Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сведения о детях и семьях, в которых они воспитываются
Мнение о самом ребенке, доносимое до него родителями, может быть как положительным (ребенку внушается, что он ответствен, добр, умен, способен), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере, частично, могут иметь отражение в поведении или чертах характера ребенка, однако, транслированные в его самосознание в виде «называния вещей своими именами» родительских «приговоров». Эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу. Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог, и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая отрицательные следствия для формирования самосознания ребенка. Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же, как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ». Если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения. Формирование личности ребенка в семье – обоюдный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются. Дети выбирают свой путь в потоке воспитательных воздействий родителей. Семейная ситуация, которую родители оценивают как положительную или отрицательною, может совершенно противоположно восприниматься детьми.
Хорошее или плохое поведение ребенка – это не навык, который надо поощрять или пресекать, а личностное отношение. Оно является результатом внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл, который не всегда может быть очевиден со стороны, но именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность. Дети наблюдательны, любознательны, им до всего есть дело – будь то конструкция швейной машины, вопросы крепления луны к небу, процесс деторождения. Но далеко не всегда дети, воспринимая окружающий мир, приходят к тем выводам, которых мы ожидаем. Причиной этого является не только ограниченный жизненный опыт детей, но и своеобразная структура их мышления. Коррекция взаимоотношений в диаде «родитель – ребенок, ребенок – взрослый» может строиться только на воспитании родителями в ребенке чувства любви и привязанности к дому, близким, родителям, на формировании адекватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания. Психолог раскрывает родителю секреты воспитательных приемов и способов управления ребенком. Он формирует у родителя установку на создание адекватных, взаимно теплых отношений с ребенком. В нашей работе мы старались учесть все особенности внутрисемейных отношений при планировании консультативной работы с родителями, приглашали на консультации родителей индивидуально и семейными парами, иногда привлекали бабушек и дедушек для того, чтобы коллегиально обсудить имеющуюся в семье проблему. Проблемы в семейных взаимоотношениях корригируется постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей ребенка. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного времени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных психокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями, а также групповых для родителей). Консультирование педагогом родителей по выстраиванию детско-родительских отношений позволяет обозначить проблемы в семье, изменить отношение каждого из ее членов к конфликту, переосмыслить свою позицию в воспитании ребенка, помогает наладить конструктивное взаимодействие между всеми членами семьи.
Список литературы 1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с. 2. Казакова, Е. И. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение ребенка: проблема развития диагностических исследований / Е. И. Казакова // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании», 25 -27 ноября 1998 г. – М.: ИКП РАО, 1998. – С. 64-67. 3. Мастюкова, Е. М. Они ждут нашей помощи / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М.: Педагогика, 1991. – 158 с. 4. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с. 5. Настольная книга педагога-дефектолога / Серия «Сердце отдаю детям». – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с. 6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с. 7. Семаго, М. М Консультирование семьи проблемного ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) / М. М. Семаго // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – №1. – С. 18-23. И.С. Ильина, Л.М. Лапшина
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.161 (0.006 с.) |