![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России.
Хороведение специальность 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (хоровое дирижирование
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Саратов
Программа составлена преподавателем Занориным Ю.Г. на основе примерной программы по Хороведению и методике работы с хором для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 2106 «Хоровое дирижирование», рекомендованной Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР, Москва, 1988г.
Рецензент:Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования Факультета искусств и художественного образования ПИСГУ им. Н.Г.Чернышевского Л.А.Чугунова
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 49 от 03.09.12 г. Приказ № 01-04/69a от 04.09.12 г. I. Пояснительная записка. Учебная дисциплина Хороведение является важнейшей профилирующей дисциплиной. В структуре основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (Хоровое дирижирование) относится к блоку Специальные дисциплины. Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объёме 72 часов. Хороведение как дисциплина ставит своей целью изучение основных вопросов хоровой теории. Главная задача предмета - дать учащимся твердые и разносторонние знания теоретических основ хорового искусства, являющихся обобщением практики хорового искусства, вооружив их знанием организационно-творческих и методических принципов и предметов работы с хоровым коллективом. В процессе преподавания предмета необходимо постоянно опираться на знания и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов и в практической работе.
Учитывая профиль будущей практической деятельности обучающихся следует ориентировать их при изучении вопросов хороведения, главным образом, на самостоятельную работу с хором со всеми специфическими особенностями работы. Хотя предмет ведется в основном лекционным методом, необходимо предусмотреть самостоятельную классную и домашнюю работу учащихся по различным темам курса. Практическими формами работы могут быть: - анализ хоровой партитуры; - анализ репетиций или концертов хоровой партитуры; - практические работы по темам «строй хора», «ансамбль хора»; -подбор вокальных упражнений и распеваний для хора. В результате изучения предметов учащийся должен: - знат ь теоретические основы хороведения и методики работы с хором, - классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны, регистровое строение голосов, - вопросы вокальной техники, - правила интонирования мелодического и гармонического строя, - понятия «ансамбль», «дикция» в хоровом пении, - основную музыкальную терминологию; - понимат ь интонационные закономерности ступеней мажора и минора, на основе ладовых взаимосвязей в мелодическом и гармоническом изложении; - уметь анализировать хоровые партитуры, отмечая их выразительные средства, вокально-хоровые трудности, - находить интонационные трудности и способы их преодоления как в мелодическом, так и в гармоническом строе, - находить пути достижения ансамбля для передачи художественного образа произведения, - применять все полученные теоретические знания в практической работе с хором. С целью проверки полноты и прочности знаний учащихся, умение применять полученные знания на практике учебным планом предусмотрен экзамен по окончании курса (IV семестр), в конце 3 семестра – дифференцированный зачет. Экзаменационные требования включают: - знание теоретических основ предмета; - умение обобщать отдельные положения путем метода сравнительного анализа; - практические виды работы.
II. Тематический план.
III. Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России. Краткие сведения из истории хорового исполнительства. Хоровое исполнительство в России. Значение первых профессиональных русских хоров в развитии хорового исполнительства. Первые профессиональные русские хоры: Хор Государевых певчих дьяков, переименованный в дальнейшем в Петербургскую певческую капеллу; Хор патриарших певчих дьяков, последствии - Московский синодальный хор. Роль светской музыкальной культуры во второй половине 18 века и проникновения ее в хоровое искусство. Хоровой жанр в творчестве русских композиторов 18 века Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского. Деятельность выдающихся хоровых дирижеров С.А. Дегтярева, Г.Я. Ломакина, А.А. Архангельского. Общественный подъем в России в 60-е годы 19 века, открытие бесплатной музыкальной школы, организация бесплатных классов в Москве и Петербурге. Хоровое искусство после Октябрьской революции. Профессиональные коллективы: Ленинградская (Петербургская) академическая хоровая капелла имени М.И. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический хор, Государственный академический русский народный хор им. М. Пятницкого и др. Деятельность хоровых дирижеров: Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, А.В. Александров, А.Д. Кастальский, А.В. Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов и их роль в развитие хорового исполнительства.
