Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический механизм обиды
Перейдем к рассмотрению механизма зарождения обиды, причин и мотивов ее порождающих. По свидетельству ученых, если мозг не получает удовольствия, в нем зарождается страх. Если сердце не получает удовольствия, в нем зарождается обида. Важно заметить, что обида принципиально отличается от других чувств - человеку свойственно обижаться только на близких ему людей: неподобающее поведение посторонних возмущает, вызывает негодование, но не обиду. Именно поэтому для многих измена и предательство - обида, которую осознанно невозможно простить и очень трудно пережить, так как в этом случае обида причиняет человеку сильную душевную боль. Если близкий человек предал - значит не оправдал ожидания, не оправдал веру в него. Происходит самое страшное - появляется ощущение пустоты и ненужности. Это переходное время может быть депрессией в понимании многих людей или в собственном понимании объекта обиды. Из данного состояния есть два выхода: · прозрение (часто под влиянием каких-либо событий); · зависимость от мнения людей (объект обиды в этом случае чувствует, что несамодостаточен и в какой-то мере, стремится к гармонии с собой). Обида не возникает просто так. Обычно она появляется в связи с событием, понимаемым как обида. Для давления на обидчика мы включаем гнев (протест, обвинения, агрессия). Если возможность прямой агрессии закрыта (невозможностью или блокируется), то: . Для привлечения внимания мы запускаем страдание (печаль или досаду), начинаем вредить себе. . Накопленная агрессия обращается внутрь организма, на себя во время конфликта происходят физиологические процессы, полезные для выживания особи, но вредные для ее здоровья [Психологос: энциклопедия практической психологии, http://www.psychologos.ru/]. Следует отметить, что переживание эмоции «обида» свойственно людям различных культур, хотя и формы ее проявления не одинаковы и варьируются особенностями культурных и национальных традиций. Пословицы и поговорки являются прямым историческим наследием, отражающим социальный опыт каждого отдельно взятого народа. Во второй главе мы рассмотрим, как представлена эмоция «обида» в пословицах и поговорках в английском языке.
1.5 Обида с религиозной точки зрения (на примере Христианства)
Обида является мощным деструктивным фактором в отношениях между людьми и негативно влияет не только на субъект обиды, но и на объект (человека, испытывающего чувство обиды). Данная эмоция упоминается во многих религиозных и философских учениях как нежелательная или греховная. В нашей работе мы рассмотрим эмоцию «обида» в рамках Христианского религиозного мировоззрения, так как данная религия (являясь одной из наиболее распространенных и гуманных) оказала сильное влияние на развитие социальных и культурных явлений современного мира. Основанием Христианского учения являются постулаты книг Нового Завета (Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния Св. Апостолов, Послания Св. Апостолов (21 книга) и Книга Откровения Иоанна Богослова), поэтому в нашем исследовании мы будем ссылаться на данные источники. Первое упоминание об обиде в Новом Завете встречается в Евангелии от Матфея, 5:43-44, а так же в Евангелии от Луки, 6:27-28 (параллельные места Писания): «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я [Иисус Христос] говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». (Здесь и далее использован канонический синодальный перевод книг Нового Завета). Данные наставления являются частью так называемой Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая заключает в себе главные принципы Христианства. За данным наставлением следует обетование (обещание награды за следование наставлению): «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» [Матф., 5:46]. Прощение обижающих так же является условием самосовершенствования и преобразования в образ Христа каждого верующего: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Матф., 5:48]. Быть «обиженным» и терпеть притеснения за Христа считается благом, так как Господь Христос терпел страдания за человечество и простил распявших Его: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» [Лук., 23:33-34]. Апостол Павел говорит о своем радостном принятии обид и притеснений: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен» [2-е Корин., 12-10], так как Господь открыл ему, что «сила Его совершается в немощи» [2-е Корин., 12:9], и надлежит «хвалиться скорбями», т.к. «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом святым» [Рим., 5:3-5].
Обратимся к толковым словарям для разъяснения смысла слова «обида». По В. Далю, обида, ж. обижда ряз. Тул. Всякая неправда тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняеть боль, убыток или поношение [Даль]. По С.И. Ожегову, обида, - ы, ж. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды. Быть в обиде на кого-нибудь. В тесноте, да не в обиде (посл.). Не в обиду будь сказано (пусть не покажется обидным; разг.). Не дать в обиду кого-нибудь (не дать обидеть; разг.) [Ожегов, 2013:197]. Обижать, обиждать, обидеть(обеждать, обедить?) кого, наносить, творить обиду, оскорблять, причинять кому неправду, неприятность [Даль, 2014:146]. Мы можем заметить, что В. Даль определяет «обиду» как синоним «неправды». Обижать ближнего и копить обиды считается в Христианстве путем неправды («правда» - это то, что заповедовал Иисус Христос: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» [Иоан. 14:6]. В своем послании Коринфянам апостол Павел обличает Церковь следующими словами: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божьего не наследуют?» [1-е Корин., 6:7-9]. Таким образом, путь правды заключается в прощении обиды, тем более несправедливой. В прощении видится огромная сила, данная уверовавшим людям Богом: «[…] И говорит им [Иисус Христос - Апостолам]: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» [Иоан., 20:22-23]. Таким образом нанести обиду человеку (ближнему) считается грехом. В. Даль определяет слово «грех» следующим образом: грех - м. Поступок, противный закону Божию; вина перед Господом [Даль, 2014: 148]. В толковом словаре С.И. Ожегова первое определение слова «грех» звучит так: у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил [Ожегов, 2013: 198]. Обидеть человека (причинить «неправду») считается грехом - противным Закону Божьему поступком: «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего; ибо Я Господь, Бог ваш» [Лев., 25:17]. Но обиженный человек имеет власть освободить согрешившего против него человека (нанесшего обиду) простив его. Простив обижающего верующий не только снимает грех с обидчика, но и приближается к Богу (становится подобен Христу), так как соблюдает Его наставления и послушен Его Слову, очищает не только обидчика, но и себя самого. На основании выше сказанного мы можем заключить, что обидеть ближнего (преднамеренно) в Христианском религиозном мировоззрении означает совершить грех против него и против Бога, а не простить обиду (почувствовать себя обиженным) означает быть незрелым в вере.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.182.50 (0.008 с.) |