К этим спорам относятся, во-первых, дела о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей штрафов государственными и иными органами, выполняющими контрольные функции, если законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания. Эти споры связаны с участием органов, уполномоченных налагать штрафы, но не имеющих права их бесспорного (безакцептного) списания, например, органы водного хозяйства и мелиорации, стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического надзора, органы управления охотничьего хозяйства, антимонопольные налоговые органы и т.д. Данные органы обязаны обращаться в суд с иском о взыскании штрафов с нарушителей соответствующего законодательства, при этом они освобождены от уплаты госпошлины за разрешение спора в арбитражном суде. Так, налоговые органы вправе предъявлять в арбитражный суд иски о взыскании с юридических лиц штрафов и сокрытых или заниженных доходов (прибыли), если на их уплату не имеется согласия налогоплательщика (ст. 104 Налогового кодекса РФ). У налоговых органов нет полномочий на бесспорное списание штрафов, поэтому банк не вправе исполнять их требования о бесспорном списании штрафа.
Органы исполнительной власти действуют на основе разрешительного принципа: реализуют только те полномочия, которые им непосредственно предоставлены законом. Следовательно, полномочие на списание средств в бесспорном порядке должно быть предоставлено соответствующему органу законом. Если имело место безакцептное списание средств, не основанное на законе, возможно предъявление иска о возврате денежных средств из бюджета.
Во-вторых, к группе споров о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей денежных средств государственными и иными органами относятся споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона. Дела по этим спорам возбуждаются административным иском о возврате незаконно взысканных сумм государственными и иными органами. Данные иски заявляются предпринимателями как участниками властного правоотношения к органу, обязанному по закону осуществлять возврат денежных средств из бюджета, причем этим органом не обязательно является тот государственный орган, действиями которого были нарушены права истца.
Иски о возврате из бюджета незаконно изъятых денежных средств отличаются рядом особенностей от другого вида имущественных требований к бюджету - исков о взыскании убытков, причиненных неправомерными актами и действиями государственных органов и их должностных лиц. Различным для этих категорий исков является круг обстоятельств (юридических фактов), подлежащих доказыванию.
- По иску о возмещении убытков необходимо установить:
- наличие убытков (прямого ущерба или упущенной выгоды);
- неправомерность акта или действия государственного или иного органа;
- наличие причинно-следственной связи между неправомерным актом (действием) органа и возникновением убытков.
- По иску о возврате денежных средств из бюджета подлежит доказыванию:
- поступление денежных средств в бюджет;
- отсутствие правовых оснований для их взыскания.
Итак, категория дел по спорам о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей денежных средств государственными и иными органами связана с имущественными требованиями, но возникает из правоотношений, одним из участников которых является орган, наделенный властными полномочиями. Данные дела возбуждаются в арбитражном суде административным иском, суть которого состоит в восстановлении административного (в широком смысле) правоотношения в том состоянии, которое оно должно иметь в силу закона.
- В литературе по делам такого рода выделяют четыре основных вида исков:
- 1) иск о взыскании штрафов и иных денежных средств контрольно-надзорными и инспекционными органами, если законом не предусмотрено списание ими этих средств в бесспорном (безакцептном) порядке;
- 2) иск о возврате незаконно изъятых государственными и иными органами денежных средств и иного имущества;
- 3) иск о возврате из бюджета денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций по иным основаниям контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением действующего законодательства;
- 4) иск об обжаловании решений гоcударственных и иных органов об изъятии у предприятий и индивидуальных предпринимателей денежных средств и иного имущества.
В конфликтных ситуациях, возникающих в экономической сфере, административный иск выступает как средство защиты через арбитражный суд нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан-предпринимателей, а также государственных и общественных интересов. Разбирательство дел, возбуждаемых по этим искам, осуществляется в порядке административного судопроизводства, характеризующегося рядом специфических черт. Разрешая административные споры, арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований для защиты государственных интересов, увеличивать ответственность сторон в сравнении с требуемой сторонами и возбуждать дела по собственной инициативе.
Таким образом, специфика административной юстиции в современной России заключается в том, что разрешение административных споров осуществляется общими и арбитражными судами, а также коллегиальными квазисудебными органами административной юрисдикции. С образованием административных судов и принятием законодательства об административном судопроизводстве произойдет выделение административной юстиции в подотрасль административного права, с выделением в ее рамках судебного административного права и судебного административного процесса.
