Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
The success factor of primary school edication
Abstract. The article is justified by the need for a more in-depth study of personal characteristics of the student, which will help in overcoming difficulties and successful mastery of the school program. Keywords: success of training, adequate development, factors of formation of adequate self-esteem, success.
Даже если ребенок пришел в школу с большим интересом и рвением, у него уже в первые месяцы учебы может потеряться любознательность, «погаснуть» учебные мотивы в случае, если они не почувствовали своего успеха или им не комфортно на уроках. Уже с начального этапа обучения педагогам необходимо формировать в ребенке способность адекватно относиться к своим знаниям, оценивать свои действия и поступки, свои личностные качества, что важно для успешной реализации его психологического потенциала. В данной статье определяется проблема, заключающаяся в формировании адекватной самооценки детей младшего школьного возраста как важнейшего условия их успешности в обучении. В научной литературе выделено два основных направления в рассмотрении понятия «успешность обучения». В первом направлении понятие «успешность обучения» рассматривается как особое эмоциональное состояние ученика, заключающееся в его личном отношении (переживании) к выполняемой деятельности или ее результатам. Во втором направлении успешность обучения рассматривается с точки зрения результативности и эффективности обучения. Изучением данной проблемы занимались специалисты разных отраслей педагогической науки. Дидактиков, например, интересовала проблема педагогических условий, особенностей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы способствовать преодолению неуспеваемости. В психологической науке в центр внимания становятся вопросы, связанные с изучением тех личностных особенностей учащихся, которые проявляются в обучении и влияют на их успешность в учебной деятельности. Также внимание направлено и на изучение психологического своеобразия самого учебного процесса. По мнению Гельмонта А.М., длительная неуспеваемость сказывается на психическом состоянии ученика. [1, с.11] Самохваловой В.И. выделено три признака, которые являются базой, определяющей индивидуально-личностные различия учащихся: 1. отношение к учебной деятельности; 2. организационный момент в процессе обучения; 3. освоение и усвоение теоретических знаний и практических навыков. [2, с.71]
Волокитина М.Н. акцентирует внимание на отношении учащихся к учебе, считая, что учащиеся, у которых хорошо развито чувство ученического долга, трудности в учебной деятельности компенсируют прилежным отношением к ней; а ученики, формально относящиеся к учебе, убеждены в том, что не смогут осилить имеющиеся у них проблемы. [3, с.420] Теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации как специфическую потребность и мотив учебной деятельности ученика выделяет в своей концепции развивающего обучения В.В. Давыдов. Он считает, что учебная задача вводит ученика в ситуацию, которая требует от него ориентации на содержательно общий способ ее разрешения, рассмотрения задачи во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Значимым компонентом учебной деятельности В.В. Давыдов выделяет систему особых действий по решению задач: 1) необходимо преобразовать ситуацию, чтобы обнаружить всеобщие отношения рассматриваемой системы; 2) смоделировать выделенные отношения в форме графического и знакового изображения; 3) преобразовать модель отношений для того, чтобы изучить его свойства в «чистом виде»; 4) выделить и построить серию частных задач конкретно-практического характера, которые решаются общим способом; 5) контролировать выполнение действий, которые имели место на предыдущем этапе; 6) оценить усвоение детьми общего способа, ориентируясь на результат решения данной учебной задачи. [4, с.112] Эльконину Д.П. принадлежит выдвижение общей гипотезы о том, каково строение учебной деятельности, и как она влияет на психическое развитии ребенка. Эльконин Д.П. говорит о двух типах ведущей деятельности, связанных с различными системами отношений - системой «ребенок- общественный предмет» и системой «ребенок-взрослый». В процессе реализации этих видов деятельности происходит усвоение целей, мотивов деятельности, норм взаимоотношений между людьми. Учебную деятельность относят к той группе деятельностей, в которой усваиваются выработанные способы действий относительно предметов и образцов, которые выделяют в предметах различные стороны. Специфика учебной деятельности заключается в том, что в результате учебных действий изменяет сам обучающийся; а содержанием данной деятельности является овладение способами действий, имеющих обобщенный характер, в рамках оперирования научными понятиями. Материал, усваиваемый в процессе учебной деятельности, и его содержание - это внешняя, независимая от обучающего и обучаемого форма объективной действительности, влияние которой сказывается на психическом развитии ученика. В рамках учебной деятельности стоит вычленить структурные составляющие в виде учебной задачи, учебных действий и операций, учебных действий контроля и оценивания. [5, с. 320]
