Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальная репетиция с проводящим концерт персоналом
Сводная и прогонная репетиции - дальнейшие этапы работы. Они не требуют специального объяснения, поскольку мы достаточно подробно говорили об их содержании и цели. А вот с точки зрения организационной работы режиссера целесообразно после сводной и перед прогонной репетицией провести специальную репетицию с ассистентом, помощниками режиссера и исполнителями технической части концерта (звукооператором, киномехаником, электриком, работающим со световым регулятором и т.п.). Слаженность хода прогонной репетиции, тем более концерта, в огромной степени зависит от точности работы, в первую очередь, ассистента и помощников режиссера, от того, насколько хорошо они знают последовательность всех своих действий в пределах распределенных между ними обязанностей. Собственно, уже во время репетиций эпизодов каждый из них не только познает, что и в каком порядке ему нужно делать, но и запоминает его. Поэтому репетиция «за столом» перед прогоном преследует цель проверить во избежание «накладок», насколько хорошо каждый знает свой маневр. Проводится эта репетиция примерно так. Режиссер (объяснив цель и задачу репетиции, произносит). ...Десять минут до первого звонка... Ведущий. Проверив все на сцене, проверяю готовность всех служб и связь с ними. Первый помреж. Я проверяю закрепленные за мной коллективы, выходящие с моей стороны. Докладываю ведущему. Второй помреж. Я проверяю свои коллективы. Докладываю ведущему концерта. Киномеханик. У меня заряжен первый фрагмент киноролика. Звукооператор. Последний раз проверяю фонограмму. Ведущий. Проверив и убедившись, что все в порядке, за 15 минут до начала даю первый звонок. Объявляю об этом по радио с пульта всем службам и коллективам. Первый помреж. Занимаю свое место за кулисами. Второй помреж. Занимаю свое место за кулисами справа. Ведущий. По радиосвязи приглашаю участвующих в прологе на сцену. 207 Третий помреж. Провожаю коллективы и солистов, занятых в прологе, из помещений, где они находятся, на сцену. Потом готовлю первый номер первого эпизода к выходу. Первый помреж. Слежу, как коллективы и исполнители, вышедшие на сцену с моей стороны, располагаются на станках. Второй помреж. Делаю то же самое, но с коллективами, вышедшими с моей стороны...
Ведущий. Убедившись, что все заняли свои места на сцене, даю 2- и звонок. Сообщаю об этом всем заинтересованным службам. Последний раз проверяю связь со службами: звукооператором, световым пультом, киномехаником. В назначенное время даю 3-й звонок и даю сигнал электрикам убрать свет в зале. После того, как свет в зале убран и электрики набрали свет пролога, даю сигнал включить фонограмму и на второй музыкальной фразе даю команду открыть занавес... Примерно вот так (рассказом каждого, что он делает в каждый момент концерта) режиссер подряд проходит все действие от начала до конца. Останавливает он рассказ только в том случае, если кто-то напутал или забыл. Такая репетиция придает всем, кто проводит концерт, уверенность в правильности своих действий. Особенно она важна для ведущего концерт. Ведь от четкости работы последнего зависит весь ход концерта, его темп и восприятие как непрерывно развивающегося действия. По командам ведущего с пульта управления действуют все службы: и тот, кто открывает и закрывает занавес, и тот, кто работает со штанкетными подъемами, опуская и поднимая элементы оформления, и тот, кто включает фонограмму (звукооператор, радист), и тот, кто переставляет микрофоны, и тот, кто проводит «чистые перемены», и тот, кто работает на световом пульте (регуляторе), и тот, кто включает и выключает проекционную аппаратуру и т.д. Ведущий концерт руководит и действиями помощников режиссера. Словом, в руках ведущего концерт сосредотачивается все управление службами, обеспечивающими на сцене (помимо исполнителей) образное выражение концерта.
