лечение способом ВЛГД, по мнению К. П. Бутейко, следует сочетать с другими методами терапии. Автор методики считает, что перед началом занятий больному необходимо объяснить, каким должно быть нормальное дыхание: каждое дыхание состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы; в покое и при физической нагрузке дышать надо только через нос; вдох медленный, 2-3 секунды, как можно более поверхностный (0,3-0,5 л), почти незаметный на глаз, за ним следует спокойный пассивный полный выдох 3-4 секунды, затем пауза 3-4 секунды, снова вдох и т. д. Частота дыхания должна быть 6-8 в минуту (МОД - 2-4 л/мин.), при этом содержание углекислоты в альвеолярном воздухе составляет 6,5±0,5 %. Тренировка должна проводиться постоянно, не менее 3 часов в сутки в покое (в начале), затем в движении, усилием воли больной уменьшает скорость и глубину вдоха, а также вырабатывает паузу после полного спокойного выдоха, стремясь постепенно приблизить дыхание к нормальному. Кроме того, необходимо не менее 3 раз в сутки (утром, перед обедом, перед сном) проделывать по 2-3 максимальных задержки дыхания после выдоха, доведя их продолжительность до 60 секунд и более. Максимальная задержка дыхания определяется сидя в удобной расслабленной позе. После ненасильственного выдоха зажать нос двумя пальцами в конце выдоха и зафиксировать время начала и конца паузы до появления ощущения предельной трудности задерживать дыхание. После каждой максимальной задержки дыхания больной должен 1-2 минуты отдохнуть на "малом" дыхании. В последнее время для лечения бронхиальной астмы также применяется система гимнастики йогов, в основном хатха-йога:
) физические упражнения, в которых используются различные статические положения тела - асаны; ) специальные дыхательные упражнения - пранайама. Пребывание больного бронхиальной астмой даже на протяжении 1 дня в пассивном состоянии отрицательно сказывается на кровообращении и функции дыхательного аппарата. Поэтому, если нет противопоказаний, покой может сочетаться с активными движениями. Покой и движения в режиме больного должны взаимно дополнять друг друга. Установленный соответствующий двигательный режим в течение дня для больного является важным условием успешного применения ЛФК. Активные движения рекомендуются не только при общем, но и постельном режиме. В основе активного режима больного лежит правильное использование средств ЛФК. Переводить больного на более активный режим надо постепенно, после улучшения функции дыхания, уменьшения силы и частоты приступов удушья, снижения пульса до 85-90 ударов, а частоты дыхания - до 24-26 в 1 минуту. При бронхиальной астме положительный терапевтический эффект получается от применения лечебной гимнастики в сочетании с физиотерапевтическими средствами - соллюксом, кварцем, суховоздушными ваннами, диатермией, массажем. В последнее время хорошие результаты получают от применения точечного массаже., иглотерапии в сочетании с ЛФК. Для больных бронхиальной астмой большое значение имеет исходное положение, из которого выполняется физическое упражнение. Правильное, физиологически наиболее выгодное положение облегчает выполнение упражнения и обеспечивает наиболее полное воздействие его на организм больного. При выборе исходного положения учитывают характер заболевания, стадию процесса и общее состояние больного. Основными исходными положениями (И. П.) являются: лежа, сидя, стоя. Для большинства больных с заболеваниями дыхательного аппарата физиологически наиболее выгодными исходными положениями являются лежа и стоя, при которых создаются наилучшие условия для деятельности дыхательного аппарата. Положение сидя менее выгодное, так как при нем не обеспечиваются оптимальные условия для работы дыхательного аппарата. Это исходное положение целесообразно применять временно при подготовке больного к вставанию. При занятии лечебной гимнастикой в постели можно использовать исходные положения: лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в постели, стоя на четвереньках. Положение лежа, как правило, применяется у больных с тяжело протекающей бронхиальной астмой, наличием изменений в легких и сердце, то есть при появлении признаков дыхательной недостаточности и легочного сердца. Исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах: · лежа на спине типичное: голова на подушке, руки вдоль туловища; · лежа на спине горизонтально: голова на постели без подушки; · лежа на спине с приподнятой верхней частью тела. Типичное положение лежа на спине применяется у больных бронхиальной астмой без выраженной легочной недостаточности. Исходное положение на спине с приподнятым туловищем рекомендуется при наличии у больных бронхиальной астмой легочной, сердечно-легочной недостаточности, эмфиземы легких, пневмосклероза. Положение, лежа на спине с приподнятым ножным либо головным концом, а также лежа на животе, на боку чаще применяется у больных бронхиальной астмой, осложненной нагноительными процессами, например, бронхоэктазами и абсцессом легкого.
