![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказка о Деревьях-характерах
(Н.В. Вологодина) Возраст: от 12 лет. Направленность: сказка о разных чертах характерах, причинах их появления. Способствует пониманию особенностей характера человека, саморазвитию, достижению конструктивного общения и взаимодействия с другими. В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была прямая и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто… Возможные вопросы для обсуждения ü О чем эта сказка? ü От чего Деревья-Характеры были разными? ü Почему буря ломала некоторые Деревья-Характеры? ü Нарисуйте Деревья-Характеры, которые вы представили во время чтения сказки.
Прекрасная незнакомка (И.В.Стишенок) Возраст: от 12 лет. Направленность: внутренние конфликты, трудности в самоопределении, принятии себя. Сказка подсказывает возможность обретения собственной индивидуальности вопреки расхожему мнению и ожиданиям окружающих, способствует решимости выйти на новый уровень жизненного пути для достижения самореализации. На одном дровяном складе лежали толстые и тонкие, короткие и длинные бревна. Все они давно познакомились друг с другом, о многом переговорили и теперь только ожидали своей дальнейшей участи. Одних из них должны были отправить на мебельную фабрику, чтобы изготовить красивые столы и стулья; других – установить вдоль дорог телеграфными столбами, а третьих – продать на дрова. Все бревна немного волновались. Конечно, среди них были и такие, кто точно знал, кем станет. Например, крепкие длинные бревна были уверены, что будут только телеграфными столбами. Но остальные и не догадывались о своей дальнейшей судьбе. Среди них была одна Коряга. Еще только попав на склад, она заметила, что очень отличается от других – ровных и гладких бревен. Коряга была с изгибами, дырочками и сучками. И когда ее соседи говорили, какие хорошие столы, стулья и шкафы из них получатся, Коряга молчала, сравнивая себя с ними. Но иногда она забывала о том, где находится, начинала мечтать и представляла себя прекрасным произведением искусства. Как-то Коряга рассказала о своей мечте соседним бревнам и услышала в ответ:
– Ты слишком много сочиняешь, подруга, будь проще. Посмотри на себя – ну какое ты произведение искусства? Хорошо, если из тебя сделают хоть какой-нибудь табурет или стул. И запомни: наше дело быть мебелью, если уж не удалось стать телеграфными столбами. После таких слов Коряга замкнулась в себе. В долгих ожиданиях проходили дни. Наконец на склад приехал большой грузовик. Рабочие погрузили бревна и повезли их на мебельную фабрику. Коряга оказалась на самом верху штабеля. Она с интересом смотрела по сторонам, любовалась белыми облаками и ясным солнцем, нежными цветами и могучими деревьями. Когда машина проезжала через лес, Коряга вдруг поняла, что не хочет быть мебелью. Она не хочет, чтобы ее пилили, строгали и забивали гвоздями. – Я не хочу быть мебелью, – сказала Коряга своим соседкам. – Прощайте! Она выпрыгнула из кузова машины и очутилась на небольшой поляне. К своему удивлению, беглянка увидела там несколько похожих на себя коряг. Конечно, других размеров и форм, но они тоже были корягами! Она с радостью познакомилась с ними, а вскоре и подружилась. Незаметно прошло лето, наступила осень. В лес стали приходить грибники. Один из них забрел на полянку и увидел Корягу. – Какая красавица! – воскликнул он. – Настоящее чудо! Я возьму ее с собой в мастерскую, почищу, покрою лаком, и она покажет всю свою красоту. В мастерской грибник, который оказался художником, долго и терпеливо, стараясь не повредить природной формы, придавал Коряге новый образ. Когда работа была окончена, мастер принес свое творение на выставку. Посетители, увидев лесную гостью, с восхищением воскликнули: – Какая красавица, настоящее произведение искусства! Они отмечали красоту и легкость ее форм и чем дольше смотрели на фигуру, тем больше чувствовали свет, идущий от нее. – Это чудо! – произносили ценители искусства и радостные, одухотворенные уходили домой. А Коряга, которую теперь называли Прекрасной Незнакомкой, счастливо улыбалась. Исполнилась ее заветная мечта – она стала произведением искусства и дарила людям радость и красоту. Возможные вопросы для обсуждения ü Нарисуйте самую яркую картину сказки. Что вас привлекло в ней больше всего? ü Нарисуйте или вылепите из пластилина главную героиню сказки. ü Какие события привели к запомнившейся вам ситуации? ü Почему Коряга не захотела быть мебелью? ü Знакома ли вам подобная ситуация и те чувства, которые испытывала главная героиня, находясь на дровяном складе? ü Что необходимо сделать, чтобы что-то изменить в жизни? ü Чему мы можем научиться у этой сказки?