Прогонные репетиции Ими заканчивается работа режиссера над концертом. Становятся ясны, наглядны все его достоинства и недостатки. Именно на этих репетициях обнаруживаются ненужные паузы, затяжки действия, ритмические «дыры»; определяется, что необходимо уточнить, что поправить или даже переделать; выверяется композиция концерта; ритм эпизодов приводится в соответствие с ритмом всего концерта, устанавливается его темп; проверяется действие исполнителей во время их выхода и ухода со сцены. Словом, во время этих репетиций окончательно шлифуется весь концерт. Именно на этих репетициях устанавливается и закрепляется темпоритм концерта и впервые во всей полноте возникает его верная сценическая атмосфера. Собственно, на прогонных репетициях становится зримым результат проделанной режиссером и постановочной группой работы по созданию концерта.
Как правило, такие репетиции режиссер ведет «под карандаш». То есть, не останавливая действия на сцене (даже, когда что-то не соответствует установленному на репетиции), режиссер записывает все замечания на бумаге. Замечания же режиссер делает после прогона. Не следует останавливать прогон еще и потому, что тогда у исполнителей и у режиссера пропадает ощущение целостности развивающегося на сцене действия, его темпоритма. Число прогонных репетиций зависит от сложности концерта, от того, насколько слаженно он идет. Практика показывает, что двух репетиций обычно хватает. Но если требуется и есть время, то их число может быть и больше. Важно только, чтобы они не набили оскомину у исполнителей. Успех прогонных репетиций во многом зависит от того, как они организованы, от продуманности плана их проведения, от четкости работы всех служб. Как правило, на репетиции на сцене дают очень мало времени. Поэтому весьма важно уметь разумно использовать каждую репетиционную минуту. Зафиксировав все на прогонных репетициях, внеся все нужные уточнения, добившись слаженности течения концерта, его верного темпоритма, режиссер может назначить генеральную репетицию. Генеральная репетиция Генеральная репетиция - это концерт, идущий без зрителей или при ограниченном их числе. Чаще всего она одновременно является и сдачей концерта руководству режиссером и постановочной группой. Выслушав после генеральной репетиции замечания и учтя свои собственные, режиссер, если в этом есть необходимость, назначает корректуру и вторую генеральную. Так как дата проведения концерта известна заранее, то ее лучше всего проводить накануне, а первую - за день-два, чтобы иметь возможность и время внести необходимые поправки.
Заметки на полях. Можно ли, а если можно, то как исправить или скрыть замеченные в эпизодах недостатки
Говоря об этом, я не имею в виду те случаи, когда среди отобранных номеров (необходимых по теме, содержанию, жанру) есть заведомо страдающие какими-либо недостатками. Их должны доработать постановщики. Речь идет о номерах, недостатки которых выявились в процессе репетиций эпизодов. Прежде всего режиссеру следует разобраться, почему тот или другой номер в контексте других номеров вдруг оказался не столь убедительным, как выглядел при просмотре и отборе. Найти причину. А они бывают разными. Может быть, номер исполняется в невыгодном для него месте, или дело в самих исполнителях, а бывает и в драматургии номера. В первом случае режиссеру следует найти для номера другое место в эпизоде. Если же этого сделать нельзя, то режиссеру надо постановочными или игровыми приспособлениями помочь исполнителям. То есть позаботиться о том, чтобы слабая сторона номера не бросалась зрителю в глаза; найти такой прием «подачи» номера, который в какой-то степени скрыл бы, прикрыл его слабые стороны.
