Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уточнение грамматического значения слов
Данное направление предполагало решение следующих задач: А. Уточнение и дифференциация грамматических значений существительных (число, род, падеж, одушевленность, неодушевленность, собственность, нарицательность). Б. Уточнение и дифференциация грамматических значений прилагательных (число, род, падеж). В. Уточнение и дифференциация грамматических значений глаголов (настоящее, прошедшее, будущее время, совершенный, несовершенный вид, лицо и др.). В основе организации флексийной системы русского языка лежат грамматические значения. В процессе овладения письменной речью недостатки в развитии словоизменения приводят к возникновению аграмматизмов в виде неправильного согласования слов в предложении и искажений флексий. Несформированность словоизменения вызывает трудности в подборе форм слов, что необходимо при усвоении орфограмм на правописание безударных гласных и конечных согласных. В связи с этим важная задача при коррекции дизорфографии заключалась в том, чтобы сформировать у детей морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова, что способствует развитию морфемного анализа и усвоению морфологического принципа правописания. Работа над грамматическим значением проводилась одновременно с формированием словарного запаса, так как значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значения. Коррекционная работа включала уточнение грамматических значений: различение частей речи; число существительных, прилагательных и глаголов; род и падеж существительных и прилагательных; одушевленность и неодушевленность, собственность и нарицательность существительных; время, лицо, вид, возвратность глаголов. Для уточнения грамматического значения предлагалось подобрать вопрос к слову, поставить слово в нужную форму, ответить на вопросы, вставить слово в словосочетание, предложение, классифицировать слова по определенным грамматическим значениям. Специально созданные ситуации помогали в практическом плане усваивать грамматические значения, различать флексии, выражающие эти значения, правильно согласовывать слова, относящиеся к разным частям речи.
Формирование морфологических обобщений
И парадигмы словоизменения В процессе обучения детей ставились следующие задачи: А. Закрепление парадигмы существительных на основе совокупности грамматических значений. Б. Закрепление парадигмы словоизменения прилагательных на основе усвоенной парадигмы существительных. В. Закрепление парадигмы словоизменения глаголов. Логопедическая работа по формированию морфологических обобщений строилась на основе усвоенных представлений о грамматических значениях различных частей речи параллельно с развитием лексики, синтаксического строя и фонематического анализа. Большое внимание уделялось сравнению форм слов по значению и звучанию. Для сравнения предлагались слова, отличающиеся 1, 2, 3-мя грамматическими значениями. Проводилась классификация слов на основе отдельных грамматических значений, их совокупности. Последовательность работы над парадигмой словоизменения основывалась на онтогенетическом принципе. Работа над каждой грамматической формой начиналась с уточнения ее значения в импрессивной речи; в дальнейшем осуществлялось ее закрепление в экспрессивной речи (устной и письменной). Закрепление правильной грамматической формы отрабатывалось на письме по следующему плану: а) выделение общего грамматического значения ряда словоформ; б) соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающей данное грамматическое значение; в) звуковой анализ флексии; г) закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях; д) образование аналогичных словоформ. 6. Формирование словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования В рамках этого направления решались следующие задачи: А. Дифференциация значений словообразующих аффиксов имен существительных. Б. Уточнение значения словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования имен существительных. В. Дифференциация значений словообразующих аффиксов имен прилагательных. Г. Уточнение значения словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования имен прилагательных. Д. Дифференциация значений словообразующих аффиксов глаголов.
Е. Уточнение значения словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования глаголов. Ж. Закрепление парадигмы словообразования существительных, прилагательных и глаголов. При формировании словообразования большое внимание уделялось сравнению родственных слов по значению и звучанию, выделению и осознанию словообразующих аффиксов, формированию моделей-типов, словообразованию по аналогии. Работа с конкретной словообразовательной моделью строилась с учетом поэтапного формирования речевых действий; на основе усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной к экспрессивной, от устной к письменной речи; постепенного усложнения характера заданий и речевого материала. На начальном этапе работы широко использовались фишки, графические схемы, символизирующие словообразующие аффиксы и различие морфемной структуры родственных слов. Закрепление словообразующих моделей-типов на письме проводилось по следующему плану: а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы, закрепление с помощью буквенного обозначения; г) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов; д) включение производных слов в различные виды речевой деятельности (устной и письменной); е) дифференциация слов с аффиксами одного значения. Последовательность и содержание работы определялось онтогенетическим подходом, результатами исследований словообразования Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой; Т.В. Тумановой; А.А. Хохловой и др. Формирование словообразования осуществляется последовательно-параллельно в три этапа (табл. 1): 1 этап – закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей; 2 этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей; 3 этап – закрепление моделей словообразования различных частей речи. Таблица 1 Содержание 1-го этапа
Продолжение табл. 1
Содержание 2-го этапа
Окончание табл. 1 Содержание 3-го этапа
Проводилась работа по включению слова в деривационные отношения – на основе близости значений и общности морфем. В процессе логопедической коррекции осуществлялась работа над родственными однокоренными словами, над словообразовательными рядами на основе общности корней. Последовательность работы была следующей: установление общности звучания в серии слов с общим корнем; выделение корня как смыслового ядра, нахождение общей смысловой единицы в родственных словах – семантемы, установление общего значения ряда слов с одним корнем; установление семантических различий слов.
Существенный акцент делался на работу с паронима- При формировании функции словообразования использовались различные задания: 1) образование слова с помощью продуктивных и малоупотребимых аффиксов; 2) образование слова из разных частей речи при помощи разных префиксов и суффиксов; 3) выбор родственных слов среди слов сходных по звуковой структуре и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.128.226 (0.011 с.) |