Страус (И.В.Стишенок) Возраст: от 12 лет. Направленность: о разных моделях поведения в сложных жизненных ситуациях. Сказка способствует осмыслению собственной модели поведения в кризисных ситуациях, определению для себя наилучшей стратегии поведения, обретению уверенности в себе. Жил-был Страус, который очень боялся Опасности. Едва завидев даже маленький признак неприятности, он поспешно закрывал глаза и быстро прятал голову в песок. Когда Опасность подходила к этому согнутому созданию, она задевала его. Иногда сильно, иногда не очень. И шла себе дальше.
Как только Страус понимал, что Опасность миновала, он поднимал голову, облегчённо вздыхал и продолжал дальше жить своей растительной жизнью. Однажды Страусу повстречался другой Страус. – Слушай, друг, – спросил тот, – а почему ты все время прячешь голову в песок? Ведь с твоими сильными ногами от Опасности можно убежать так быстро, что она никогда тебя не догонит. – А ведь верно, — откликнулся наш герой и стал бегать от Опасности. «Как здорово! Зоркий взгляд, сильные ноги и никаких грубых пинков!» – однажды остановившись, подумал Страус. Он вздохнул, вспомнив свое недавнее прошлое, а затем снова куда-то побежал. Вскоре страус встретил Орла. – Послушай, птица, почему ты все время бегаешь от Опасности? – спросил тот. – У тебя же есть крылья! Поднимись над Опасностью, и она не доберется до тебя. – Страусы не летают, – с сожалением ответил наш герой. – Но у тебя есть крылья, – повторил Орел – значит, ты можешь летать. Только попробуй. Вот, смотри, как я это делаю. И Орел взлетел высоко в небо. – Ух ты! – восторженно воскликнул Страус и сделал робкую попытку взлететь. Крылья его не послушались. – Ну вот, я так и знал, – грустно сказал он себе и продолжил, как и прежде, убегать от Опасности. Но однажды Опасность окружила Страуса со всех сторон. – Некуда бежать, – с грустью пробормотал он и собрался было, как прежде, спрятать голову в песок, как вдруг вспомнил слова Орла: «Ты можешь летать. Только поверь в себя!» И Страус впервые ощутил свою внутреннюю силу. Он направил ее в крылья и... взлетел. Страус махал ими все сильнее и сильнее – и вдруг почувствовал радость полета. Он забыл об Опасности и парил в небе, наслаждаясь простором и свободой. Когда Страус посмотрел на землю, то увидел Опасность, от которой он улетел. С высоты птичьего полета она показалась ему такой маленькой, что Страус, удивившись, подумал: «Это ее я все время боялся? Да она же совсем не страшная!» Он спустился вниз, по-новому посмотрел на Опасность и спросил: – Что тебе от меня надо? – Ничего, – ответила Опасность и улыбнулась. – Я просто играла с тобой. Пока! И она ушла искать других страусов, чтобы поиграть с ними. – Вот оно что, – глубокомысленно произнес наш герой и снова взлетел в небо.
