Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы обучения в современной начальной школе
Для подготовки таких членов общества необходимо совершенствовать систему современного образования. Решение этой проблемы настоятельно требует обновления содержания образования, создания новых моделей обучения, разработки новых учебных программ, средств и методов обучения. Это, в свою очередь, ведет к ревизии количества и качества учебных предметов с точки зрения эффективности их использования для решения стоящих перед системой образования задач по обучению, развитию и воспитанию личности ХХI века. Особую важность имеет решение этой проблемы для начальной школы, в которой закладываются основы развития и воспитания будущего ученика средней школы. Известный российский специалист по мышлению младшего школьника, доктор психологических наук А.З. Зак пишет: “Состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным. С одной стороны, засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существенно, на наш взгляд, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления… С другой стороны, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка, в частности, отношение к самому себе… Высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления своей выдумки или сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний” [8]. Доктор психологических наук Н.Ф. Талызина акцентирует внимание на том факте, что “до сих пор нет конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, в связи с чем работа над развитием мышления в школе идет стихийно, и большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах… Традиционное школьное образование тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления, необходимый для чтения, письма, говорения, математических операций, и очень мало делаем для выработки умений высшего типа – рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументированно, диалогично. В результате в мышлении начинается перекос” [22]. Можно добавить, что пока нет и программ учебных предметов, в которых прямо указано, на каком конкретно материале и как именно ученик овладевает навыками логического мышления.
Недостатки в логической подготовке учащихся и не только в начальной, но и в средней школе подчеркивают также и член – корреспондент РАО С.Д. Неверкович который упоминает об отсутствии логики, как предмета в школьном обучении[14], а также Б.А. Вахновецкий, отмечающий дефицит упражнений по логике в современном начальном образовании[1]. Тот факт, что в настоящее время у выпускника не только начальной, но и средней школы явно недостаточно развито логическое мышление, способность рассуждать логически, затрудняет эффективное обучение выпускников управлению сложными современными технологическими и организационными системами. Например, в газете “Московский комсомолец” от 26.06.02 напечатана небольшая заметка, на первый взгляд, не имеющая к школьным шахматам никакого отношения. Заголовок заметки – “Начинающим военным летчикам стала отказывать логика”. В ней отмечается заметное снижение в последнее время уровня интеллектуального развития будущих российских летчиков. За последние 10 лет этот показатель их интеллекта снизился на 17%. Этот факт установили специалисты ГНИИ военной медицины, которые тестировали абитуриентов высших авиационных училищ: “Методика отбора будущих курсантов состояла из психофизиологических тестов,… тестов на особенности технического мышления и интеллект. Ученым надо было определить способность будущих авиаторов хорошо считать и проводить правильные аналогии (Шахматный материал дает широкие возможности использования аналогий для закрепления и лучшего усвоения знаний, а также для моделирования жизненных ситуаций и развития творческих способностей –А.Т.). Выяснилось, что чаще всего курсанты “прокалываются” именно в математике, физике и философии. Одной из причин этого, по мнению исследователей, является недостаточно сильная школьная подготовка”. Причем главным виновником пробела в знаниях является “начальная школа, которая в последнее время мало уделяет внимания… решению логических задач ”. Еще одной важной особенностью современного школьного образования является придание ему, и, в первую очередь, обучению в начальной школе, игрового характера. Особенно важно применение игровых методов в начальной школе, так как известно, что ребенок легче обучается, играя.
Проблема, решаемая в этом случае, сформулирована в заголовке одной из статей, опубликованных в газете “Первое сентября” – “Как включить знания в правила игры?”. Заголовок очень удачен, так как показывает перспективный стратегический путь развития школьного образования. Включая знания в правила игры, мы повышаем мотивацию и тем самым, эффективность усвоения. В статье ставится вопрос об использовании для повышения эффективности образовательных систем интеллектуальной игры: “Мировой педагогической практикой давно признано, что уникальным средством обучения и развития является игра. Именно поэтому можно рассматривать интеллектуальную игру как одну из перспективных форм работы в школе, способную развивать не только ученика, но и саму систему образования…. Игра – хороший тренер, она учит принимать решения и, может быть, неординарные; выслушивать мнение других и уметь настоять на своем; достойно выигрывать и проигрывать; радоваться не только собственным успехам, но и успехам друзей” [2]. Причину использования интеллектуальной игры для обучения объясняет доктор экономических наук В.Сабуров: “Сейчас преуспевают люди совершенно иного склада – те, кто умеет четко поставить задачу, ограничить её и найти для неё решение. Причем задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. Все сильнее мир больших денег и больших проектов начинает походить на игру… Сегодня достаточно понимать правила игры, в которой участвуешь. Навыки игрока становятся существенно важнее для успеха в жизни, чем багаж знаний….” [18]. Итак, школа, и, в первую очередь, начальная школа, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшение логического мышления детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.210.96 (0.006 с.) |