Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модульное представление профессиональной компетенции
Учителя, по А.К. Марковой
В-третьих, подход А. К. Марковой к профессиональной компетентности в ее собственно деятельностном компоненте – умениях позволяет не только выделить одиннадцать групп умений, но и сделать их «сквозными» для всех сторон труда учителя. В разрабатываемой в настоящее время (Л. М. Митина) модели личности учителя в контексте той же схемы деятельность – общение – личность выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н. В. Кузьминой)[10]. Обращает на себя внимание, во-первых, то, что способности сами по себе непосредственно не выступают в качестве определяющих эффективность деятельности субъективных факторов, во-вторых, что направленность рядоположена с другими личностными качествами. Еще одним субъектным свойством педагогической деятельности является сопротивление «синдрому эмоционального сгорания» или психофизиологического истощения. 3. Субъектность учителя формируется последовательно на всех этапах профессионального становления учителя: довузовском, вузовском и послевузовском. На каждом из этих этапов субъектность учителя наполняется своим содержанием и имеет соответствующий для этого этапа инструментарий (совокупность условий и факторов) для развития субъектных качеств. Между этими этапами в развитии субъектности учителя должна существовать преемственность. Она может выражаться как в пролонгированном характере становления субъектных качеств учителя, так и в системе условий и факторов, оказывающих влияние на формирование тех или иных субъектных качеств учителя. В настоящее время проводятся исследования, посвященные данной проблематике. Однако, требуемой и желаемой разработанности она еще в исследованиях как педагогов, так и психологов не получила. Имеются работы, рассматривающие особенности развития субъектности на педагога на вузовском (А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, А. М. Трещев, Ф. Г. Мухаметзянова, И. А. Серегина, Т. И. Лях) и послевузовском этапах (А. К. Маркова, И. В. Дубровина, Е. Н. Волкова, А. Я. Никонова).
Примером подобного исследования может служить работа А. Б. Ванькова, выполненная под руководством Т. И. Лях. В данном исследовании предлагается вариант характеристики субъектных качеств будущего педагога, которые объединяются в четыре блока (см. рис.7). Для того чтобы детальнее и тщательнее проследить становление субъектности будущего педагога в ходе обучения в вузе были выделены уровни ее становления: досубъектный уровень, субъектно-неустойчивый, субъектно-ориентационный, субъектно-профессиональный (от низшего к высшему).
Рис.7. Характеристика субъектности будущего педагога Для каждого блока субъектных качеств в этом исследовании были определены приоритетные условия. К этим условиям относятся: развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности в вузе с учетом ее специфики (1); осознание студентами собственных личностных и профессионально-значимых качеств (2); развитие учебно-профессиональной деятельности в вузе с учетом его специфики (3); профессиональная рефлексия личностных и профессионально-значимых качеств, развивающаяся в ходе обучения и ее соответствие требованиям стандарта высшего педагогического образования (4); формирование деятельности профессионального самообразования с учетом специфики обучения в вузе (5); становление элементов научно-исследовательской деятельности в профессиональной области (6).
Перечисленные условия взаимосвязаны друг с другом, между ними существует логическая преемственность в развитии субъектности. Становление предыдущих условий создает основания для включения в процесс развития субъектности последующих условий. Данные психолого-педагогические условия подразделяются на две группы. Первую группу образуют условия (1-3) и они вводится в действие с первого семестра обучения, а вторую – (4-6) и их реализация начинается с четвертого семестра. Кроме того, это деление на две группы обусловлено соотнесением психолого-педагогических условий с блоками качеств, выделяемыми в субъектности будущего педагога. Первые три условия соотносятся с мотивационно–ценностным и интенционально-деятельностным блоками и их воздействие преимущественно рассчитано на досубъектный и субъектно-неустойчивый уровни. Последующие три условия главным образом оказывают влияние на становление качеств, составляющих рефлексивно-регуляционный и креативно-операциональный блоки и воздействуют на субъектно-неустойчивый и субъектно-ориентационный уровни. Соответствие между данными блоками, психолого-педагогическими условиями и формами реализации этих условий (тренингами) в учебном процессе вуза представлено в таблице 2. Таблица 2 Характеристика психолого-педагогических условий, влияющих на развитие субъектности будущего педагога
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.208 (0.008 с.) |