Уж очень ему понравилось летать. Возможные вопросы для обсуждения: ü О чем эта сказка? ü Почему страус боялся опасности? ü Можно ли было считать его по-настоящему сильной птицей? ü Чем отличается маленький Орел от большого Страуса? Чему он его научил? ü Что нужно было сделать страусу, чтобы взлететь? ü Почему когда Страус посмотрел Опасности в глаза и поговорил с ней, она ушла от него? ü Что делает с человеком страх? ü Как вы поступаете в сложных жизненных ситуациях? ü Есть ли у вас внутренняя энергия и сила? Что такое «сила духа»? ü Чему мы можем научиться у этой сказки? История Осины (И.В. Стишенок) Возраст: от 12 лет. Направленность: заниженная самооценка, внутренний конфликт, одиночество. Ключевая фраза: «не такой, как другие». Сказка способствует осознанию собственных деструктивных установок, изменению взгляда на себя и свою жизнь, высвобождению позитивных эмоций и чувств. Жила-была Осина. И однажды она захотела стать Ольхой. Уж очень у той все хорошо складывалось: и растет в удачном месте, и деревья рядом благородные стоят, и солнце ласково светит, и сережками красивыми увешана. А что Осина? Растет в темном и сыром лесу. Солнышко к ней совсем редко заглядывает, а люди и вовсе почему-то стороной обходят. Не уважают, что ли? И начала Осина меняться. И станет, как Ольха, и веточки расправит, и по сторонам посмотрит, и все ждет, когда у нее сережки появятся. Так старалась Осина, так старалась! Даже слух по лесу пошел: «Смотрите, Осина меняется. Как интересно!» Осина начала меняться, но что-то ей совсем плохо после этого стало. Даже ствол болеть начал, а веточки и вовсе опустились. Загрустила Осина: хотела как лучше, а получилось еще хуже. Опечалилась она, даже всхлипнула, но вдруг услышала: «Не печалься, милое деревце!» Посмотрела Осина по сторонам и увидела Солнечный Лучик. Он ласково смотрел на нее и почему-то улыбался. – Это я – милая? – продолжая всхлипывать, спросила Осина. – Да от меня все отворачиваются. Неужели я такая страшная? – Ты милая и славная, – сказал Солнечный Лучик, согревая деревце. – а что другие говорят, так это просто их выдумки о тебе. И кто сказал, что они верные? – Они и сказали, – ответила Осина, – ведь их много. – А ты поверила. А зачем? – спросил Лучик. – И заметь, я от тебя не отворачиваюсь. Ты мне нравишься. – Нравлюсь? – удивилась Осина. – А за что? – За то, что ты есть, за то, что растешь, несмотря на суровые условия, в которых живешь, за то, что другим помогаешь, – ответил Лучик. – Кому же это я помогаю? – еще больше удивилась Осина. – Вон тем грибам, что рядом растут, – произнес Лучик. – Ты же для них почву подготавливаешь, защищаешь от проливного дождя и палящего солнца. Они ведь так и называются – подосиновики. Неужели забыла? – Да, – согласилась Осина, – я совсем забыла о них, пока изменяла себя. Осина сказала: – Я совсем забыла о тех, о ком заботилась, пока себя изменяла.
– Ты не себя, ты себе изменяла, – уточнил Лучик. – Так старалась, что даже заболела. А всего-то надо было просто быть собой. – Быть собой? А другие, что скажут они? – волнуясь, спросила Осина. – Что скажут другие? – переспросил Лучик. – Не знаю. Всем ведь не угодишь, да и не нужно это. А кому ты понадобишься – сами к тебе придут. Кто-то за грибами, а кто-то просто захочет рядом постоять, энергию твою почувствовать. – Наверное, ты прав, Лучик, – впервые за долгое время улыбнулась Осина и выпрямилась. – Спасибо тебе за участие, теплоту и доброту твою. Я все поняла. Увидимся завтра? – Увидимся, – улыбнулся Лучик и поднялся в высокое небо. – До свидания, – сказала Осина и помахала ему вслед своими зелеными листочками. А наутро, проснувшись, она внимательно посмотрела по сторонам и с удивлением сделала первое открытие: – Как же здесь светло! Значит, так сыро мне было от собственных слез, а пасмурно – от грустных мыслей? И, вздохнув, Осина еще внимательнее посмотрела вокруг. – Вот это да! Все деревья разные, непохожие друг на