Приведены основные типовые неисправности, которые могут встречаться на тепловозе с системой УСТА, а также возможные причины появления неисправностей и методы их устранения. Перечень типовых неисправностей тепловоза с системой УСТА приведен в таблице 3.
Принятые сокращения, условные обозначения, термины соответствуют схеме электрической принципиальной 26.Т.370.00.00.000 ЭО тепловоза 2ТЭ10М.
При выходе из строя системы УСТА переход на аварийную схему выполняется в следующей последовательности:
- контроллер машиниста поставить на нулевую позицию.
- выключить тумблер на модуле БП блока УСТА.
- перевести аварийный переключатель «АР» в положение «Аварийное».
Таблица 3.
Неисправность,
внешнее проявление
| Вероятная
причина
| Метод
устранения
|
|
|
|
После запуска дизеля на рабочей схеме нет возбуждения, тяговая схема собирается, зарядка аккумуляторной батареи есть. Тумблер на модуле питания УСТА включен. Светодиоды на АЦП и модуле БП не светятся. Реле РУ16 сработало.
| Блок питания УСТА не запускается.
| Тумблер на модуле БП УСТА выключить и с выдержкой времени не менее 10 с. включить, контролируя зажигание светодиодов на модулях БП, АЦП, если светодиоды не светятся, то операцию повторять несколько раз.
|
То же
| Вышел из строя модуль БП
| Заменить предохранитель на модуле БП; если он исправен, то заменить модуль БП.
|
То же
| Загрязнен замыкающий контакт реле РУ15.
| На реле РУ16 зачистить замыкающий контакт между проводами 5025, 5027.
|
То же
| Нет цепи питания от аккумуляторной батареи к разъему ХР1:В0 блока УСТА.
| Проверить наличие питания на рейках: 1/4, Пр. 5027, з.к. РУ16, Пр 5025
|
То же, но при этом реле РУ16 не сработало
| Сгорела катушка реле РУ16
| Заменить реле РУ16
|
Тяговая схема не собирается на рабочей и аварийной схеме. Ток зарядки есть.
| Неисправность цепей сборки тяговой схемы.
| Поиск неисправности выполнять, как в серийной схеме. Прозвонка цепей включения контакторов поездных, КВ, ВВ, реле времени РВ3 и т.д.
|
Тяговая схема собирается. На аварийной схеме под нагрузкой возбуждение есть. На рабочей схеме нет. Ток зарядки есть.
| Обрыв плюсовой цепи питания модуля ШИМ1
| Прозвонить омметром цепь между рейкой 1/4 (Пр. 404) и разъемом SP2: С1¸С4 блока УСТА. См. схему электрическую принципиальную 27.Т.146.00.00.000ЭО, лист3
|
Тяговая схема собирается. На аварийной схеме под нагрузкой возбуждение есть. На рабочей схеме нет. Ток зарядки есть.
| Обрыв минусовой цепи питания модуля ШИМ1
| Прозвонить омметром цепь между разъемом SP2:В1, В2, В6, С6 и рейкой 9/3 (Пр. 1035) см. схему электрическую принципиальную 27.Т.146.00.00.000ЭО, лист3
|
Тяговая схема собирается. На аварийной схеме возбуждение есть. На рабочей схеме при переводе контроллера на первую позицию наблюдается бросок тока до 3000А, напряжение генератора при этом около 100¸200В. Дизель «давится».
| Неисправен модуль ШИМ1 блока УСТА
| Неисправны силовые транзисторы VT1, VT2. Заменить неисправные транзисторы VT1, VT2. Схема электрическая принципиальная ОЭП597.09.00.000-01ЭЗ блока УСТА
|
Тяговая схема собирается на рабочей и аварийной схеме. Ток зарядки есть. На аварийной схеме возбуждение есть. На рабочей схеме нет. Напряжение генератора равно нулю на всех позициях контроллера.
| Цепь признака включения КВ, ВВ.
| Прозвонить омметром цепь между рейкой 1/4, контактом разъема ХР1:А3 блока УСТА. Если цепь не звонится, то проверить замыкающие контакты контакторов КВ (Пр. 5018, 5028), ВВ (Пр. 5028,5029).
|
То же, но при этом цепь между рейкой 1/4, разъемом SP1:A3 прозванивается.
| Модуль гальванических развязок блока УСТА.
| Не работает канал признака включения КВ, ВВ. Неисправный канал определяется с помощью переносного пульта, на котором устанавливается режим просмотра дискретных входов. При неисправном канале на индикаторе постоянно отображается информация КВ=0. Неисправный канал переключить на резервный. Выполняется в условиях депо высококвалифицированными специалистами в соответствии с ТО и схемой электрической принципиальной
ОЭП 597.04.00.000-01ЭЗ блока УСТА.