В арсенале у режиссера есть много приемов прикрытия исполнителей, но один из них, пожалуй, наиболее результативный - это, если возможно, ввести в номер сценическое действие. К примеру, номер «Позарастали стежки-дорожки» в исполнении хора в вокальном отношении был далек от совершенства. Заменить хор уже невозможно и исключить этот номер из концерта тоже нельзя. Что было сделано? Было придумано для них такое сценическое действие, где важным для зрителя стало не только пение, а и поведение девушек и парней на сцене. Действие, в котором ярко проявился задор, лукавство первых и обаяние, молодость вторых. Короче говоря, режиссер, отталкиваясь от содержания песни, превратил хоровой номер в вокально-лирический. Вообще следует заметить, что в театрализованных концертах режиссер старается обставить, «подать» номер или исполнителя таким образом, чтобы он не был голым человеком на голой земле. Так, например, однажды мне пришлось режиссерски прикрыть исполнение одним чтецом стихотворения М. Львова «Русь» «живыми картинами», которые в виде пантомимических фресок «Свадьба», «Война», «Стройка» и других возникали в разных местах сцены. В обоих примерах - с русской народной песней и со стихотворением - конкретные поводы вызвали к жизни режиссерские решения номеров. Но такова вообще одна из специфических сторон режиссерского творчества. Порой неожиданное препятствие, какая-нибудь локальная задача дают такой толчок режиссерской фантазии, что результат ее выходит за рамки первоначального решения номера. Словом, режиссер театрализованного тематического концерта должен помнить еще и о том, что он не просто составляет его из отобранных номеров, но и должен создать такую сценическую обстановку, в которой номера смогут проявить себя наиболее ярко, должен заботиться об успехе каждого номера. А для этого у него есть много самых различных приемов, в том числе и упомянутых. Чем разнообразнее приемы подачи номеров, чем шире круг выразительных средств, тем ярче сценическая форма концерта, тем больше режиссер может рассчитывать на его успех. Только следует заметить - введение элементов театрализации в номера допустимо, если это не нарушает смысла и характера номера. Театрализация должна помогать, а не разрушать номер. Конечно, такую работу с участниками номера надо проводить не во время общих репетиций, а отдельно, в специально выбранное для этого время.
Завершается же вся работа режиссера над осуществлением концерта открытием занавеса и показом его зрителям, ибо зритель является одним из самых существенных компонентов сценического действия, его соучастником. Во время концерта режиссер обычно находится на сцене около помощника режиссера. Но, повторяю, не вмешиваясь в его действия, а как бы становясь его помощником. Если же режиссер не очень уверен в действиях той или другой службы, у которой сложная партитура действий, скажем, у киномеханика, то режиссеру имеет смысл находиться в кинобудке для того, чтобы заранее подсказать, какое место киноролика будет следующим. Или в регуляторной - в помощь осветителю. Естественно, ведущий концерт должен знать, где во время концерта находится режиссер. Но что бы ни случилось во время концерта, какая бы ни произошла «накладка», главное для режиссера - не паниковать, сохранять спокойствие. Успокоить, подбодрить провинившегося. Если режиссер не будет держать себя в руках, вот тогда концерт неминуемо пойдет кувырком. Главная задача режиссера в этот момент найти выход из создавшегося положения. Причем такой, который сделает не очень заметным «сбой» в концерте. Чаще всего это удается сделать. Так, например, однажды на концерте звукорежиссер ошибся и выключил фонограмму танца в самом неподходящем месте. Танцоры остановились. Закрыть занавес? Нельзя. Это означало бы крах концерта. Выход был найден. Выручило нас то, что следующий эпизод, посвященный войне, начинался с прохода уходящих на фронт солдат. Мы не стали продолжать неокончившийся танец, не выпустили следующий за ним последний номер эпизода, а сразу перешли к войне. Конечно, переход к этому эпизоду был другой. Но сделать его было уже невозможно. На наше счастье остановка танцоров была воспринята зрителями как задуманная. Помогло нам то, что мы не паниковали, не теряли зря времени, а, зная хорошо все построение концерта, смогли сразу сообразить, как следует поступить. Но не дай бог никакому режиссеру пережить такое. Как вы понимаете, к прочитанному вами о последовательности работы режиссера над постановкой концерта следует относиться только как к схеме, дающей наглядное представление о порядке действий режиссера и постановочной группы. И в какой-то мере дающей возможность обозначить содержание ее каждого этапа, что в него входит, что и когда организационно идет параллельно. Конечно, как и в любой схеме, предусмотреть в ней абсолютно все просто невозможно. Да я и не ставил перед собой такую задачу. Ведь каждый концерт имеет свои специфические особенности организации, которые зависят от предлагаемых обстоятельств. Да и действительность, в процессе постановки концерта может преподнести любые неожиданности. Но в любом случае работа над концертом, как правило, идет в той последовательности, которая отражена в этой схеме.