друга, и каждое по-своему интересно! – сделала она второе открытие. – И Ольха – дерево как дерево, не лучше и не хуже других. Удивленная открытиями, Осина задумалась и вдруг поняла: «Как же хорошо быть собой!» Она выпрямилась, встряхнула веточками и улыбнулась навстречу новому дню. – Здравствуй, милая, – сказал появившийся Солнечный Лучик и заиграл в яркой зеленой листве. Возможные вопросы для обсуждения ü Почему Осина захотела стать Ольхой? ü Отчего у нее это не получилось? ü Как она стала себя чувствовать после всех попыток измениться? ü Что хорошее увидел в Осине Солнечный Лучик? ü Чему он ее научил? ü Какие ценные качества были у Осины? ü Какие ценные качества есть у вас? ü Какие черты характера вы хотели бы улучшить? ü Почему важно быть собой? ü Какие открытия сделала Осина на следующее утро после разговора с Лучиком? ü Какой вывод можно сделать из этой сказки? Ресурсы черствого Пряника (И.В. Стишенок) Возраст: от 12 лет. Направленность: пассивная жизненная позиция, трудности в самореализации Сказка способствует развитию коммуникативных навыков, выходу на новый уровень развития, способствующий самореализации. Жил-был черствый Пряник. Конечно, когда-то он тоже обладал самыми разными приятными качествами, был мягким и теплым. Но прошло время, и Пряник стал черствым. Вы спросите «почему»? Дело в том, что он очень боялся быть съеденным. Пряник часто наблюдал, как его друзья – такие же, как и он, пряники и подружки – булочки один за другим исчезали в Большом Человеке и никогда не возвращались назад. С тех пор он о них ничего не слышал. – Жалко друзей, – вздыхал Пряник и черствел, сжимаясь от страха и одиночества. Так с каждым днем он становился все тверже и тверже, пока наконец не стал похож на камень. Однажды в хлебнице появились мягкие булочки. Одна из них, маленькая Плюшка, подкатилась к Прянику и, прикоснувшись к его боку, вдруг воскликнула: – Ой, как больно! Почему вы такой жесткий и нелюбезный? – Я вовсе не жесткий, – ответил Пряник, – и совсем не хотел вас обидеть. Просто я боюсь и не желаю быть съеденным, вот и черствею потихоньку. – Странно, – удивилась булочка. – На вас потратили хорошие продукты, сделали с любовью, а вы предпочли стать таким жестким и черствым, что даже дотронуться больно. – Плюшка, а ведь вы правы, – вдруг сказал Пряник. – Из-за страха я совсем очерствел и позабыл о том, каким был раньше. Что же мне сейчас делать? Пряник понял каким он хочет стать. – Но как? – спросил он у булочки. – Не знаю, – ответила та, – но можно спросить у друзей. Может быть, они что-нибудь придумают. – Друзья! – воскликнул Пряник, оглянувшись по сторонам. – Кто-нибудь может подсказать мне, как снова стать мягким? На кухне воцарилась тишина. Вдруг большая Плита сказала: – Я могу помочь тебе, Пряник, но если ты снова станешь мягким, тебя съест Большой Человек. Не боишься? – Сейчас – нет, – ответил Пряник, посмотрев на Плиту. – Ведь меня для этого и испекли. – Тогда забирайся в мою теплую духовку, – предложила Плита и гостеприимно открыла дверцу. Плита согрела Пряник, и он снова стал мягким. Утром Большой Человек подошел к хлебнице, увидел лежащий в ней мягкий пряник и съел его. – Как раз это мне и нужно в начале важного дня, – сказал он и отправился по своим неотложным делам. А Пряник? Пряник стал Человеком. Возможные вопросы для обсуждения ü О чем эта сказка? ü Почему Пряник боялся быть съеденным? ü Что сказала Плюшка Прянику? Почему он решил измениться? ü Может ли страх помешать человеку реализовать свои способности? ü Какие новые качества появляются у человека, победившего свой страх? А какие исчезают? ü Почему Плита не предложила свою помощь Прянику раньше, а только после того, как он сам обратился за ней? ü Каким становится человек, почувствовавший «теплое» отношение к себе? ü Есть ли у вас свое предназначение? Какое оно? ü Какой вывод можно сделать из этой сказки? Мотылек (И.