Тема 2. Понятие «Хор». Определение понятия «хор» по П.Г. Чеснокову. Принципы группирования хоровых партий. Тема 3. Строение голосового аппарата. Принципы его работы. Механизм дыхания. Источник звука - гортань. Типы дыхания. Понятие о певческом голосе. Диапазон. Тесситура (удобная, неудобная, высокая, низкая, средняя). Резонаторы. Регистровое строение голосов. Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация сольных голосов. Классификация хоровых голосов. Диапазоны сольных голосов и хоровых партий. Понятия «общий диапазон» и «рабочий диапазон». Дифференциация типовых обозначений голосов: характеристика сопрано, меццо-сопрано, альтов, теноров и басов. Тембр. Технические, художественные возможности голоса.
Тема 5. Тип и вид хора. Типы хоров (однородный, смешанный, неполный смешанный). Характеристика их вокально-технических и художественно-исполнительских возможностей. Виды хоров (одноголосный, двухголосные, трехголосные и т. д.). Виды хоров по форме исполнительства. Современные профессиональные академические и народные хоры. Детские хоры, их особенности и исполнительские возможности. Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники. Певческая установка (правильное положение головы, корпуса, ног) - основа образования хорошего певческого звука. Певческое дыхание. Роль дыхания в звукообразовании. Основные типы певческого дыхания. Процесс звукообразования. Атака звука. Виды атаки (мягкая, твердая, придыхательная). Формы звуковедения. Определение типа певческого голоса. Прием «цепного» дыхания в хоре.
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ Литература Основная Дмитиевский Г. «Хороведение и управление хором». Егоров А. «Теория и практика работы с хором». Краснощеков В. «Вопросы хороведения». Романовский Н. «Принципы работы над строем в хоре» (из книги «Хоровое искусство» вып. 1). Соколов В. «Работа с хором». Чесноков П. «Хор и управление им». Ушкарев А. «Основы хорового письма». Дополнительная Анисимов В. «Дирижер - хормейстер». Асафьев Б. «О хоровом искусстве». Дмитриев Л. «Основы вокальной методики». Птица К. «Очерки по технике дирижирования». Попов С. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора». Пазовский Н.М. «Записки дирижера». Локшин Д. «Замечательные русские хоры и их дирижеры» (изд. 2-е) Музгиз. 1963 Интернет-ресурсы http://www.notes.tarakanov.net http://www.classic-online.ru http://www.rutracker.org http://www.ale 07.narod.ru.notes http://www.ru.scorser.com http://www.classon.ru http://www.mirknig.com http://www.ruknigi.net http://www.classic-music.ru http://www.mp3baza.org http://igraj-poj.narod.ru/ http://www.nlib.org.ua http://dirigent.ru http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php
Хороведение специальность 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (хоровое дирижирование
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Саратов
Программа составлена преподавателем Занориным Ю.Г. на основе примерной программы по Хороведению и методике работы с хором для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 2106 «Хоровое дирижирование», рекомендованной Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР, Москва, 1988г.