Вот, пожалуй, все, что необходимо было сказать об организационно творческой работе режиссера. Может быть, только еще одно. Весьма полезно ассистенту или кому-либо из помощников режиссера вести записи (дневник) репетиций. Помимо того, что в нем фиксируется ход репетиций, записываются задания постановочной группе, цехам и т.д., он является хорошим подспорьем самому режиссеру. Пользуясь записями, постановщик всегда может вспомнить, что он делал на прошедшей репетиции, что удалось сделать, над чем следует продолжить работу, да и критически оценить свои действия.
Беседа тридцатая. Последняя
Существует легенда, что когда-то люди захотели узнать тайну творчества великого Родена. «Скажи нам, — спросили они у скульптора,- как ты создаешь свои завершенные творения?.. Немного подумав, Роден ответил: «Задумав скульптуру, я беру кусок мрамора и отсекаю от него все лишнее». Но разве, создавая концерт, режиссер не делает то же самое и в поиске замысла, и в отборе номеров, и в процессе репетиций? Увидеть, понять и выбрать единственно верное, наиболее яркое, с тем чтобы в результате родилось свое собственное и именно поэтому неповторимое сценическое произведение - концерт. Разве не в этом радость режиссерского творчества, которое вместе с творчеством исполнителей после концерта продолжает жить в сознании зрителей. Конечно, у каждого выбравшего профессию режиссера, свой путь в искусстве. Как говорила Мария Осиповна Кнебель: «У каждого таланта - своя судьба». Поэтому единых рецептов для всех и на все случаи жизни нет и быть не может. Собственно, любой рецепт, особенно в котором говорится «делай так, а не иначе», ведет к нивелировке творчества, лишает режиссера самостоятельности. А в результате, практически вредит проявлению творческой индивидуальности режиссера-художника. «Искусство не требует «правильного поведения», никто не знает, как нужно» (Эймунтас Некрошюс). И верно - каждый открывает для себя свое. Чем творчески свободнее чувствует себя режиссер, тем ярче, самобытнее получается созданный им театрализованный концерт. Кстати, это относится вообще к любому художнику-творцу в любом виде и жанре искусства. Кто бы и что бы ни говорил, немало режиссерских находок, приемов, ходов рождается импровизационно, в процессе творчества. Сказанное мною подтвердит любой режиссер-практик. И еще. В процессе воплощения весьма важны непосредственность, не шаблонность, нестандартность творческого восприятия режиссером объективной действительности. Правда, следует заметить, что иногда «смелость» и жажда так называемой «независимости» в понимании некоторых режиссеров граничит, по меньшей мере, с нахальством. Весьма полезно для того, чтобы избежать в последующем ошибок, оценить, что и как удалось воплотить, а что не удалось в созданном тобою концерте, и, естественно, сделать для себя нужные выводы, посмотреть со стороны на дело своих рук. Вспомним К.С. Станиславского: «Только на подмостках театра можно узнать сценическое произведение во всей его полноте и сущности». Конечно, как правило, что-то из задуманного удается воплотить, а что-то нет. Именно тогда ты понимаешь, что лучше было что-то не досказать, чем переборщить. Много лет тому назад Игорь Владимирович Ильинский заметил: «Думаю, что у каждого художника бывают минуты разочарования, когда он не только начинает сомневаться в своем таланте, но чувствует и думает, будто то, что он творит в искусстве, не находит отклика ни в ком. Ему кажется в такие минуты, что задуманное и воссозданное им на сцене проходит мимо зрителей, взгляд которых как бы скользит по поверхности дорогих для него решений и красок». Хочу еще раз подчеркнуть: перевод сценария театрализованного тематического концерта в сценическое произведение, как и любой пьесы в спектакль,- процесс