В. Стишенок) Возраст: от 14 лет. Направленность: одиночество, тенденции саморазрушения. Способствует осознанию конструктивных способов удовлетворения потребности в теплом отношении и любви; необходимости управления собственными чувствами и поведением. Ярким летним днем родился белокрылый мотылек Митя. «Как прекрасен мир!» – подумал он, порхая над цветущей поляной, согретой теплыми солнечными лучами. Через несколько часов солнце спряталось, наступил вечер, и Митя, с грустью посмотрев по сторонам, подумал: «Как холодно и одиноко…» Вдруг он увидел вдали костер, яркие языки пламени которого фейерверком взлетали в ночное небо. – Свет, тепло, солнце! – воскликнул Мотылек и полетел на встречу огню. – Наконец-то я нашел тебя! Митя стремительно взлетел в жаркое пламя костра, и оно с восторгом охватило его. – Ой как больно! – воскликнул Мотылек, выпорхнув в ночное небо. Он посмотрел на свои обгоревшие крылышки и заплакал. – Ну и зачем ты полез в огонь, глупыш? – услышал Митя чей-то голос. – Тебе что, жить надоело? Незнакомая букашка сидела на соседней травинке и внимательно смотрела на мотылька. – Ничего мне не надоело, – сквозь слезы сказал Митя. – Я думал, это Солнце. А ты, собственно, кто? – Я – Божья коровка, – ответила букашка. – Сижу, отдыхаю и никуда не лезу. Я жду. – Ждешь? – удивился мотылек. – А чего ты ждешь? – Утра жду. Восхода солнца жду, – ответила его новая знакомая, расправив свои крылышки. – Ведь только утром становится тепло и светло. – А я не знал, что солнце приходит по утрам, вот и бросился в костер, – с грустью сказал Митя. – Ведь в темноте так одиноко. А огонь – он такой заманчивый. – Да, – согласилась Божья коровка, – огонь привлекает и может согреть, но если броситься в него с головой – обожжет. Научись ждать, легкомысленный мотылек, и увидишь, что произойдет. – Хорошо, я подожду, – глубоко вздохнув, сказал Митя и посмотрел вверх. Над головой сияли миллиарды звезд. «Как красиво, – впервые подумал мотылек. – Оказывается, и в темноте есть свои дары». Он аккуратно сложил обогревшие крылышки, и устроившись на травке, сладко уснул. А наутро взошло солнце. Его первые лучи разбудили и согрели Митю. «Права была Божья коровка, – потягиваясь, подумал мотылек. – За темной ночью всегда приходит рассвет. Надо только научиться ждать». И в добром настроении он перелетел на соседнюю травинку. Вскоре крылышки мотылька полностью зажили, и каждый день он с большой радостью порхал над любимой поляной. А по вечерам Митя беседовал с Божьей коровкой и смотрел в загадочное звездное небо. «Ночь – это только часть дня», – глубокомысленно думал он и засыпал. А утром с новыми силами летал в прозрачном воздухе, напитанном солнечным теплом. Возможные вопросы для анализа сказки: ü О чем эта сказка? ü Как чувствовал себя мотылек днем, когда светило солнце? ü Как он стал чувствовать себя, когда солнце спряталось? ü Что для мотылька значило солнце? ü Какие чувства испытываете вы, когда видите солнечный свет? ü Были ли в вашей жизни периоды, которые вы могли бы назвать светлыми? А были ли такие, которые назвали бы сумеречными или даже темными? ü Почему мотылек кинулся в объятия пламени? С чем он его перепутал? ü Что произошло с мотыльком после этого? ü Что происходит с человеком, совершившим ошибку? ü Насколько необходимо человеку знать, что он хочет, и уметь ждать, доверяя жизни и не теряя к ней интереса, даже тогда, когда кажется, он не видит впереди свет и перспективу? ü Как вы относитесь к смене дня и ночи? А к изменению своего настроения, когда радость сменяется грустью и наоборот? А разнообразию событий, происходящих в вашей жизни? ü Что означает выражение «ночь особенно темна перед рассветом»? ü Сразу ли зажили крылышки у мотылька? ü Почему человеку необходимо время, чтобы после сложных для него событий снова вернуться к полноценной жизни? ü Чему вас научили трудности вашей жизни? Что ценного для себя (новые знания, опыт) вы получили, пройдя эти испытания? ü Чему мы можем научиться у этой сказки?