|
Тяговая схема собирается. На рабочей схеме при отключении одного из отключателей моторов ОМ1¸ОМ6. Нет ограничения мощности генератора выше 10 позиции контроллера.
| Цепь признака отключателей моторов ОМ1¸ОМ6
| Прозвонить омметром цепь между рейками 5/13 и 1/4. Если цепь звонится, то неисправен один из тумблеров отключателей моторов ОМ1¸ОМ6. Заменить неисправный тумблер.
|
То же, но при этом цепь между рейками 5/13 и ¼ прозванивается.
| Модуль гальванических развязок блока УСТА.
| Не работает канал признака отключения отключателя моторов ОМ1¸ОМ6. Неисправный канал переключить на резервный. Выполняется в условиях депо высококвалифицированными специалистами в соответствии с ТО и схемой электрической принципиальной
ОЭП 597.04.00.000-01ЭЗ блока УСТА. Неисправный канал определяется с помощью переносного пульта, на котором устанавливается режим просмотра дискретных входов. Постоянно отображается информация ОМ=0.
|
Тяговая схема собирается. Под нагрузкой при увеличении позиции контроллера наблюдается понижение мощности генератора относительно заданной по ТУ для данной позиции. Частота вращения вала дизеля увеличивается в соответствии с ТУ.
| Модуль гальванических развязок блока УСТА.
| Не работает один из каналов признака включения блок-магнитов МР1¸МР4. Неисправный канал переключить на резервный. Выполняется в условиях депо высококвалифицированными специалистами в соответствии с ТО и схемой электрической принципиальной
ОЭП 597.04.00.000-01ЭЗ блока УСТА. Неисправный канал определяется с помощью переносного пульта, на котором устанавливается режим просмотра дискретных входов. При неисправном канале на индикаторе постоянно отображается информация КМ1=0, КМ2=0, КМ3=0, КМ4=0.
|
Тяговая схема собирается. Тумблер ТУП включен. Под нагрузкой при установке позиции контроллера на четвертую и выше с уменьшением тока генератора контакторы ВШ1, ВШ2 не включаются даже при достижении напряжения ограничения.
| Модуль гальванических развязок блока УСТА.
| Не работает канал признака включения ТУП. Неисправность определяется с помощью переносного пульта, который устанавливается в режим просмотра дискретных входов. Постоянно отображается информация ТУП=0. Неисправный канал переключить на резервный. Выполняется в условиях депо высококвалифицированными специалистами в соответствии с ТО и схемой электрической принципиальной
ОЭП 597.04.00.000-01ЭЗ блока УСТА.
|
Тяговая схема собирается. Тумблер ТУП включен. Под нагрузкой при установке позиции контроллера на четвертую и выше с уменьшением тока генератора контактор ВШ1 не включается.
| Модуль гальванических развязок блока УСТА.
| Не работает канал признака включения ВШ1. Неисправность определяется с помощью переносного пульта, который устанавливается в режим просмотра дискретных входов. На индикаторе постоянно отображается информация ВШ1=1. Неисправный канал переключить на резервный. Выполняется в условиях депо высококвалифицированными специалистами в соответствии с ТО и схемой электрической принципиальной ОЭП597.04.00.000-01ЭЗ блока УСТА.
|
То же
| Модуль выходных ключей блока УСТА
| Не работает канал выходных ключей ВШ1. Неисправность определяется с помощью переносного пульта, который устанавливается в режим просмотра дискретных выходов. На индикаторе постоянно отображается информация ОП1=0. Неисправный канал переключить на резервный. Выполняется в условиях депо высококвалифицированными специалистами в соответствии с ТО и схемой электрической принципиальной
ОЭП 597.03.00.000-01ЭЗ блока УСТА.
|
Тяговая схема собирается. Тумблер ТУП включен. Под нагрузкой при установке позиции контроллера на четвертую и выше с уменьшением тока генератора контактор ВШ1 включается, а ВШ2 не включается.
| Модуль гальванических развязок блока УСТА.
| Не работает канал признака включения ВШ2. Неисправность определяется с помощью переносного пульта, на котором устанавливается режим просмотра дискретных входов. На индикаторе постоянно отображается информация ВШ2=1. Неисправный канал переключить на резервный. Выполняется в условиях депо высококвалифицированными специалистами в соответствии с ТО и схемой электрической принципиальной ОЭП597.04.00.000-01ЭЗ блока УСТА.
