Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура актиномицет, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм. Морфология грибов, простейших. Контрольная работа по темам № 1 – 3
Актуальность темы. Знакомство с миром микробов начинается у студентов с изучения морфологии и тинкториальных признаков основных групп микроорганизмов: бактерий, актиномицетов, грибов, микоплазм, спирохет, риккетсий, хламидий и вирусов, которые играют большую роль в патологии человека. Актиномицеты являются возбудителями актиномикозов – гнойно-воспалительных заболеваний самой разной локализации, в основе которых лежит хроническое гранулематозное воспаление, развивающиеся в ответ на медленное, но перманентное повреждение макрофагов – антигенопредставлящих клеток, участвующих в запуске специфических форм иммунного ответа. Так же не исключается, что, подобно другим возбудителям хронических инфекций (микобактерии, бруцеллы и пр.), трепонема – представитель спирохет, распалагаясь внутри клеток, например, в макрофагах, приводит к супрессии иммунитета и иммунологически опосредованным повреждениям тканей. С человеком связано около десятка видов микоплазм, «мембранных паразитов», возбудителей респираторных и урогенитальных инфекций, которые могут привести к бесплодию, осложнять течение беременности, вызывать внутриутробное инфицирование. Они могут вызывать экстрогенитальную патологию, например, септические артриты, поражают митральные клапаны, аорту и др. и смешанные инфекции с типичными бактериями, хламидиями и вирусами. Хламидии, риккетсии и вирусы являются облигатными паразитами и в инфицированном организме, проникая в ткани, размножаются внутриклеточно. Клетки, подвергаясь инфекционной атаке, подобно организму начинает болеть, причем исходы болезни могут быть разными – гибель, выздоровление, опухолевая или антигенная трасформация, образование поликарионов в результате слияния нескольких клеток. Такие перестройки превращают клетку организма в мишень для иммунных реакций и индуцируют развитие аутоиммунной патологии. Таким образом, изучение роли данных микробов в патогенезе воспалительных, аутоиммунных и онкологических заболеваний остается актуальным и облегчит изучение частного раздела микробиологии и дисциплин профессионального цикла на старших курсах. Учебные цели: Изучить сравнительную морфологию актиномицет, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм, грибов и простейших.
Для формирования профессиональных компетенцийобучающиеся должны знать: классификацию микроорганизмов; морфологию актиномицет, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм; структурно-морфологические особенности эукариотов; структурно-морфологические особенности простейших; морфологические особенности гифальных и дрожжевых грибов; способы размножения грибов; методы окраски грибов; заболевания, вызываемые грибами.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: ü обращаться с иммерсионной системой микроскопа; ü готовить препараты из бактериальных культур; ü идентифицировать бактерий по морфологическим и тинкториальным признакам; ü идентифицировать гифальных и дрожжевых грибов
В результате освоения темы обучающийся должен владеть: ü методами микроскопических исследований ü основными методами окраски актиномицетов, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм; ü основными методами окраски грибов; ü компетенциями:ОК-1, ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-13, ПК-18 и трудовыми функциями А/04.7, А/05.7, А/06.7.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы 1) Морфология, ультраструктура и классификация спирохет. 2) Характеристика актиномицетов как переходной группы микроорганизмов от истинных бактерий к грибам. 3) Особенности морфологии и структуры микоплазм. Полиморфизм микоплазм. Патогенные виды. 4) Положение в систематике микроорганизмов риккетсий: морфология, строение и химический состав. 5) Положение в систематике микроорганизмов хламидий: морфология, строение и химический состав. 6) Основные методы окраски актиномицетов, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм. 7) Морфология и структура простейших, их классификация. Патогенные представители. 8) Морфологические особенности гифальных и дрожжевых грибов. Способы размножения грибов. Заболевания, вызываемые грибами.
Вопросы для подготовки к контрольной работе по темам № 1 – 3. 1. Медицинская микробиология. Предмет, методы, задачи. 2. Начальный период развития микробиологии (А. Левенгук и др.).