Рецензент:Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования Факультета искусств и художественного образования ПИСГУ им. Н.Г.Чернышевского Л.А.Чугунова
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 49 от 03.09.12 г. Приказ № 01-04/69a от 04.09.12 г. I. Пояснительная записка. Учебная дисциплина Хороведение является важнейшей профилирующей дисциплиной. В структуре основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (Хоровое дирижирование) относится к блоку Специальные дисциплины. Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объёме 72 часов. Хороведение как дисциплина ставит своей целью изучение основных вопросов хоровой теории. Главная задача предмета - дать учащимся твердые и разносторонние знания теоретических основ хорового искусства, являющихся обобщением практики хорового искусства, вооружив их знанием организационно-творческих и методических принципов и предметов работы с хоровым коллективом. В процессе преподавания предмета необходимо постоянно опираться на знания и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов и в практической работе. Учитывая профиль будущей практической деятельности обучающихся следует ориентировать их при изучении вопросов хороведения, главным образом, на самостоятельную работу с хором со всеми специфическими особенностями работы. Хотя предмет ведется в основном лекционным методом, необходимо предусмотреть самостоятельную классную и домашнюю работу учащихся по различным темам курса. Практическими формами работы могут быть: - анализ хоровой партитуры; - анализ репетиций или концертов хоровой партитуры; - практические работы по темам «строй хора», «ансамбль хора»; -подбор вокальных упражнений и распеваний для хора. В результате изучения предметов учащийся должен: - знат ь теоретические основы хороведения и методики работы с хором, - классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны, регистровое строение голосов, - вопросы вокальной техники, - правила интонирования мелодического и гармонического строя,
- понятия «ансамбль», «дикция» в хоровом пении, - основную музыкальную терминологию; - понимат ь интонационные закономерности ступеней мажора и минора, на основе ладовых взаимосвязей в мелодическом и гармоническом изложении; - уметь анализировать хоровые партитуры, отмечая их выразительные средства, вокально-хоровые трудности, - находить интонационные трудности и способы их преодоления как в мелодическом, так и в гармоническом строе, - находить пути достижения ансамбля для передачи художественного образа произведения, - применять все полученные теоретические знания в практической работе с хором. С целью проверки полноты и прочности знаний учащихся, умение применять полученные знания на практике учебным планом предусмотрен экзамен по окончании курса (IV семестр), в конце 3 семестра – дифференцированный зачет. Экзаменационные требования включают: - знание теоретических основ предмета; - умение обобщать отдельные положения путем метода сравнительного анализа; - практические виды работы.
II. Тематический план.
III. Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России. Краткие сведения из истории хорового исполнительства. Хоровое исполнительство в России. Значение первых профессиональных русских хоров в развитии хорового исполнительства. Первые профессиональные русские хоры: Хор Государевых певчих дьяков, переименованный в дальнейшем в Петербургскую певческую капеллу; Хор патриарших певчих дьяков, последствии - Московский синодальный хор. Роль светской музыкальной культуры во второй половине 18 века и проникновения ее в хоровое искусство. Хоровой жанр в творчестве русских композиторов 18 века Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского. Деятельность выдающихся хоровых дирижеров С.А. Дегтярева, Г.Я. Ломакина, А.А. Архангельского. Общественный подъем в России в 60-е годы 19 века, открытие бесплатной музыкальной школы, организация бесплатных классов в Москве и Петербурге. Хоровое искусство после Октябрьской революции. Профессиональные коллективы: Ленинградская (Петербургская) академическая хоровая капелла имени М.И. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический хор, Государственный академический русский народный хор им. М. Пятницкого и др. Деятельность хоровых дирижеров: Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, А.В. Александров, А.Д. Кастальский, А.В. Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов и их роль в развитие хорового исполнительства.
Тема 2. Понятие «Хор». Определение понятия «хор» по П.Г. Чеснокову. Принципы группирования хоровых партий. Тема 3. Строение голосового аппарата. Принципы его работы. Механизм дыхания. Источник звука - гортань. Типы дыхания. Понятие о певческом голосе. Диапазон. Тесситура (удобная, неудобная, высокая, низкая, средняя). Резонаторы. Регистровое строение голосов. Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация сольных голосов. Классификация хоровых голосов. Диапазоны сольных голосов и хоровых партий. Понятия «общий диапазон» и «рабочий диапазон». Дифференциация типовых обозначений голосов: характеристика сопрано, меццо-сопрано, альтов, теноров и басов. Тембр. Технические, художественные возможности голоса. Тема 5. Тип и вид хора. Типы хоров (однородный, смешанный, неполный смешанный). Характеристика их вокально-технических и художественно-исполнительских возможностей. Виды хоров (одноголосный, двухголосные, трехголосные и т. д.). Виды хоров по форме исполнительства. Современные профессиональные академические и народные хоры. Детские хоры, их особенности и исполнительские возможности. Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники. Певческая установка (правильное положение головы, корпуса, ног) - основа образования хорошего певческого звука. Певческое дыхание. Роль дыхания в звукообразовании. Основные типы певческого дыхания. Процесс звукообразования. Атака звука. Виды атаки (мягкая, твердая, придыхательная). Формы звуковедения. Определение типа певческого голоса. Прием «цепного» дыхания в хоре.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.128.226 (0.063 с.) |