Контрольные вопросы
- Выявите основные различия между государственной администрацией и администрацией коммерческих частных организаций.
- Каково социальное предназначение административного права?
- Дайте определение административного права.
- Дайте понятие предмета административного права.
- Назовите виды внутриорганизационных отношений, регулируемых административным правом.
- Каковы основные методы правового регулирования, используемые в административном праве?
- Как относятся между собой материальные и процессуальные нормы?
- Каковы особенности норм административного права? Чем они отличаются от норм гражданского и уголовного права?
- Назовите основные институты административного права РФ?
- Что представляет собой административная правосубъектность?
- Назовите основные виды правового статуса субъектов административного права?
- Дайте определение субъекта административного права?
- При наличии каких обстоятельств административно-правовой статус граждан может быть ограничен?
- В чем особенности реализации относительных прав граждан?
- Назовите основные категории иностранных граждан?
- Определите понятие компетенции органа исполнительной власти?
- Выделите основные черты, характеризующие административно-правовой статус органа исполнительной власти.
- Что означает такой признак компетенции органа исполнительной власти как императивность?
- Дайте определение понятия "государственный служащий".
- Что такое административно-правовой статус государственного служащего? Какие группы юридических ном образуют его правовую основу?
- Для чего нужны ограничения в государственной службе? Охарактеризуйте некоторые из них.
- Назовите основные организационно-правовые формы общественных объединений.
- Вправе ли общественные объединения осуществлять предпринимательскую деятельность?
- Назовите виды юридической ответственности общественных объединений.
- В чем состоят особенности административно-правового статуса государственных предприятий?
- Назовите основные административно-правовые формы реализации исполнительной власти в управленческом процессе.
- Чем отличается ничтожный административный акт от оспоримого?
- Назовите основные требования, предъявляемые к законности административного акта.
- Назовите основные виды обращений граждан.
- Чем общая жалоба отличается от специальной?
- Дайте характеристику нормативно-правовых актов, регулирующих право граждан на обращение.
- Что понимается под административной процедурой в узком смысле слова?
- Чем отличается административные (регулятивные) процедуры от юрисдикционных (правоохранительных) процедур?
- Назовите основные виды административных (регулятивных) процедур.
- Что представляет собой административно-правовой метод?
- Чем метод убеждения отличается от метода поощрения?
- Назовите виды административного принуждения.
- Назовите обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
- В каких случаях проводится административное расследование?
- Назовите поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.
- В каких случаях протокол об административном правонарушении не составляется?
- Какова последовательность процессуальных действий юрисдикционного органа при рассмотрении административно-деликтных дел?
- Назовите признаки юридического состава административного правонарушения и сравните их с признаками административного правонарушения.
- Покажите основные отличия административной ответственности от уголовной ответственности.
- Кто относится к специальным субъектам административной ответственности?
- Чем отличается возмездное изъятие имущества от его конфискации?
- Дайте определение понятие административной юстиции.
- В чем состоят особенности института административной юстиции в современной России?
- Назовите основные нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование института административной юстиции.
- Дайте определение понятию административного спора.
- Выделите основные элементы содержания административного спора.
- Чем отличается налоговый спор от таможенного спора?
- Какие действия и решения государственных органов и органов самоуправления можно оспорить в общем суде?
- Каков порядок процессуальных действий при рассмотрении судом дел об оспаривании постановлений о наложении административных взысканий?
- Назовите основные сроки подачи заявления в суд по делам о защите избирательных прав?
- Как распределяется подведомственность дел по спорам о законности нормативных актов?
- Назовите основные виды дел, возникающих из административно-правовых отношений, которые рассматриваются в арбитражных судах.
- Назовите специализированные органы в арбитражных судах, рассматривающие дела, возникающие из административно-правовых отношений.
- Каковы основные процессуальные особенности разрешения административных споров в арбитражных судах?
Темы рефератов
- Понятие и сущность режима законности в государственном управлении.
- Понятие административного надзора.
- Понятие и виды актов управления.
- Административное производство и административный процесс.
- Понятие государственного служащего.
- Принуждение в административном праве.
- Понятие и содержание административного спора.
- Особенности института административной юстиции в современной России
- Специальные субъекты административной ответственности.
Нормативные акты и правовая литература