Сказка про со-мнения (И. Семина) Возраст: от 14 лет. Направленность: неуверенность в себе, своей правоте, внешности, отсутствие собственного мнения; склонность идти на поводу у других, перекладывать ответственность за принятие решения и его последствия. Росток проклюнулся в субботу утром. – Смотрите, новенький! – сказала роскошная Плакучая Ива. – В нашем обществе прибавление! Ну что ж, добро пожаловать! – Только он какой-то странный, – качнула узкими зелеными листьями Драцена. – Я такого еще не видела. Что это за растение, интересно? – Пусть подрастет, там видно будет, – сказал Дуб. – Если что, подправим. Росток, воодушевленный столь доброжелательным приемом, стал быстро набирать силу, рос буквально не по дням, а по часам. И чем выше он становился, тем больше сомнений он вызывал у окружающих. – Как-то слишком быстро он растет, – прокомментировала Осина. – Слышишь, малыш? Не надо так торопиться, у тебя еще слишком хрупкая сердцевина, ты можешь сломаться. Притормози, не спеши! Такое мое мнение. Росток подумал и решил последовать совету. Теперь он рос гораздо медленнее, и Осина одобрительно шелестела листьями, глядя на малыша. Вскоре он выбросил первые веточки. – Ну и куда ты размахался? – сурово спросил Кипарис. – Настоящее дерево должно быть стройным! Если будешь расти в разные стороны, из тебя в конце концов получится какая-нибудь кляпка-корявка, и будешь знать. Росток не знал, как выглядит кляпка-корявка, но испугался и стал прижимать веточки к стволу. У него это получалось плоховато, но он старался. Кипарис был высокий, красивый, стройный, и уж наверное знал, что говорил. – Не фонтан, конечно, но все-таки лучше, чем было, – оценил Кипарис, и Росток немного успокоился, продолжая тщательно следить, чтобы веточки не раскидывались. – Ты толстеешь! – осуждающе сказала Береза. – Это недопустимо. Вот посмотри на меня, я – эталон! Недаром в народе говорят «стройная как березка». Ты давай-ка, сядь на диету! А то скоро поперек себя шире станешь. Все плеваться будут. Это мое личное мнение! Росток очень забеспокоился и сел на диету: стал брать гораздо меньше питательных веществ из земли. Он перестал толстеть, но ствол его стал гораздо слабее. – Ничего, ничего! – ободряла его Береза. – Красота требует жертв! Между тем у Ростка уже появились листики. – У тебя странные листья, – возмущенно всплескивала зеленой метелкой Пальма. – Слишком длинные, слишком жесткие, слишком острые. Неправильные листья! Вот посмотри на меня – мягкие, широкие, резные, просто загляденье! Ты давай, подтягивайся! Мое мнение – нельзя давать себе расслабиться, нужно трудитсья над имиджем днем и ночью! Росток стал сутками уговаривать листики расти по-другому, чтобы они становились широкими и плоскими, как у пальмы. Это было неудобно и даже больно, но ему удалось вытянуть свои длинные и узкие листья в какое-то подобие лопаточек. А между тем окружающие очень полюбили высказываться по поводу Ростка – ведь он никогда никому не перечил и старательно выполнял все рекомендации. Соседям уже даже интересно было, что из него получится. – Хорошо, что ты не отказываешься от мудрости старших, – поучал его старый Бук. – В молодости так просто наделать ошибок, и тогда тебе никогда не стать полезным деревом. А опыт старших – это сила! Взрослые плохому не научат, а от опрометчивых шагов оберегут. В общем, прислушивайся к нашему мнению – и не пропадешь! Росток уже давно преодолел юный возраст, но местное сообщество никак не могло определить, какое же он дерево. Никогда такого не видели: деревце было приземистое, с кривеньким корявым стволиком, с узловатыми, причудливо изогнутыми ветками, усеянными какими-то недоразвитыми листиками, в общем, если честно, страшненькое такое деревце. Уродец. К такому мнению постепенно склонились все деревья: и Плакучая Ива, и Пальма, и Старый Бук, и Драцена, и все другие тоже. Деревце и не пыталось сказать что-то в свое оправдание: оно ведь никогда не было другим, и ему казалось, что вот таким нелепым и корявым оно и было задумано природой. Конечно, высокомерные вздохи и показное сочувствие высоких и сильных собратьев его задевали, но – что поделаешь? Не всем быть красавцами, радовать глаз статью