I. Образовательные (предметные результаты):
· Сформировать представления о водоёмах края.
· Познакомить с естественными и искусственными водоёмами.
· Закрепить знания о значении водоёмов.
· Расширить знания о причинах загрязнения и охране водоёмов.
II. Развивающие:
· Развивать навыки работы с картой.
· Развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи при изучении причин загрязнения воды.
· Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
· Развивать умение рассуждать, анализировать, выделять главное и обобщать.
III. Воспитательные:
· Воспитывать любовь к родному краю.
· Воспитывать бережное отношение к воде.
· Привить навыки работы в группе.
Этапы урока,
время в мин.
| Методы и приемы обучения
| Деятельность
учащихся
|
I.
Организационный момент
| Приветствие, проверка готовности к уроку.
– По какому разделу мы сейчас работаем?
– В какой области мы с вами живем, а в каком районе? (слайд 1 – заставка)
|
Родной край – часть большой страны.
Челябинская область, Саткинский район
|
II.
Сообщение
темы и задач урока
| Мы продолжаем путешествие в окружающий мир.
Чтобы тему урока нам узнать, нужно загадку разгадать:
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу и стеклянной быть могу.
(слайд 1) Правильно, тема нашего урока – Водоемы нашего края.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить! (слайд 3)
Как вы думайте, что мы будем делать сегодня на уроке?
Мы должны сегодня:
· Узнать, какие есть виды водоёмов.
· Познакомиться с водоёмами Челябинской области.
· Развить навыки работы с картой.
· Стать сознательными гражданами в вопросе экологии.
(слайд 4)
| Хором отвечают на загадку. Вода
Изучать воду, водоёмы.
|
III
Актуализация знаний
Изучение нового материала
| – Каким цветом обозначена вода на карте?
| Синим
|
-Давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?
| Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.
|
– Одинакова ли вода на вкус?
| Нет, бывает пресная и соленая.
|
– В каких водоёмах она солёная?
Какая вода в водоемах нашего края?
| Солёная в морях и океанах, есть солёные озёра. У нас водоёмы пресные.
|
- А какие водоемы вы знаете?
| Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.
|
– Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. На какие 2 группы разделена таблица на слайде?
| Естественные и искусственные.
|
- Что такое естественные водоёмы? Искусственные?
| Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
|
– Начнём заполнять примеры в схему с самого маленького естественного водоёма. Наводящие вопросы: – Так какой водоём самый маленький?
– Что образуют ручейки?
– Куда впадают чаще всего реки?
| Ручей, река, озеро, море, океан.
|
–Теперь заполним примеры искусственных водоёмов. Первым мы запишем в таблицу канал. Следующий водоём водохранилище. Это сооружение строят на реках, на которых стоят гидроэлектростанции.
– Третий искусственный водоём – это пруд.
| Рассматривают иллюстрации на слайдах.
|
Проверим правильность заполнения:
| Водоемы
| Естественные
| Искусственные
| ручей
| канал
| река
| пруд
| озеро
| водохранилище
| море
|
| океан
|
| | | | Слайд 5
| Проверяют и приходят к мнению, что водоёмы бывают разных видов.
|
IV. Первичное закрепление изученного материала
| – Что нового вы узнали о водоёмах?
| Дети рассказывают.
|
– Сейчас поработаем с картой нашего края.
– Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.
– Если подняться высоко-высоко в небо и оттуда посмотреть на Челябинскую область, то вот что увидишь: вся Челябинская область покрыта причудливым голубым узором из многочисленных рек и озёр. В Челябинской области: 3178 озер, крупнейшие из которых: Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Иткуль, Иртяш.
А также в нашей области 3602 реки, Наиболее крупные реки: Миасс, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка.
(Слайды)
Ребята, на дом я задавала некоторым ученикам приготовить сообщение о водоемах нашего края: об озере Зюраткуль, Тургояк, о реке Ай, Большая Сатка и Юрюзань. Пожалуйста, выходите, мы вас послушаем и оценим.
| Работа с картой.
Ученики выходят к доске и рассказывают свое сообщение
|
V.Объяснение нового материала.
| В нашем крае много рек. Вывешивается плакат «Схема реки».
- Давайте рассмотрим схему реки. Как называют место, где река берет свое начало?
| Исток.
|
- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?
| Устье.
|
- Что еще имеет река?
| Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки бывают левыми и правыми. (Слайд 19)
|
- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с.154 вашего учебника.
| Работа ведется в парах с использованием карты местности. После подготовки выслушиваются ответы. Ответы обобщаются и дополняются учителем и учениками.
|
Обобщим знания о воде:
Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. От родников в виде ручейков вода течет по уклону. Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки (рис. 2).
В реку впадают другие реки. Это ее притоки. Они обычно короче главной реки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называется устьем. Длина рек различна – от десятков километров до нескольких тысяч.
Скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах – бурное.
В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время реки часто выходят из берегов, затопляют обширные низкие места, начинается половодье.
Зимой реки питаются за счет выхода подземных вод.
| Слушают объяснение учителя.
|
V 1.
Физкультминутка(по теме урока)
| Мы немного отдохнём
И разминку проведём.
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже
Солнце жжёт.
Побежали скорее в реку.
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
|
|
– О какой роли водоёма была наша физкультминутка? Что мы делали?
| Мы отдыхали, значит водоём – место отдыха людей.
|
– А еще что вы знаете о значении водоемов? Зачем нужны водоемы?
| · Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи, для хозяйственных нужд.
· Водоемы – это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для полива растений.
· По воде перевозят грузы.
· Воду используют заводы и фабрики.
|
- Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!
|
|
-А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
| Ответы детей из практики.
|
Прочитайте об этом в учебнике на с.155, 5-й абзац и на с.156.
Прочитав, статью сформулируйте правила поведения у водоёмов.
Работа по вариантам:
1 вариант – Значение водоемов.
2 вариант – Правила бережного отношения
Правила запишите на листочке.
|
|
Проверка.
Читаем по цепочке. Правила не повторяем.
| Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
|
1 вариант
- Водоемы нуждаются в охране. Каково значение экологически чистой воды для жизни всего живого?
| Значение водоемов
1. Водоем – это место отдыха людей.
2.Водоем – это дом для растений и животных.
3. Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи
4. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.
5. По воде перевозят грузы.
6. Воду для работы берут заводы и фабрики.
|
Какие правила поведения у водоемов предлагает нам соблюдать 2 группа
| Правила поведения у водоемов
1.Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3.Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
|
Какие опасности может таить водоем?
| Можно утонуть, поранить ногу осколками стекла из мусора, нельзя ходить по тонкому льду.
|
Мы знаем что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.
-Но люди много вреда причиняют водоемам и их обитателям.
Работа в рабочей тетради с. 49-51
|
|
VII.
Закрепление изученного материала
| Разгадайте ребусы. Как все это назвать одним словом?
- Давайте поиграем в «Слова».
Дети называют водоемы и их обитателей. Побеждает тот, чье слово окажется последним.
| Это водоемы.
|
VIII. Подведение итогов урока
| - Что нового вы узнали на уроке?
- Что было особенно интересно?
- Что расскажите дома?
Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами … Ты самое большое богатство на свете ”, - Антуан де Сент-Экзюпери.
| Ответы на вопросы.
|
IX. Домаш
нее задание
| Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с.154-158)
Выполнить задания №2, 3 (с.157)
Творческое задание. Схематически изобразить правила поведения у водоемов.
| Записывают в дневник.
|