Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм государства: понятие, основные черты, структура
Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику. В юридической науке понятия «механизм государства» и «го J • он представляет собой систему, т.е. упорядоченную qobi ность государственных органов; of • целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;^7 ^ • его основным элементом выступают государственные органы; ^ • он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, я подсистем/Под структурой механизма государства понимают егод^. внутреннее"строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Глава 5. Механизм (аппарат) государства § 2. Понятие и признаки органов государства
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации — это такие подразделения 3) государственные учреждения — это такие подразделения ме 4) государственные предприятия — это такие подразделения 5) государственных служащих (чиновников), специально зани
ных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета); 6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата. Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях Духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д. § 2. Понятие и признаки органов государства Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то есть явления, обладающего определенными инт'ег-ративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение. Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган. Глава 5. Механизм (аппарат) государства i 3. Классификация государственных органов
w Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: 1) представляет собой самостоятельный элемент механизма го 2) действует от имени государства и по его поручению; 3) образован и действует на основе нормативно-правовых доку 4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис 5) наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом
6) состоит из государственных служащих и соответствующих 7) имеет соответствующую материальную базу (здание, транс 8) осуществляют свою компетенцию тремя способами:
• путем принятия нормативных актов (предписаний общего • путем принятия правоприменительных актов (предписаний • путем конкретно-организационной деятельности; 9) в процессе реализации имущественных прав выступает в ка 10) осуществляет свою деятельность на определенной террито § 3. Классификация государственных органов Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев: • по порядку образования органы государства классифициру • по форме реализации государственной деятельности — наза-
• по принципу разделения властей — на законодательные (Фе Глава 5. Механизм (аппарат) государства ный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ); по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президент Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.) местныё(губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.); по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного 9> («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т.д.); по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения); по способу принятия решений — на коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.); по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.); по характеру компетенции — на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.) и т.п.
§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. § 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 79 Такими принципами могут выступать: 1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, 2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, 3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни 4) принцип законности, который означает обязательность со 5) принцип гласности, который обеспечивает информирован Глава 5. Механизм (аппарат) государства § 5. Органы государства и органы местного самоуправления
ф I си Ф О.
ш
6) принцип федерализма, который выражает единство системы 7) принцип профессионализма, который создает благоприят 8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кото 9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который 10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству. § 5. Органы государства и органы местного самоуправления Для того, чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ (ст. 3, 12, 130— 133) и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., к системе государственных органов уже не относятся. 6 - 549 Глава 5. Механизм (аппарат) государства Рекомендуемые законодательство и литература
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, с учетом интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения в решении местных проблем. С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом некоторыми государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Население реализует право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами: • их структура и компетенция определяется населением само • они обладают полномочиями на решение вопросов местного • в пределах своей компетенции издают правовые акты; • являются юридическими лицами; • не входят в систему органов государственной власти. При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным. К числу выборных органов местного самоуправления относятся представительные и исполнительные органы. Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, количество которых определяется уставом муниципального образования. В компетенцию представительного органа местного самоуправления входит: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установления местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы обладают правом законодательной инициативы в законо- дательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава и обладает собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования. Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов Российской Федерации. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое механизм государства? 2. Какова структура механизма государства? 3. Назовите признаки органа государства. 4. Является ли президент органом государства? 5. Какова роль основных принципов организации государственного аппарата в 6. В чем специфика таких принципов организации и деятельности государст 7. Как соотносятся между собой органы государства и органы местного самоуп РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЛИТЕРАТУРА Конституция Российской Федерации. М., 1993. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // Российская газета. 1999. 1 и 3 июля. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 39. Ст. 4464. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 25 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464. Глава 5. Механизм (аппарат) государства Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение. 1996. № 3. Кашаншш Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права. М., 1996. Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992. Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 141—142. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 8. Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс // Общественные науки и современность. 1996. № 5. Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 6. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 3, 4. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 6. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 7. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. Разд. II. Гл. 3. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль, 1996. ГЛАВА 6 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.149.114 (0.089 с.) |