Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лингвистическая концепция ф. Де Соссюра
Фердинанд де Соссюр – швейцарский историк и лингвист XIX века. Заложил основы семиологии и структурной лингвистики. Проложил мостик из 19 в. в 20 в. – переход к системно-структурной парадигме языкознания. Автор имманентной лингвистики – изучения языка в самом себе и для себя. Осознание факта многомерности языка: - язык – средство общения; - язык – средство формирования мыслей; - язык – средство выражения мыслей. Язык – факт культурно-исторический. Средство для кодирования сообщений. Лингвистика: 1. Внутренняя (устройство языка и его структура); 2. Внешняя (условия существования языка: история, народ, политика и т.д.) - язык и общество не тождественны, они развиваются по разным законам; но язык создается и существует в обществе. Выделяет два аспекта: 1. Язык (грамматическая система + словарь); 2. Речь – акт, посредством которого индивид пользуется языком для выражения мысли. Различия между языком и речью: - язык социален, речь – индивидуальна; - язык – потенция, речь – реализация; - язык устойчив, речь неустойчива; - язык долговечен, речь одноразова. Необходима лингвистика языка и лингвистика речи. Исследование синхронии и диахронии в изучении языка: - Синхрония и диахрония не связаны; - Язык – система. Системные отношения характеризует только синхроническая лингвистика. Нет системы, которая охватывает одновременно несколько периодов. Ф. де Соссюр – основоположник лингвосемиотики: определение знака. Знак – совокупность означаемого и означающего (билатеральная трактовка). Язык – система знаков. Два типа отношений между элементами языковой системы: 1. парадигматические (ассоциативные: или … или …); 2. синтагматические (отношения линейной последовательности в речевой цепи). Семиотика – наука, изучающая знаковые системы. Помимо понятия «система» важно понятие «значимость». Значимость единицы вытекает из её противопоставленности другим единицам, из различительных признаков. Ученики и последователи: Шарль Балли, Альбер Сеше, С.О. Карцевский. Современное языкознание Интерес к работам Бодуэна де Куртенэ. В XX веке стали актуальными те проблемы, которые Бодуэн де Куртенэ исследовал в конце XIX века: - внимание на процессах, происходящих в индивидуальной речи;
- призыв к рассмотрению не языка отдельно, а человека как носителя языка; - изучение языка тесно связано с изучением общества. Развивается идея: осознание необходимости изучать язык и человека комплексно, то есть «говорящего человека» Основные парадигмы: 1. Историко-генетическая (принцип историзма, возникновение и развитие языка); 2. Системно-структурная (инвариантность и системность языка); 3. Коммуникативно-прагматическая (антропоцентрическая); 4. Когнитивная парадигма (мышление – манипуляция моделями языка; понятие концепта). Основные тенденции: 1. Исследованием языка занимаются не только лингвистика, философия и логика; 2. Восприятие языка как уникальной способности человека, средства общения и отображения мира, неотъемлемого компонента истории; 3. Интерес к процессу переработки огромного количества знаний человеком; 4. Развитие вычислительной техники задает направление исследованиям языка. Антропоцентрическая парадигма современной лингвистики: человек осознает мир через осознание себя и получает право творить в своем сознании порядок, свою сущность. 4 направления: 1. Язык – зеркало человека (человек отражает себя в языке); 2. Коммуникативная лингвистика (человек в процессе коммуникации); 3. Роль языка в познавательных процессах; 4. Исследование существования языка в человеке; Язык – продукт культуры, он развивается в культуре и выражает ее. Появление лингвокультурологии – науки о проявлениях культуры народа, отразившихся в языке. Исследование человека и его места в культуре. В центре внимания – языковая личность. Культура и язык «антропоцентрические сущности, они служат человеку и без него не имеют смысла». Становление когнитивной парадигмы. В основе идея о том, что мышление – манипулирование различными моделями и структурами знания. Отношение языка и мышления: - языковая деятельность связана с определенными отделами мозга (нейролингвистика); - язык – система знаков в сознании ч-ка, соотношение системы и ее функционирования (психолингвистика); - усвоение и обработка инф-ции с помощью языковых знаков (когнитивная лингвистика).
Предпосылки в трудах А.А. Потебня, И.А. Бодуэна де Куртенэ. Становление: Дж. Лакофф, Р. Лангакер, Е.С. Кубрякова (Россия). Основная категория – концепт. Определяется как «содержательная единица памяти», «смысл, которым оперирует человек в процессе мышления». В основе концепта – знание, полученное в результате познавательной деятельности. Коцептуализация – выделение минимальных единиц знания. Категоризация – объединение сходных единиц в категории. Тесно связан с культурой. Концепт многомерен: включает в себя множество элементов (понятийный, образный, этнологический и т.д.). Концептуальный анализ - метод исследования концептов, репрезентация их содержания. Метод исследования – интегративный: комплексный анализ объекта, всестороннее описание. Язык и история В процессе истории язык развивается и меняется, что приводит к разнообразию языков, языковых явлений и категорий. Язык динамичен, но при этом в нем есть постоянство. Проблема связи истории языка и истории народа – проблема не только лингвистическая, но и философская. Подходы: 1. Односторонняя связь между историей языка и историей его носителей (детерминация). Развитие общества – причина развития языка (Н.Я. Марр). 2. Развитие языка происходит самостоятельно. «Наш язык это так же наша история» (Я. Гримм). Проблема связи языка и общества требует рассмотрения влияния как языка на людей, так и общества на язык. Причины языковых изменений, связанные с историей общества: 1. контакты народов, изменение состава носителей; 2. распространение просвещения и культуры; 3. материальный и социальный прогресс общества. Взаимодействие языков – важный фактор их исторического развития (Гумбольдт, Б. де Куртенэ, Марр): заимствование, скрещивание и образование смешанных языков. Заимствуется главным образом – лексика. Различаются непосредственные (контактные) и опосредованные (неконтактные) заимствования (часто - термины). Пример: английские термины в экономике. 1. При непосредственном и длительном контакте языков и происходящем при этом скрещивании один из языков сохраняет свою самостоятельность, приобретая лишь некоторые особенности соседнего языка. Длительные языковые контакты могут охватывать ряд языков, в результате чего возникает языковой союз (Балканский языковой союз: греческий, албанский, румынский, болгарский языки). 2. Влияние просвещения и культуры. История литературных языков непосредственно связана с историей литературы и деловой письменности, а также языка науки. Связь языка и культуры проявляется так же посредством деятельности ученых, писателей, общественных деятелей. (Данте, Петрарка доказали право писать на итальянском и закрепили авторитет флорентийского диалекта как литературной нормы). 3. Социальная обусловленность: общая история языка находится в зависимости от развития социальных общностей людей, общественно-политической и экономической истории общества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.90 (0.008 с.) |