|
То же
| Модуль выходных ключей блока УСТА
| Не работает канал выходных ключей ВШ2. Неисправность определяется с помощью переносного пульта, на котором устанавливается режим просмотра дискретных выходов. На индикаторе постоянно отображается информация ОП2=0. Неисправный канал переключить на резервный. Выполняется в условиях депо высококвалифицированными специалистами в соответствии с ТО и схемой электрической принципиальной ОЭП597.03.00.000-01ЭЗ блока УСТА.
|
Тяговая схема собирается. Под нагрузкой при установке позиции контроллера на четвертую и выше при включении тумблера ТУП сразу включается контактор ВШ1, независимо от величины тока генератора.
| Модуль выходных ключей блока УСТА
| Неисправен силовой транзистор VT1 канала ВШ1. Неисправный транзистор VT1 канала ВШ1 заменить. См. Схему электрическую принципиальную ОЭП597.03.00.000-01ЭЗ блока УСТА.
|
Тяговая схема собирается. Под нагрузкой при установке позиции контроллера на четвертую и выше при включении тумблера ТУП сразу включается контактор ВШ2, независимо от величины тока генератора.
| Модуль выходных ключей блока УСТА
| Неисправен силовой транзистор VT1 канала ВШ2. Неисправный транзистор VT1 канала ВШ2 заменить. См. Схему электрическую принципиальную ОЭП 597.03.00.000-01ЭЗ блока УСТА.
|
Тяговая схема собирается. На рабочей и аварийной схеме под нагрузкой возбуждение есть. Ток зарядки есть. На аварийной схеме мощность генератора соответствует инструкции на реостатную настройку. На рабочей схеме мощность генератора завышена. Дизель «давится».
| Обрыв цепей подключения датчиков тока или напряжения ДТг, ДНг к блоку УСТА.
| Прозвонить цепи подключения датчиков тока и напряжения см. схему электрическую принципиальную 27.Т.146.00.00.000ЭО, лист3
|
То же
| Датчики тока или напряжения генератора ДТг, ДНг
| Неисправен датчик тока или напряжения генератора ДТг, ДНг. Неисправный датчик определяется с помощью переносного пульта, на котором устанавливается режим просмотра аналоговых входов. При неисправном датчике на индикаторе пульта постоянно отображается информация UG=0 или JG=0. Возможны случаи, когда показания на индикаторе занижены не соответствуют показаниям стрелочного прибора, установленного на пульте машиниста. Неисправный датчик заменить.
|
12 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
12.1 На тепловозе 2ТЭ10МК, передаваемом для эксплуатации, должны быть выполнены требования безопасности по ГОСТ 12.2.056 и ГОСТ 12.4.025. Электрическое оборудование, агрегаты и их приводы должны иметь ограждения электрических и вращающихся узлов, исключающие травмирование обслуживающего персонала. Рамы панелей электроаппаратов должны быть заземлены.
12.2 Перед началом эксплуатации должны быть проверены:
-система бдительности. обеспечивающая остановку тепловоза при потере машинистом бдительности или способности к управлению;
устройства, предотвращающие падение на путь узлов, расположенных под кузовом;
устройства, предотвращающие несанкционированный подъем людей на крышку тепловоза 4
наличие и исправность средств пожаротушения и пожарная сигнализация, которые должны соответствовать «Нормам оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения» Г-822У от 31.03.2001 г., а также требованиям «Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе» № ЦТ-ЦУО-175 от 27.04.93 г. и «Общим требованиям к противопожарной защите тягового подвижного состава № ЦТ-6 от 29.12.95 г. с изменениями и дополнениями от 25.05.98 г., 11.11.98 г., 30.03.99 г.
12.3 При эксплуатации и обслуживании тепловоза, его узлов и агрегатов должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.019 и требования безопасности согласно «Руководству по эксплуатации тепловоза 2ТЭ10М» завода-изготовителя.
12.4 При эксплуатации и техническом обслуживании дизель-генератора 1А-9ДГ исп.3 и его узлов должны соблюдаться требования безопасности, предусмотренные «Руководством согласно эксплуатации и техническому обслуживанию 1А-9ДГ.62РЭ».
12.5 При эксплуатации и техническом обслуживании электро-оборудования тепловоза, микропроцессорной системы управления, подсистемы диагностики тепловоза следует выполнять требования соответствующих инструкций, а также правила работы с электрическими установками, определенные следующими документами:
«Правила устройства электроустановок», Москва, Энерго-атомиздат, 1986 г.
«Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила технической безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», (ПТЭ и ПТБ), Москва, Энергоатомиздат. 1986 г.
12.6 Проведение ремонтных работ, замена узлов и деталей, подключение внешних электрических цепей должны производиться при остановленном дизель-генераторе и отключенном напряжении питания.