и мощью. Есть и ошибки природы, что ж поделаешь. А однажды среди деревьев появились люди. Мужчина, женщина и девочка. – Боже! Этот ботанический сад – просто чудо! – оживленно говорила женщина. – Как хорошо, что мы сюда пришли! Смотрите, какой чудный кипарис – как свечка! – А бук-то, бук! – вторил ей мужчина. – Красавец! Богатырь! Дочура, посмотри! – Ой… А это что за деревце? – вдруг остановилась женщина напротив уродца. – Странное какое-то, покореженное… Вроде бы как даже не настоящее.. – Нет, мамочка, оно живое! – сказала девочка, осторожно прикасаясь ладошкой к стволу. – Дайте-ка я погляжу! – приблизился мужчина. – Вы знаете… Похоже, это изначально был ливанский кедр. Но что-то случилось, и он мутировал. – Ну что ты, – усомнилась женщина. – Ливанский кедр – он же высокий, прямой, как струнка, и иголки у него, а не листики. А тут что-то непонятное. – Я же говорю, мутировал, – стоял на своем мужчина. – Мало ли что могло случиться? В неблагоприятных условиях искажается природный облик любого существа, не только дерева. – Но ты точно уверен? – все никак не могла поверить женщина. – Да, я ж все-таки биолог, – улыбнулся мужчина. – Кора, ствол, расположение ветвей, да много признаков. Нет, точно кедр. – Мама, папа, я нашла! – закричала девочка, которая тем временем достала из сумки ботанический атлас. – Вот он, ливанский кедр! – М-даааа, – сокрушенно протянул мужчина, взглянув в атлас. – Эк тебя искорежило, бедняга… – Похоже на деревце-бонсай, – огорченно сказала женщина. – Как будто ему расти свободно не давали. – Смотри, деревце, какое ты по-настоящему, – сказала девочка и поднесла к нему развернутый атлас. И деревце-бонсай, как его назвала женщина, увидело… себя. Оно вдруг каждой своей клеточкой, каждым изгибом ствола ощутило, что это – его Истинный Облик, и оно должно было вырасти именно таким!!! С высоченным прямым стволом, с раскидистыми ветвями, с длинными стрельчатыми иголочками…Но ему все время говорили «не так», «не туда», «неверно», и оно почему-то предпочло прислушиваться к чужому мнению, а не ощущать себя самим собой. И когда люди ушли, деревце впервые, пожалуй, попробовало распрямиться во весь рост, насколько смогло, и пристально оглядело окружающих. – А что, а что? – тревожно зашумели деревья. – Мы же тебя не заставляли, да? Мы просто советовали! А ты могло, между прочим, расти, как хочется, и не учитывать наши мнения. – Да, я могло, – тихо сказало деревце-бонсай. – Но я выбрало другой путь – быть хорошим для всех. Мне казалось, что все вы, такие большие и умные, знаете лучше меня, каким мне расти и каким быть. Это моя ошибка. Теперь я знаю, что сомнения появляются, если собирать все мнения, а своего собственного не иметь. Я получило свой опыт, и теперь мне уже никогда не стать таким, каким я могло бы быть, если бы прислушивалось к себе. Но я вас не виню. Буду жить таким, какое есть. И деревья стыдливо затихли, потому что каждый втайне думал, что все-таки немножко виноват в том, что маленький ливанский кедр уже никогда не будет таким, каким его задумала природа. А вскоре неподалеку проклюнулся новый Росток. – Интересно, что это за растение? – по привычке начала Плакучая Ива. – Я такое еще не видела… – Кем бы оно не было, я беру над ним шефство, – строго сказало деревце-бонсай. – И никому не дам руководить его ростом! Даже себе! Ты слышишь меня, Росток? Слушай свое сердце и расти так, как тебе будет казаться правильным! И сомнения никогда не искривят твой путь и твой ствол. И новый Росток затрепетал, словно засмеялся, и во весь свой маленький рост потянулся наверх, к солнцу. Возможные вопросы для обсуждения ü О чем эта сказка? ü Почему росток вырос не таки каким должен был? ü По какой причине деревья высказывали свое мнение? ü Почему росток не перечил окружающим, слушал их мнения и делал как они говорят? ü Почему мнения окружающих только навредили деревцу? ü Когда у нас появляются сомнения? ü На ком ответственность за результат? ü Чему учит сказка? Кедр (И.