![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бенчмаркинг как методология совершенствования управления российскими вузами
Многие специалисты высказываются сегодня за необходимость организации институциональных научных исследований по актуальным направлениям, развитие системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки управленческих кадров для вузов, развитие консалтинга (Евдокимова, Князев, 2003). Все эти меры должны быть хорошо продуманы и проработаны с участием ведущих экспертов, как отечественных, так, вероятно, и зарубежных. Совершенно ясно, что подобная программа профессионализации вузовского управления невозможна без формирования некого профессионального пространства или информационной среды университетского управления, которая объединила бы теорию и практику, экспертов и потребителей, обширные информационные базы данных и прочее. Необходим научный подход к накоплению, систематизации и анализу информации. Любой информации - российской и зарубежной - по вопросам, касающимся управления вузами, методов его совершенствования, существующей успешной практики их реализации и т.д. Лучший опыт должен быть учтен при выработке политики в области высшего образования, проведении модернизации и прочих мероприятий, направленных на совершенствование системы управления вузами и процесса их деятельности в целом. В этой статье рассматривается широко распространенный за рубежом метод бенчмаркинга для оценки эффективности и поддержания конкурентоспособности организации. В его основе лежит количественный и качественный анализ информационных ресурсов, являющийся неотъемлемым атрибутом стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент становится распространенной концепцией управления в ведущих российских вузах. Поэтому естественно встает вопрос о возможности применения метода бенчмаркинга в университетском управлении и о проблемах на этом пути в контексте российского образования. Бенчмаркинг – это процесс выявления, изучения и адаптации лучшей практики и опыта других организаций для улучшения деятельности собственной организации (организации со схожими процессами, в своей отрасли, независимо от отраслевой принадлежности, в своей стране или за рубежом) (Евдокимова, 2005). Термин «лучшая практика» относится к подходам и методам, обеспечивающим получение выдающихся результатов, инновационным в плане использования технологий и ресурсов и получившим признание потребителей и экспертов (Evans, Lindsay, 2002).
Можно смело утверждать, что бенчмаркинг прекрасно вписывается во многие, в том числе упомянутые выше, методики совершенствования процессов как один из их элементов или шагов. Например, реинжинирингбизнес-процессов (БПР) предполагает кардинальное улучшение основных показателей деятельности компании путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов (Ойхман, Попов, 1997). Статистика показывает, что методика БПР дает в среднем 5-10 процентов улучшений, в то время как дополнительное применение бенчмаркинга в этом процессе может способствовать увеличению этих показателей до 50-70 процентов (Evans, Lindsay, 2002). Методологии бенчмаркинга в системе высшего образования посвящено довольно много литературы. Нельзя сказать, что «образовательный» бенчмаркинг кардинально отличается от промышленного, однако, следует учитывать накопленный в этой узкой сфере опыт и некоторые нюансы. Всеми специалистами признается тот факт, что слепой перенос практики применения методов управления, присущих бизнесу, в среду высшего образования, скорее всего, вызовет отторжение и неприятие этих методов академическими кругами. Многие из них просто не приемлемы в нашем контексте в силу специфики отрасли. Однако, опыт российских вузов и экспертов, на практике реализующих некоторые инструменты и принципы качества и непрерывного улучшения, говорит не только в пользу их применения, но и рекомендует их использование в обязательном порядке, если целью руководства является не только процветание, а даже просто выживание вуза в современном мире. Ряд условий нынешнего времени делают бенчмаркинг не просто приемлемым в сфере высшего образования, но практически обязательным (Князев, Евдокимова, 2006). Во-первых, в связи с ростом потребностей акционеров (студентов, родителей, работодателей, государства и пр.) все более высокие стандарты и требования предъявляются системе высшего образования. Болонский процесс, охвативший Европейский Союз, теперь активно влияет и на Российскую систему высшего образования и ее стандарты. В данной ситуации вузы должны грамотно выбирать и применять методы совершенствования своей деятельности с учетом новых стандартов, оглядываясь на лучших. В эпоху информационного общества знание стремительно меняется и распространяется, не позволяя вузам удерживать статус-кво, не имея реального конкурентного преимущества. Появляются многочисленные провайдеры научно-образовательных услуг в лице новых вузов, корпоративных университетов, Интернет-провайдеров, использующих передовые технологии обучения, переманивающих заказчиков и теснящих вузы на рынке. Необходимо постоянно учиться у лучших и совершенствовать свою деятельность. Университетские лидеры могут использовать бенчмаркинг не только для совершенствования процессов, нот и как инструмент стратегического планирования и прогнозирования, поскольку он имеет дело с изучением и анализом среды, окружения, тенденций, поиском целей и ориентиров. К сожалению, «приходится констатировать, что стратегический подход к управлению – жизненно необходимый в условиях динамичных изменений – не стал доминирующей парадигмой, концептуальной основой для построения управленческой деятельности в российских вузах (Князев, 2004). Очень метко характеризует эту ситуацию высказывание американского специалиста по вопросам управления образованием Сюзан Такер: «Если вы всегда делаете то, что вы всегда делали, то вы всегда будете иметь то, что вы всегда имели» (Tucker, 1995).