3. Работы Л.Пастера и Р.Коха. Их значение в становлении и развитии микробиологии. 4. Основные принципы систематики бактерий. Таксономические категории. Критерии виде. 5. Морфология бактерий. Основные формы, постоянные и непостоянные структуры бактериальной клетки. 6. Основные характеристики светового микроскопа (разрешающая способность, общее увеличение). Принцип иммерсионного микроскопа. 7. Особенности фазово-контрастной и темнопольной микроскопии. 8. Основные характеристики электронного микроскопа (разрешающая способность, общее увеличение). Особенности люминесцентной микроскопии. 9. Этапы приготовления мазка для иммерсионной микроскопии. 10. Определение подвижности бактерий методами «раздавленной» и «висячей» капли. 11. Различия в структуре грамположительных и грамотрицательных бактерий. Протопласты, сферопласты и L-формы бактерий. 12. Окраска препаратов по методу Грама. Назначение, основная краска, протрава, обесцвечивающий фактор, дополнительная краска, механизм. 13. Окраска препаратов по Циль-Нильсону. Назначение, основная краска, протрава, обесцвечивающий фактор, дополнительная краска, механизм. 14. Окраска препаратов по методу Нейссера. Назначение. Основные этапы. Механизм. 15. Окраска препаратов по методу Бурри-Гинса. Назначение. Основные этапы. Механизм. 16. Окраска препаратов по методу Ожешко. Назначение. Основные этапы. Механизм. 17. Особенности строение актиномицетов. Общие признаки с бактериями и грибами. Патогенные представители. 18. Особенности строения спирохет, их классификация. Общие признаки с бактериями и простейшими. Патогенные представители. 19. Особенности строения риккетсий. Общие признаки с бактериями и вирусами, патогенные представители. 20. Особенности строения хламидий. Общие признаки с бактериями и вирусами, патогенные представители. 21. Морфология и структура микоплазм, патогенные представители. 22. Морфология и структура простейших, их классификация. Патогенные представители. 23. Морфология грибов. Классификация. Патогенные представители.
4. Вид занятия: практическое занятие. 5. Продолжительность занятия: 3 часа (180 мин) 6. Оснащение: 6.1. Таблицы, готовые микропрепараты, предметные стекла, покровные стекла, пинцет, бактериологическая петля, спиртовка, спички, карандаш по стеклу, столик для окраски мазков, пипетки объемом 1 – 2 см3, дистиллированная вода, изотонический раствор хлорида натрия, иммерсионное масло, набор красок, культура бактерий, электронно-микроскопические фотографии спирохет, риккетсий, хламидий и микоплазмы. 6.2. Мультимедийные атласы, ситуационные задачи, таблицы (электронный вариант), видеофильмы. 6.3. Технические средства обучения: световые микроскопы, компьютеры, мультимедийный проектор.
7. Содержание занятия. 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Выполнение тестовых заданий, собеседование. 7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. Структура актиномицет, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм. Морфология грибов, простейших.
Спирохеты Спирохеты – извитые подвижные бактерии; патогенные спирохеты принадлежат трем родам: Borrelia, Trponema, Leptospira. Клетка спирохеты имеет цилиндрическую извитую форму, содержит цитоплазму, ограниченную цитоплазматической мембраной, снаружи которой расположена клеточная стенка со слабовыраженным пептидогликановым слоем.
Патогенные спирохеты имеют длину 3 – 20 мкм и толщину 0,1 – 0,5 мкм. Представители отдельных родов различаются по длине и толщине, числу и характеру завитков. Спирохеты грамотрицательны. Боррелии в отличие от трепонем и лептоспир хорошо окрашиваются анилиновыми красителями. Морфологию трепонем и лептоспир изучают путем микроскопии живых микроорганизмов в препаратах «раздавленная» или «висячая» капля с помощью темнопольного или фазово-контрастного методов, а также в мазках, окрашенных по Ромаговскому-Гимзе или другими специальными методами, например серебрением.
Актиномицеты Актиномицеты относятся к прокариотам, т.е. к организмам, не обладающим оформленным ядром и внутриклеточными мембранными структурами. По классификации Берджи, актиномицеты относятся к бактериям, к порядку Actinomycetales. Актиномицеты – ветвящиеся бактерии длиной 100 – 600 мкм и толщиной 0,2 – 1,2 мкм. Свое название они получили в связи с возникновением в пораженных тканях друз – гранул из плотно переплетенных нитей в виде лучей, отходящих от центра и заканчивающихся колбовидными утолщениями. Актиномицеты, как грибы, образуют мицелий – нитевидные переплетающиеся клетки (гифы). Они формируют субстратный мицелий, появляющийся в результате врастания мицелия в питательную среду, и воздушный, растущий на поверхности среды. Не имеют капсулы, жгутиков, ворсинок. Ультраструктура актиномицетов принципиально не отличается от бактерий, однако в составе пептидогликана клеточной стенки некоторых актиномицетов обнаружены арабиноза и галактоза, отсутствующие у бактерий. Размножаются спорами, поперечным делением, почкованием. Подавляющее большинство актиномицетов – это свободноживущие сапрофиты. Многие сапрофиты, средой обитания которых является почва, образуют антибиотики – широко применяющиеся в медицинской практике. Например, стрептомицин, тетрациклин. Как и другие бактерии, актиномицеты окрашиваются анилиновыми красителями. Обычно они окрашиваются простыми методами или по Граму, являются грамположительными бактериями. Риккетсии Риккетсии – мелкие грамотрицательные палочковидные бактерии размером 0,35 – 1 мкм, облигатные внутриклеточные паразиты. Форма и размер риккетсий могут меняться (кокковидные, палочковидные, нитевидные) в зависимости от условий роста. Спор и капсул не образуют, окрашиваются по методу Здродовского в красный цвет.