В. Стишенок) Возраст: от 14 лет. Направленность: отношение к жизни, раскрытие личностного потенциала и самореализации, изменение взгляда на жизнь, поиск своего пути и места в ней, способствует осмыслению прожитого и моделированию будущего. Маленький росток кедра выглянул из-под земли, потянулся и посмотрел по сторонам: вокруг росли пышные кусты орешника, над головой ярко светило солнце, и высоко по небу плыли голубые облака. – Здравствуйте! – вежливо обратился росток к кустам и пошевелил зелеными листочками. Орешники, даже не взглянув в его сторону, продолжили греть под лучами солнца свои широкие листья. Изредка они переговаривались друг с другом и вновь замолкали. Молодой кедр немного подождал и сказал: – В каком прекрасном месте мы растем, не правда ли? – И он выразительно посмотрел на ближайший куст. – Я так не думаю, – нехотя буркнул тот, явно недовольный чужим вмешательством в свою спокойную жизнь. – Солнце в здешних местах появляется не часто, а дождь и ветер, напротив, так и норовят похозяйничать. Надоели уже! – Дождь и ветер тоже нужны, – улыбаясь, сказал росток. – Один напоит всех и умоет, а второй развлечет и поиграет с нашими листочками, чтобы мы совсем не заскучали. – Некоторым глупцам только бы поиграть, – проворчал куст Орешника и, повернувшись к соседям, громко сказал: – Кажется, новенький совсем несмышленый: одни глупости у него на уме. – Да-да, Вы правы, – важно поддержали его остальные кусты и снова повернулись к солнышку. – И все-таки дождь с ветром нам нужны, и играть с ними я буду! – решительно сказал росток и уверенно раскинул свои веточки в разные стороны. – Играй, играй, что тебе еще делать? – проворчал Орешник и окончательно отвернулся от деревца. Всю весну и лето росток набирался сил. Он подрос и окреп, познакомился с теплым дождем и быстрым ветром и полюбил беседовать и играть с ними. Шустрый ветер всегда норовил незаметно подкрасться к деревцу и растрепать его блестящие листья. Часто друзья устраивали захватывающие поединки на выносливость: ветер дул в полную силу, а Кедр, сопротивляясь, стойко выдерживал его сильные порывы. Если же молодое деревце уставало, ветер нежно обхватывал его своими крыльями и убаюкивал, напевая мелодичные песни. Весело и интересно было им друг с другом, а когда в гости к Кедру приходил дождик, все трое устраивали просто фантастические игры. Дождик торопился полить все листочки деревца, а ветер так и норовил раскидать их в разные стороны. Кедр хохотал, шевелил веточками и, подыгрывая дождю, старался уловить все его капли. Но веселые игры друзей почему-то не нравились окружающим кустам. – Опять шум на весь лес устроили, глупые, – ворчали они. – Ведь можно же было просто полить землю, умыть и напоить нас. Так нет – снова балаган! И этот шустрый ветер – ну зачем он? Одни хлопоты и проблемы от него. И кусты плотнее прижимали к себе веточки с листочками, боясь, чтобы ветер не испортил их красивой формы. Наступила осень. Деревце стало еще выше, крепче и доросло до верхушек самых высоких кустов. – Может быть, сейчас ты станешь серьезнее? – однажды спросил Орешник у Кедра и завел с ним скучный разговор о том, как ведут себя умные и всеми уважаемые деревья..– Важности тебе надо больше и значимости. Прекрати баловаться с ветром. Вы – не пара. Выбери себе более солидного друга. – Не нужен мне солидный друг, – возразил Кедр, выслушав все наставления куста. – Никакая важность не заменит мне радости общения с настоящим товарищем. – Глупый ты и глупости говоришь, – проворчал Орешник и, повернувшись к соседу, вздохнул: – Видно не исправить его. А жаль! Но однажды в лесу стало тихо: птицы улетели в теплые края, а звери спрятались в уютные норки. – Кажется, пришло время отдохнуть, – сказал куст и, обратившись к соседям, произнес: – Спокойного всем сна. И тебе, Кедр, тоже. Может быть, проснувшись, ты станешь серьезнее. А может, поумнеешь и... Не договорив фразы, Орешник уснул. – Пора спать, – пробормотал Кедр, глядя на своих соседей. – А так не хочется!.. Он пошевелил веточками, посмотрел в высокое небо и, улыбнувшись солнышку, сладко зевнул. – Пора спать, – снова повторил Кедр и уснул. В лесу наступила полная тишина. Лишь ветер изредка прилетал на поляну и, качая деревья, напевал им колыбельные песни. Подлетая к другу, он шевелил его тонкие веточки и ласково приговаривал:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.76 (0.218 с.) |