Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раз только мне показалось, что произошло то самое соприкосновение с ней, когда нам прочитали лекцию о только что зарождавшейся и пробивавшей себе дорогу теории относительности эйнштейна.
Я обычно отводила на подготовку к очередному экзамену один день. Мне было интереснее изучать характеры моих однокурсников, эпизоды их жизни, чем читать учебники. Но получив чьи-то конспекты, в которых излагались основы теории относительности, я была околдована этим новым взглядом на привычные вещи и просидела не только день, но и всю ночь над этими конспектами. В результате я получила за эту теорию «пятерку». Тогда шутили, что сам Эйнштейн знает свою теорию только на «четверку». «Переплюнув», таким образом, Эйнштейна, я даже не решилась спросить, в каком учреждении эту теорию разрабатывают, будучи уверена, что меня туда не возьмут даже уборщицей. Пришлось Эйнштейну обойтись без моей мощной поддержки. Но почему мне казалось, что эта теория соприкасается с литературой? Может быть потому, что она отвергала прежние авторитеты, как это делали все талантливые писатели. Свой почерк – вот отличие настоящего писателя, это я понимала. А на следующий день была лекция об оптических явлениях и теория относительности осталась где-то в глубинах души, а разум решал новые проблемы. Для меня они заключались в том, чтобы при сдаче какого-либо предмета попасть не к ассистенту, а к профессору. Только у профессоров я получала «пятерки». Им можно было честно сказать о недочитанном учебнике. Профессор математики Смирнов, когда я призналась сразу, что прочла только две трети его учебника, спокойно сказал: «Вот вывод, какой следует из теоремы, которую вы не успели прочесть. Попробуйте доказать эту теорему». Я пришла в восторг! Самой придумать теорему – как здорово! Оказалось, что это не так уж трудно – по аналогии с теми теоремами, которые я успела прочесть. Это не отступление от «литературной биографии». Когда я стала писательницей, очень неумелой и неподготовленной, я шла за помощью к «профессорам» - талантливым писателям, а не к «ассистентам», требующим, чтобы я писала, «как положено». На Физфаке было много интересных людей - и среди студентов, и среди профессуры. Кстати многие на Физфаке любили стихи, а иные и неплохо писали. Наблюдение за людьми необходимо для писателя. Конечно, были и увлечения, и влюбленность, но я больше любила слушать, чем рассказывать. Если бы я стала "взрослым" писателем, у меня был бы богатейший материал для творчества. Но судьба сделала меня детским поэтом, и я не жалею об этом. Поэты, пишущие для взрослых, почти всегда пишут о своих увлечениях, а я не могла бы обнажить свою душу, а писать о чужих переживаниях, с чужих слов - это для прозаика.
Перед войной я перешла на заочное обучение и поступила в НИИЗМ - Институт Земного Магнетизма. Меня привлекала романтическая составляющая этого названия - Магнетизм. С огромным интересом прочитала я на английском языке книгу Чепмена о земном магнетизме. Когда земной магнетизм стал моей специальностью, и я уже занималась в аспирантуре, профессор, который принимал у меня экзамен, сказал начальнице отдела, где я работала: «Никогда не думал, что земной магнетизм такая интересная наука». Но ничего романтического в Институте не оказалось. Я попала в отдел Картографии и поначалу мне доверяли только переписку таблиц. Окружение было тоже прозаическое - три "пожилых", с моей точки зрения, женщины, которые говорили, в основном, о ценах на продукты и кулинарии. Мужчины были "не моего романа". Поэзией даже не пахло. А в 1941 году - война. Я с однокурсницей пошла в военкомат - проситься на фронт, медсестрой. Меня подвела "повязка Гиппократа" - бинтование головы. До сих пор при имени великого Гиппократа у меня возникает видение: сползающая путаница бинтов. От НИИЗМа меня посылали на рытье окопов в Красное Село. Нас было трое ниизмовок, одна чуть постарше и боязливее. Мы привыкли постепенно к снарядам. Рыли окопы женщины, командовал молодой, крепкий парень. Почему его не взяли на фронт - загадка. Трижды я ездила на рытье окопов - в последний раз послали только добровольцев, и с нами поехал мужчина - ради чечевичной похлебки, которую там выдавали раз в сутки. (Прямо библейский сюжет!) Я эту похлебку переносила плохо, но, конечно, ела - голод не тетка. Ехала я не ради похлебки - я наивно думала, что наши окопы удержат немецкие танки. Увы! В Красном Селе, в последний день пребывания там, я впервые вспомнила о литературе. Во двор деревянного домишки, где мы жили, попала бомба. В избе все стало черным от копоти, а с полок, всплывая сначала вверх, посыпалась посуда. Я вспомнила "Человека-невидимку" - казалось, что чьи-то невидимые руки поднимали чашки и миски и кидали вниз. После этого литература надолго исчезла из моей жизни. Я не знала, что такое война - все было впервые.
В Красном Селе я пережила самую страшную ночь в моей жизни. Немцы начали бомбежку и обстрел одновременно. Мы, трое девчат, лежали, молча, без сна, а кругом рвались снаряды - недолет - перелет... недолет - перелет... взрыв... еще взрыв... Дом ходил ходуном. Помню, как меня била дрожь. Частично это был страх, но больше всего сознание бессилия, невозможность хоть что-то сделать, хоть кулаком погрозить - тьма и унизительная распластанность на полу, растоптанность... В третий раз, пришлось уходить оттуда пешком вместе со всем населением, под обстрелом и бомбежкой. Началась безумная, непредставимая нормальному человеку жизнь – война. Был, конечно, и страх, но сильнее страха было отвращение. Помню самодовольное лицо немецкого летчика, прицельно расстреливающего стариков и детей (молодые успевали отползти в придорожные канавы). Бреющий полет – так это, кажется, называлось. А для меня это было что-то невообразимое – этот нелюдь и его улыбка лишили меня рассудка и памяти – не помню, как добралась до дома. Убила ли война мою помощницу – литературу? А может быть, если б я стала «взрослым писателем» этот эпизод дал бы мне больше, чем все другие ужасы войны, которых мне выпало немало. Но для малышей такие картины непригодны. Я никогда не писала дошколятам о войне. . Потом – первая неудавшаяся эвакуация – маму назначили воспитателем детской группы эвакуируемых детей, родители которых работали на заводе «Электроприбор». Я поехала вместе с ней, в качестве воспитательницы старшей группы детей (возраст – от десяти до шестнадцати лет). Руководили нашей эвакуацией толстые румяные «тетки», как я их мысленно называла. В их руках было продовольствие и снабжение, то есть жизнь эвакуированных детей. Разница в возрасте между мной и старшими моими воспитанниками» была так мала, что сразу возникла проблема – как им представиться? Екатериной Васильевной меня еще никто никогда не называл. «Катя» - абсолютно несолидно для воспитательницы. Обошлись без имен, тем более, что и мои подопечные тоже друг друга видели впервые, за редким исключением. Нашей задачей было собирать, на долгих вынужденных остановках, все съедобное, Что могло попасться в лесу или в поле. Тут я проявила свои способности, как руководительница. Я страстно любила природу и знала съедобные и ядовитые продукты ее по собственному опыту. Это очень способствовало укреплению моего авторитета.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.211.70 (0.006 с.) |