сложный. Но волков бояться - в лес не ходить. Только постепенно, раз от раза, от постановки к постановке, накапливая практический опыт, можно в какой-то мере овладеть профессией «режиссер». Почему «в какой-то степени»? Да потому, что профессия эта в своей сути бесконечна. Потому, что ей свойственен постоянный поиск. Потому, что все в этой профессии, как и в жизни, обновляется. Но при этом режиссеру всегда нужно помнить: сколько отдаешь -столько и возвращается. Конечно, работа режиссера над театрализованным тематическим концертом не исчерпывается изложенным на страницах этой книги. Трудно, почти невозможно предугадать, с чем придется режиссеру столкнуться в действительности. В каждом Доме культуры, клубе есть свои особенности, которые внесут коррективы в работу. Но творить, создавать - это значит самому искать и находить. Для меня же в этих беседах важно было, в какой-то степени раскрыть, что должен знать, уметь режиссер, на что он должен обращать внимание, работая над осуществлением театрализованного концерта, подсказать пути, по которым он может идти с самого начала своей работы до того момента, как прозвучит третий звонок, откроется занавес и зритель увидит созданное волей, умом, сердцем, темпераментом постановщика неординарное сценическое действо -театрализованный тематический концерт.
Приложение
План-график подготовки и выпуска концерта
Постановочная группа работает по единому плану-графику, который предварительно создается режиссером, а затем уточняется на совещании постановочной группы со всеми заинтересованными организациями и лицами и утверждается соответствующей инстанцией, отвечающей за концерт. В этом плане-графике предусматривается весь ход работы от первого до последнего дня. Его выполнение обязательно для всех коллективов и исполнителей, а также вспомогательных служб. Создается план-график режиссером после утверждения постановочной группы. Составляя план-график, следует исходить из объема предстоящей работы и сроков, отведенных на создание концерта. Обычно в начале режиссер набрасывает предварительный его вариант. Причем, не от первого дня до последнего — дня концерта, а наоборот — от концерта, от последней генеральной репетиции, которая должна быть накануне — до первого дня. Например, если театрализованный концерт состоит из четырех эпизодов, пролога и финала, то: 1. Генеральная репетиция (идет как концерт). 2. Корректура. 3. Первая генеральная (идет как концерт. Сдача). 4. Репетиции по вызову. 5. Прогон. Все участники и службы (костюм, грим, свет, радио, кино, и т.д.). 6. Прогон. Все участники и службы. 7. Сводная. Вторая половина концерта. Все занятые. Оформление, свет, кино, фонограмма, реквизит, радио и т.д. 8. Сводная. Первая половина концерта. Все занятые. Оформление, свет, кино, фонограмма, реквизит, радио и т.д. 9. Пролог и финал. Все участники. 10. Монтировочная и световая репетиции (оформление, свет). 11. Репетиция по вызову. 12. 4-й эпизод. Все участники. 13. 3-й эпизод. Все участники. 14. 2-й эпизод. Все участники. 15. 1-й эпизод. Все участники. 16-18. Работа над отдельными номерами (связками, «живым занавесом», специальными номерами пантомимы и т. д.). 19. Совещание постановочной группы. Задания, в том числе и руководителям коллективов. 20. Утверждение эскизов. Передача их в работу. 21. Совещание постановочной группы и руководителей коллективов и других заинтересованных лиц. Знакомство с режиссерским замыслом и сценарием. Задания постановочной группе и руководителям коллективов. 22. Утверждение сценария. 23-25. Корректура сценария 26-28. Просмотр и отбор номеров. 