Хламидии Хламидии способны вызывать у человека спектр органных поражений. Может повреждать одновременно и наружные, и внутренние половые органы, слизистую дыхательных путей, интиму сосудов и сердце, синовиальную выстилку суставов, зубы, органы зрения и слуха. Хламидиоз – инфекционное заболевание, передающееся половым путём, вызываемое хламидиями (Chlamydia trachomatis), является одним из самых распространённых заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП). Хламидии имеют шаровидную, овоидную или палочковидную формы. Их размеры колеблются в пределах 0,2 – 1,5 мкм. Морфология хламидий зависит от стадии их внутриклеточного цикла развития, который характеризуется превращением небольшого шаровидного элементарного образования в крупное инициальное тельце с бинарным делением. Перед делением частицы хламидий обволакиваются образованием, напоминающим бактериальную капсулу. Хламидии окрашиваются по методу Романовского-Гимзы, грамотрицательны, хорошо видны в прижизненных препаратах при фазово-контрастной микроскопии.
Микоплазмы Микоплазмы – прокариотные одноклеточные, грамотрицательные микроорганизмы, не имеющие клеточной стенки. Вместо нее они содержат трехслойную липопротеидную цитоплазматическую мембрану. Размеры микоплазм колеблются в пределах 125 – 250 мкм. Они имеют форму круглых, овальных, или нитевидных образований. Микоплазмы, по всей видимости, являются наиболее простыми самостоятельно воспроизводящимися живыми организмами, объём их генетической информации в 4 раза меньше, чем у Escherichia coli. От вирусов микоплазмы отличаются способностью расти на бесклеточных средах и способностью метаболизировать ряд субстратов. Так, для роста микоплазмам необходимы стеролы, например, холестерин. Описаны разные способы размножения микоплазм: фрагментация, бинарное деление, почкование. При делении полученные клетки не равноценны по размеру, часто одна из них даже нежизнеспособна. Микоплазмы способны расти на широком диапазоне сред: от простых минеральных, до сложных органических, часть – только в организме хозяина. Продукты обмена микоплазм (перекиси, нуклеазы, гемолизины) оказывают разрушающее воздействие на клетку хозяина.
Грибы Грибы (Fungi, Mycetes) – разнородная группа эукариотических микроорганизмов. Грибы имеют ядро с ядерной оболочкой, цитоплазму с органеллами, цитоплазматическую мембрану, которая содержит фосфолипиды и стеролы и мощную клеточную стенку из глюкана, целлюлозы, хитина, белка, липидов и др. Грибы состоят из длинных тонких нитей (гиф), сплетающихся в грибницу, или мицелий. Гифы низших грибов – фикомицетов – не имеют перегородок. У высших грибов – эумицетов – гифы разделены перегородками; их мицелий многоклеточный. Эумицеты представлены аскомицетами и базидиомицетами (совершенные грибы), а также дейтромицетами (несовершенные грибы).
К аскомицетам относятся представители родов Aspergillus, Penicillium и др. представителями аскомицетов являются дрожжи – одноклеточные грибы, утратившие способность к образованию истинного мицелия. Дрожжи имеют овальную форму клеток, диаметр которых 3 – 15 мкм. Они размножаются почкованием, бинарным делением или половым путем с образованием аскоспор. При размножении их клетки располагаются цепочками и вытягиваются в длинные нити – псевдомицелий. Это явление получило название филаментации. Различают несколько типов роста (филаментации), которые учитывают при идентификации дрожжеподобных грибов рода Candida. Морфологию плесневых и дрожжеподобных грибов изучают в прижизненных препаратах («раздавленная» капля) и мазках, окрашенных метиленовым синим.
Простейшие Простейшие – эукариотические одноклеточные микроорганизмы, составляющие подцарствр Protozoa царства Животные (Animalia). Размеры простейших колеблются в среднем от 5 до 30 мкм. Снаружи клетки простейших окружены мембраной (пелликулой) – аналогом цитоплазматической мембраны клеток животных. Некоторые простейшие имеют опорные фибриллы. Цитоплазма и ядро соответствуют по строению эукариотическим клеткам. Передвигаются простейшие посредсвом жгутиков, ресничек и путем образования псевдоподий. Простейшие могут питаться в результате фагоцитоза или образования особых структур. Многие простейшие при неблагоприятных условиях образуют цисты – покоящиеся стадии, устойчивые к изменению температуры, влажности и др. Простейшие окрашиваются по Романовскому-Гимзе. Окраска по Романовскому-Гимзе (метод окраски простейших, бактерий, клеточных структур и тканей различных видов) Механизм окраски. Краситель состоит из эозина, метиленового синего и азура, растворённых в метаноле или в смеси метанола с глицерином. Окрашивает ацидофильные образования в различные оттенки красного цвета, базофильные - в цвета от пурпурного до синего. Бактерии приобретают фиолетово-красный оттенок, цитоплазма клеток – голубой цвет, ядра – красный. Простейшие: цитоплазма становится голубого цвета, а ядра – красно-фиолетового цвета.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме. Преподаватель знакомит обучающихся с планом и методикой проведения практической работы.
7.4. Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя. Задание 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.176.243 (0.036 с.) |