Исходное положение стоя применяют при занятиях ЛФК с больными, у которых отсутствуют приступы удушья, легочная и легочно-сердечная недостаточность, распространенные нагноительные процессы в легких. В основу построения процедуры лечебной гимнастики при бронхиальной астме положены следующие принципы: Подбор наиболее целесообразных общих и специальных физических упражнений для воздействия на организм в целом и, в частности, на дыхательный аппарат и сердечно-сосудистую систему с учетом патологических изменений и общего состояния больного. Выбор физиологически наиболее выгодных исходных положений, из которых больные выполняют упражнения. Соблюдение дозировки упражнений. Ряд авторов весь курс ЛФК при бронхиальной астме условно подразделяет натри периода: вводный, основной (тренировочный) и заключительный. Подготовка больного к физической нагрузке начинается с момента прихода к нему инструктора или медицинской сестры для проведения лечебной гимнастики (ЛГ) или с момента явки больного в кабинет ЛФК. А. А. Ухтомский (1950) и другие ученые показали, что одно только воспоминание о предстоящей физической нагрузке уже сопровождается изменением гемодинамики, дыхания и газообмена. Представление о предстоящих занятиях ЛГ вызывает у больного положительные эмоции, изменяет в коре больших полушарий соотношение возбудительного и тормозного процессов с преобладанием возбуждения. В результате этого повышаются функции органов и систем, в том числе дыхательного аппарата. Во вводном периоде происходит мобилизация нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем для выполнения более сильных по своей нагрузке физических упражнений, чем в основной период. Для этого во вводном периоде применяются простейшие упражнения с небольшой нагрузкой, дозированная ходьба. Проводят всего 8-10 занятий. Продолжительность вводного периода ЛФК в среднем равна 10-12 дней. Используется он для ознакомления с больными, выявления их индивидуальной реакции на физические упражнения, для разучивания основных упражнений в зависимости от степени тяжести заболевания, постановки правильного дыхания. В основном периоде применяют специальные упражнения, направленные на удлинение выдоха, повышение тонуса дыхательных мышц, улучшение дренажной функции бронхов, укрепление вспомогательных дыхательных мышц. Он может длиться с перерывами 6-7 месяцев (80--100 занятий), рассчитан на тренировку организма с широким использованием дыхательных, общеукрепляющих упражнений, терренкура и т. д. Больным с легко протекающей бронхиальной астмой во внеприступный период занятия можно назначать через день или каждый день по 10-15 упражнений общей продолжительностью 20-30 минут. При наличии бронхиальной астмы средней тяжести количество упражнений уменьшается до 8-10 на протяжении 15-20 минут. В случае развития осложнений (эмфизема легких, пневмосклероз, легочное сердце) количество упражнений приходится снижать до 6-8. Одновременно уменьшается и темп выполнения их. Такие больные должны придерживаться руками за спинку стула или гимнастическую стенку для облегчения выполнения упражнений, либо делать упражнения лежа в постели с наличием балканской рамы, за которую в момент выдоха больной держится руками. Большие трудности возникают при назначении ЛФК больным с тяжелой формой бронхиальной астмы, наличием изменений в легких и сердечно-сосудистой системе. Однако вообще отказываться от применения физических упражнений таким больным не нужно. В этом случае комплекс упражнений необходимо подбирать индивидуально. Больные должны выполнять упражнения лежа в постели на спине и на боку, можно сидя на стуле. Они направлены в первую очередь на укрепление мышц диафрагмы, межреберных, пояса верхних конечностей. Можно рекомендовать гимнастические упражнения с произнесением звуков или сочетать их с рефлексотерапией. Больные лучше себя чувствуют, если между 2-3 физическими упражнениями дышат в течение 15-20 секунд увлажненным кислородом. Упражнения выполняются в медленном темпе - 4-5 раз в 1 минуту (комплексы 4-6). Важным для этого периода является целесообразное распределение нагрузки. При этом необходимо соблюдать следующие правила: Общая нагрузка для организма больного при выполнении ЛГ должна повышаться и снижаться постепенно. Физические упражнения с наибольшей нагрузкой и, следовательно, значительно повышающие работу сердечно-сосудистой системы больного, следует применять в середине занятия. Увеличение нагрузки в середине процедуры ЛГ наиболее целесообразно, так как при этом кислородная задолженность в организме больных ниже, а работа сердечно-сосудистой системы - более умеренная, чем при другом распределении нагрузки. Упражнения с большой нагрузкой в середине занятия больные переносят легче, а учащенное дыхание у них менее выражено, чем при максимальной нагрузке в начале или в конце основного раздела процедуры. После физических упражнений, вызывающих у больных учащение дыхания и сердечных сокращений, следует обязательно применять дыхательные упражнения, оказывающие успокаивающее влияние на дыхание и кровообращение. Физические упражнения в основном периоде должны вовлекать в работу все мышечные группы (рук, ног, туловища). Комплекс 4. Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой (слабая группа)
Примечание. Необходимо соблюдать следующий ритм дыхания: 1-2 - вдох, 3-4-5 - выдох, 6-7 - пауза. Комплекс Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой (средняя группа)
Комплекс 6 Примерный комплекс упражнений для больных бронхиальной астмой (сильная группа)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.176.243 (0.038 с.) |