Добрынин Н.Ф. в своих работах показал, что те знания, которые ребенок получает в школе и их ценность и значение постепенно становятся личной ценностью учащегося, личностно значимым багажом ребенка, который способен удовлетворить его потребности, интересы и убеждения. Таким образом приобретенные знания становятся наиболее действенными для учащегося. Учащиеся готовы к более полной оценке знаний, получаемых в учебном процессе, если процесс обучения является адекватно организованным, свободным от формальных рамок; в этом случае знания являются способом участия ребенка в жизни общества. В своих исследованиях Добрынин Н.Ф. пришел к выводу, что успешное усвоение знаний и положительный интерес к ним возникает в случае, если детьми осознается объективная значимость ЗУН (знаний, умений и навыков), и им совершенно ясна их ценность. [6, с.120] Таким образом, результаты проведенных исследований психологических проблем успешности обучения показывают, что предложены различные пути их решения. Однако остается много вопросов, связанных с причинами, обуславливающими трудности в учении. В этой связи представляется необходимым более углубленное изучение особенностей личности школьника, которые помогают устранить трудности и успешно овладеть школьной программой. Особого анализа требует понятие «обучаемость», основным показателем которого является «темп продвижения». С возрастом умственные возможности качественно изменяются. Каждый ученик по-своему усваивает один и тот же материал, и это означает, что уровень развития и своеобразие способностей ребенка определяют, какие педагогические усилия необходимо приложить для получения эффективного результата. Несмотря на всю сложность установления причины учебных трудностей и неуспехов, этот процесс необходим. Дети постоянно развиваются, меняются, как личности, и это нужно учитывать. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения - это осознание учащимися своей успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. От уверенности учащегося младших классов в том, что он способен усвоить школьные предметы, зависит его отношение к себе и вера в свои интеллектуальные возможности. [7, с.62] В своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с различными негативными эмоциональными реакциями учеников, связанными с оценкой, замечаниями, требованиями по поводу учебной работы. В некоторых случаях учителю не понятен источник этих реакций. Установить причины таких реакций важно, т.к. они, с одной стороны, показатель неблагополучия в воспитании ребенка, с другой стороны, они влияют на формирование отношения ребенка к учению, к школе, к учителю; а также от эмоционального благополучия зависят взгляды, интересы и многие другие качества личности ребенка.
Именно адекватная позитивная самооценка вместе с учебными успехами формирует отношение к школьной жизни и к учебе в целом, способствует развитию интересов, жизненной позиции. С первых же дней школьной жизни ребенку приходится решать целый ряд сложных, серьезных задач: успешно овладеть учебным материалом, освоить нормы поведения в школе и руководствоваться ими, адаптироваться к новым условиям умственного труда и режима и новым социальным условиям – субъектам педагогического процесса. Первостепенная роль в помощи ребенку принадлежит учителю, который может научить школьника адекватно оценивать свою деятельность, чтобы успешно справляться со своими неудачами. Список литературы 1. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004.- 115 с. 2. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти. – М.: Просвещение, 1997. – 431 с. 3. Волокитина М.Н.. Неуспеваемость школьников / - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. - 534 с. 4. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст] / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1991. № 6 5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. 6. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: курс лекции / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан, Н.В. Лаврова. – М.: Просвещение, 1995. – 296 с. 7. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. – 512 с.
УДК 342.92 Бероева Залина Максимовна, Кандидат экономических наук, доцент, Ингушский государственный университет, г. Магас, РФ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.115.92 (0.013 с.) |