Но самый, пожалуй, понятный аргумент в пользу методологии бенчмаркинга, это то, что несомненно легче и дешевле адаптировать чьи-то апробированные идеи, чем самим каждый раз «изобретать велосипед» и учится на собственных ошибках. Наша система высшего образования только выиграет, если будет использовать очевидные преимущества методики, заимствованной из бизнеса, и широко используемой в Западных университетах. Для успешного проведения бенчмаркингового проекта в вузе необходимы, в первую очередь, понимание и поддержка руководства вуза, что обеспечит необходимые ресурсы и волевые решения в случае необходимости. Руководство должно быть ориентировано на возможные системные улучшения, а не на поиск виноватых и «козлов отпущения». Существенно также наличие у вуза миссии, четко определенных, разделяемых всеми конкретных целей улучшения через стратегическое или долгосрочное планирование. Огромное значение для успеха проекта имеет организационная культура вуза, культура работы «в команде», вовлеченность персонала в процесс принятия решений (Tacker, 1995). Конечно, как и любой другой, бенчмаркинговый проект требует хорошо разработанного плана и участия в нем квалифицированных специалистов. Поскольку методология бенчмаркинга предполагает не простое копирование, а адаптацию практики партнера (Евдокимова, Князев, 2003), необходимо разобраться, какие элементы могут быть заимствованы и применимы в вашем вузе. При этом необходимо помнить, что метод или технология, успешно зарекомендовавшие себя в одной организации или отрасли, могут привести к диаметрально противоположным результатам при их использовании в ином контексте. Необходимо проанализировать все факторы, влияющие на процесс и его успешность, критерии эффективности, стратегические планы, цели, внешние условия и т.п.
Одним их основных факторов успеха любых инноваций и совершенствования по признанию практически всех авторов публикаций на эту тему является максимальная вовлеченность персонала в этот процесс. Еще более актуальным это становится в таких организациях как высшие учебные заведения, где академическая культура традиционно предполагает принцип коллегиальности принятия решений. Поэтому необходимо донести результаты проделанной и перспективы предстоящей работы до вузовской общественности, постараться максимально вовлечь ее в этот процесс. Выявленный потенциал для улучшения реализуется посредством конкретных мероприятий, поэтому реальная ситуация со средствами, политическими мотивами, человеческими ресурсами и прочими факторами может уменьшить объем предполагаемых изменений. Определив оптимальное по стоимости решение о будущем состоянии, рабочая группа бенчмаркинга должна сосредоточить свои усилия на разработке плана его осуществления. При этом необходимо согласование с действующим планом работ вуза, когда определяется, уживаются ли рекомендуемые меры с существующими планами или необходима коренная переориентация. Описанная выше технология, как отмечалось ранее, неоднократно апробирована зарубежными бизнес-компаниями, а также университетскими сообществами. Бенчмаркинговые подходы используются не только для краткосрочных программ повышения эффективности и совершенствования процессов, а встраиваются в повседневную практику. В этом, собственно, и есть большое преимущество метода бенчмаркинга. Созданные в рамках подобных проектов межвузовские сети и совместные базы данных являются благодатной основой для постоянного самосовершенствования. В России преимущества данного подхода только начинают осознавать. Проектов по совершенствованию системы вузовского управления у нас в России было немало – многие фонды финансировали (и продолжают финансировать) подобные проекты (Евдокимова, Князев, 2003). Однако, как отмечает Князев, « анализ проектов по всему спектру программ, рассматривающих университетское управление как один из приоритетов деятельности, позволил выявить ряд существенных особенностей. В частности, обнаружились: · дефицит системных проектов
· дефицит «командных» проектов · дефицит «открытых» и сетевых проектов · неэффективная диссеминация приобретенного опыта · неэффективная капитализация проектного опыта» (Князев, 2004). Оценивая перспективы использования методологии в российском контексте, можно констатировать, что существующие тенденции и состояние отечественной системы образования создают прекрасные предпосылки для использования методологии российскими вузами, как в индивидуальном порядке, так и на уровне профессиональных ассоциаций, сетей, а также при активной поддержке государства.
Литература Евдокимова Я.Ш., Князев Е.А. Информационные ресурсы в стратегическом менеджменте// Университетское управление: практика и анализ», 2003. - №2 (25). - С. 7-17. Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг как методология совершенствования управления российскими вузами/ Университетское управление: практика и анализ, Екатеринбург, 2005. – № 4 (37). – С. 27-38. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.– 208 с. Князев Е.А. К вопросу о стратегическом управлении и консалтинге в высшей школе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Выпуск 1 (5). Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004, с.43-52. Ойхман В.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнес-процессов. – М.: Финансы и статистика, 1997, 396 с. Alstete Jeffrey. Benchmarking in Higher Education, 1995, 141 p. Benchmarking in Higher Education/ edited by Norman Jackson and Helen Lund, 2000, 258 p. James R. Evans, William M. Lindsay. The management and control of quality. -5th ed, 2002, 838 p. Tucker Sue. Benchmarking: A guide for educators, 1995, 82 p.
Евдокимова Я.Ш. Университетское управление: практика и анализ, № 4 2005. –– С. 27-38. Евгений Анатольевич Князев
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.203 (0.019 с.) |