Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ответ на мнения, приписываемые Корану
Как показали приведенные выше примеры, Священный Коран представляет женщину в качестве полноценного, совершенного человека. Женщина во всех человеческих измерениях ничем не отличается от мужчины, и точно так же она наделена всеми милостями и благами, которые Господь даровал человечеству. Она обладает всеми теми же способностями, которые Господь вложил в мужчину, дабы тот шел по пути совершенствования. Условием приближения их – как и мужчин – к Божественному престолу является набожность и богобоязненность. Но в некоторых религиозных книгах выдвинуты теории, основанные на критическом подходе к женщине, причем, к сожалению, предпринимаются попытки обосновать эти взгляды Кораном. Так как в этой главе мы говорим о том, в каком облике женщина предстает в Коране, считаем необходимым остановиться и на разъяснении этих моментов. 1) Действительно ли женщина создана из левого ребра мужчины? В начале суры «Женщины», которая идет четвертой в Священном Коране, имеется такой аят: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного живого существа и из него же сотворил пару ему».[8] Здесь необходимо остановиться на двух моментах. Во-первых, все люди, живущие во вселенной, произошли от одного отца и одной матери, а различия в цвете кожи, расе, племени, говоре и языке, которые возникли между людьми, не должны их разъединять и приводить к вражде, ибо эти различия ввиду сказанного выше являются несущественными. Во-вторых, Господь создал пару для Адама (а) из того же рода. Как мы уже говорили, Господь в подобных случаях говорит о «паре» (заудж) только потому, то слова «супруга» или «женщина» не передают понятие парности. Слово «пара» показывает, что два человека нуждаются друг в друге, дополняют друг друга, и без их слияния и связи между собой не может быть достигнута достойная цель творения. Таким образом, выражение «из него же сотворил пару ему» означает, что Всевышний, создав Адама, сотворил и пару ему, дабы связь между ними позволила увеличить род человеческий на земле. Об этом говорит следующее предложение: «А от них обоих [произвел и] расселил [по свету] много мужчин и женщин». Оно показывает, что Господь создал и распространил по свету множество людей обоего пола.
Наши великие комментаторы Корана, как например, шейх Туси, в своем комментарии «Тебйан»,[9] шейх Табреси в комментарии «ал-Байан»[10], шейх Бохрани в комментарии «Борхан»[11], наш великий учитель алламе Табатабаи в комментарии «ал-Мизан»[12] так прокомментировали выражение «из него же сотворил пару ему»: Господь из существа Адама (а) создал ему пару, и это была Хавва (Ева).[13] Но другие комментаторы, в частности представители суннитского течения, интерпретируют эти слова иначе и говорят, что Господь создал Еву из части тела Адама, которой и является его ребро. Некоторые, как Куртуби, ограничиваются указанием на ребро вообще[14], а другие, как Табари[15], Фахр Рази[16], шейх Мухаммад Абдо[17] и Мараги[18] утверждают, что Ева была создана из левого ребра Адама. В этой связи приводится хадис из Сахиха «Муслим», а в комментариях Куртуби и Мараги – из Сахиха Бухари, который говорит о следующем: Во-первых, сотворение Евы произошло не сразу, как сотворение Адама, то есть Ева не была сотворена непосредственно. Во-вторых, Ева была сотворена из ребра, которое изначально и по своему естеству является кривой частью человеческого тела. В-третьих, Ева была сделана из левого – а не правого – ребра. Впоследствии постепенно именно такие комментарии привели к распространению такого подхода к женщинам, что они по своей сути имеют целый ряд недостатков и несовершенств: а) Они несамостоятельны по творению (сотворены не прямо, а опосредованно). б) Так как они сотворены из левого ребра, они изначально несут в себе некую кривизну, и если захочешь ее исправить, то они просто ломаются. в) Так как они созданы из левого ребра, в них есть что-то «левое», то есть неправильное. Это мнение проникло и в поэзию. Так у Низами находим такие строки: Говорят, что женщина была создана из левого ребра, А слева не нужно искать правого. Еще один пример: Женщина была сотворена из левого ребра, А когда слева была правизна (прямота)? Имам Садык (а): женщина не была создана из левого ребра Мнение о сотворении женщины из левого ребра было распространено и в эпоху имамов, которые выступили против такого взгляда.
Великий шейх Садук передает, что Зарраре, один из выдающихся передатчиков высказываний имамов, спросил у имама Садыка (а) о сотворении Хаввы (Евы), указав, что некоторые утверждают, что Бог создал Еву из левого ребра Адама (а). Имам Садык (а) ответил: «Слава Богу, Господь выше этого. Те, кто так говорят, видимо, думают, что Бог был не настолько могуществен, чтобы создать для Адама супругу каким-либо иным способом, а не их ребра. Пусть рассудит нас и их сам Бог. Ведь они, комментируя Коран, не обращаются к членам рода Пророка (с), в доме которых был ниспослан Коран, а потому идут по ложному пути». Затем имам Садык (а) разъяснил то, как были созданы Адам и Ева: Господь сотворил Адама из глины и повелел ангелам преклонить перед ним со всем почтением и скромностью. Затем Адам по воле Божьей заснул, и в этот время Бог создал из куска глины также и Еву. Адам проснулся от того, что Ева двигалась и толкалась, и тогда Господь повелел Еве отодвинуться от Адама. Адам оглянулся и увидел красивого человека, который на лицо был похож на него. Он спросил: «Кто ты?» И тот человек ответил: «Я сотворена Богом в том виде, как ты видишь меня». Тогда Адам сказал: «Господи, кто этот красивый человек, который вызвал у меня приязнь?» Господь ответил ему: «Это – Ева. Хочешь ли ты, чтобы она была с тобой, возбуждала в тебе приязнь и была твоим собеседником?» Адам согласился и возблагодарил Бога. Господь сказал: «Посватайся к ней!» В этот момент Господь вложил в Адама тягу к женщине. Адам спросил: «Господи, обращаюсь к Тебе с просьбой дать мне Еву в жены. В чем теперь моя обязанность и в чем Твоя воля?» Господь ответил: «Свадебный выкуп за нее состоит в том, чтобы ты научил ее наукам о вере». Адам (а) принял это условие, Господь прочитал формулу брака и после этого Адам сказал Еве: «Так подойди же ко мне!». Но Ева ответила: «Нет, лучше ты иди ко мне!» Господь повелел Адаму пойти к Еве. Имам Садык (а) добавил к своему рассказу следующее: «Если бы все было не так – то есть, если Адаму не было сказано подойти к Еве, - то тогда женщины бы шли за мужчинами и сватались к ним».[19] Этот хадис, цепочка передатчиков которого не вызывает никаких сомнений[20], в целом ряде моментов свидетельствует о высоком достоинстве и важнейшем положении женщин. Подобный хадис имеется и о непосредственном – а не из ребра Адама - сотворении Евы. Этот хадис от имама Бакера (а)[21] приводится шейхом Туси в комментарии Тебйан[22], Табреси в «Маджма ал-Байан»[23] и Бохрани в комментарии «Бурхан»[24].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.14 (0.008 с.) |