29. Первое совещание с постановочной группой и руководителями коллективов. Подготовка к просмотру. Из приведенного мною предварительного варианта плана-графика видно, что для работы над концертом постановочной группе понадобится как минимум 29-30 дней. (При условии, что сценарий концерта написан заранее.) Если вы внимательно прочли этот предварительный вариант, то заметили, что он составлен очень уплотненно, с расчетом на то, что для концерта не придется создавать специальные новые номера. Практика же показывает, что таких сроков у постановочной группы по тем или другим причинам - нет. А есть, в лучшем случае, две недели! Тогда, во-первых, следует, если это возможно, проводить по две репетиции в день - утром и вечером (за исключением монтировочной и световой), во вторых, отказаться от части репетиций за счет уплотнения оставшихся. В этом случае можно уложиться в две недели. Теперь пишется второй вариант плана-графика - от начала к концу. 1. Утро — первое совещание с постановочной группой и руководителями коллективов. Подготовка к просмотру: Вечер — просмотр и отбор номеров (на базах). 2. Утро - организационные вопросы. Вечер - просмотр и отбор номеров. Продолжение (на базах). Как минимум на эту работу надо отвести три дня. С этого дня совещания постановочной группы практически проводятся ежедневно: о ходе всей работы, подготовке фонограмм, кинороликов и других технических элементах концерта; разучивание сводных номеров и т.д. 3. Утро — обсуждение и утверждение сценария. Его сдача. Вечер. Задания постановочной группе и руководителям коллективов. 4. Утро — работа над отдельными номерами и с ведущими. Вечер - то же самое. 5. Утро - первый эпизод. Все занятые. Вечер - второй эпизод. Все занятые. 6. Утро - третий эпизод. Все занятые. Вечер - четвертый эпизод. Все занятые. 7. Утро и вечер - монтировочная и световая репетиция на сцене. 8. Утро - пролог и финал. Вечер - по вызову. 9. Утро - сводная. Первая половина концерта. Вечер - сводная. Вторая половина концерта. 10. Утро - прогон. Вечер - резерв. 11. Утро-прогон. Вечер - резерв. 12. Утро - генеральная. Сдача. Вечер - резерв. 13. Утро-резерв. Вечер - генеральная. Итак, вместо 30 - 13 дней! Теперь можно составлять календарный план. То есть конкретно определить числа (календарные даты) проведения репетиций. И тогда можно будет увидеть, что за 13 календарных дней подряд осуществить постановку концерта вряд ли возможно. Предположим, концерт назначен на 4 ноября. Это означает, что при 13 репетициях мы должны начать 22 октября. Но такие сроки, как вы понимаете, мало пригодны и для режиссера, а тем более для художника. Разве можно создать эскизы оформления да еще его изготовить за пять дней, считая со дня утверждения сценария до монтировочной репетиции. Разве можно за один (!) день (с момента окончания просмотра номеров до сдачи сценария) создать его окончательный вариант? Конечно, нет. Поэтому обычно работа над осуществлением театрализованного тематического концерта делится на три части, три этапа: первый - организационный. Он заканчивается просмотром номеров. Может занимать несколько дней, что дает возможность без спешки просматривать коллективы и исполнителей. Причем преимущественно вечером, не отрывая участников художественной самодеятельности от работы. Второй этап - работа над окончательным вариантом сценария, который заканчивается его утверждением и заданиями постановочной группе и руководителям коллективов. Между первым и вторым этапами достаточно недели - десяти дней. А вот между вторым и третьим этапами (началом репетиций) - хорошо иметь месяц. При таком построении всей работы непосредственно для репетиций достаточно 10 дней. При составлении плана-графика режиссеру становится ясно, к какому числу должны быть готовы оформление, реквизит, музыкальный материал, фонограмма, киноролики, слайды, диапозитивы и все другие компоненты концерта.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.210.96 (0.071 с.) |