Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г. В. Мухаметзянова, Г. И. Ибрагимов
В статье раскрываются основные вызовы системам начального и среднего профессионального образования в условиях их полной регионализации; анализи-руются основные направления взаимодействия учреждений профессионального образования с региональным рынком труда; предлагаются научно-обоснован-ные психолого-педагогические подходы к совершенствованию профессионально-го образования. Ключевые слова: начальное и среднее профессиональное образование,взаи-модействие профессионального образования и рынка труда, основные проблемы и направления развития профессионального образования.
This article is an attempt to disclose main challenges to primary and secondary vocational education systems under environment of their full regionalization;to analyze the main trends of vocational education institutions and regional labor-markets interaction; to offer scientifically grounded psychological-and-pedagogical approaches to vocational education development
Key words: primary and secondary vocational education, interaction of vocationaleducation and labor-markets, main problems and trend of development in vocational education.
Научные сообщения
ной среды в системе профессиональ-ного образования.
По существу, корни проблем НПО
и СПО заложены во всех основных участниках процесса подготовки ра-бочих и специалистов – производство, общество и сама система профессио-нального образования.
Если говорить о производстве, то следует отметить, что оно в лице своих структур (предприятий, объединений, корпораций и т.д.) не участвует в фор-мировании четких требований к рабо-чим и специалистам со стороны самого производства. Уже много лет ведется обсуждение вопроса о формировании профессиональных стандартов, кото-рые могут быть разработаны только при заинтересованном и непосред-ственном участии работодателей. Но проблема на серьезном уровне не реше-на. Хотя надо сказать, что отдельные корпорации, фирмы для внутреннего корпоративного обучения разрабаты-вают соответствующие профессио-нальные стандарты. Но они, как пра-вило, ограничены внутрифирменными границами и могут соответственно быть использованы корпоративными образовательными структурами.
Начальное и среднее професси-ональное образование всегда регио-нально ориентировано, то есть при-звано решать проблемы кадрового обеспечения производства и сферы ус-луг конкретного региона. Интеграция образования и производства, будучи ориентирована на достижение кон-кретного результата, имеет в своей ос-нове ярко выраженную региональную специфику. В отрыве от конкретных социально-экономических условий отдельного региона невозможно точ-но выстроить глубинные взаимосвязи между рынками труда и образователь-
ных услуг, определить проблемные и перспективные моменты, разработать прикладные управленческие решения в этой сфере.
Но до последнего времени регио-нальность была как бы перевернутой: учреждения НПО и СПО финансиро-вались федеральным центром, а ра-ботали выпускники учебных заведе-ний на предприятиях и учреждениях региона. Это и было понятно, ибо все средства концентрировались в Цент-ре. Сегодняшняя ситуация отличается тем, что средства переданы в регионы вместе с учебными заведениями. И ре-гионы должны финансировать учеб-ные заведения НПО и СПО исходя из запросов региональной экономики, сферы услуг. Соответственно выпус-кники этих учебных заведений будут занимать свое место на региональном рынке труда. Казалось бы нет про-блем. Но почему руководители учеб-ных заведений НПО и СПО находятся
в состоянии неопределенности отно-сительно своего будущего? А все дело в том, что регионы уже пытаются оп-тимизировать расходы на подготовку квалифицированных рабочих и специ-алистов путем объединения учебных заведений, сокращения контрольных цифр приема и т.д.
В целях приближения структуры подготовки кадров к реальным запро-сам рынка труда в регионах реализуют-ся различные модели. Так, например, в Республике Татарстан находят приме-нение несколько подобных моделей.
Одна из них – кластерная модель, объ-
единяющая образовательные и иные организации и учреждения разного уровня, разных типов и видов, а так-же управленческую инфраструктуру. Такое объединение облегчает внедре-ние инновационных образовательных
программ, технологий и методик (2, 3). Сегодня в Татарстане функционируют несколько образовательных кластеров, опыт которых требует внимательного изучения и осмысления.
Вторая модель современной об-разовательной практики, сближаю-щей ее с потребностями производства
– это корпоративное образование.
Причиной появления корпоративного образования стал тот очевидный факт, что существующая за счет государства «традиционная» система профессио-нального образования и подготовки на сегодняшний день не успевает за ре-альными потребностями производства и рынка труда. А корпоративное, внут-рифирменное обучение максимально учитывает требования работодателя и может быть легко приближено к мес-там расположения и профессиональ-ной деятельности собственных трудо-вых ресурсов.
Третья модель сочетания рынка труда и профессионального образова-ния (особенно НПО) связана с возрож-
дением ремесленничества, обуслов-
ленного востребованностью широкого спектра новых профессий, прежде все-го для предприятий сервисного секто-ра. Понятия «ремесленник», «ремес-ленная деятельность» сегодня широко используются в национальных законо-дательствах многих стран мира. Кроме того, это общепринятая терминология ООН и ВТО. К ремесленным предпри-ятиям относятся малые бизнес-струк-туры (в том числе индивидуальные предприниматели), которые обеспечи-вают население товарами или услуга-ми, необходимыми для обустройства жизни и быта. По оценке Ремеслен-ной палаты России сегодня в России ремесленной деятельностью заняты не менее 4-5 млн. чел. Специфика ре-
месленничества на данном этапе раз-вития состоит в том, что современный ремесленник – это многопрофильный, многофункциональный рабочий и спе-циалист среднего звена, одновременно умеющий выполнять как сугубо про-изводственные функции, так и органи-зационно-управленческие.
В Институте педагогики и пси-хологии профессионального образо-вания РАО обоснована и разработана комплексная теоретико-прикладная проектно-целевая модель управления интеграцией профессионального об-разования и производства в регионе, ориентированная на практическое вза-имодействие всех заинтересованных в интеграции субъектов, носящее харак-тер социального проектирования. Дан-ная модель в сочетании с рядом других подходов реализована в Чувашской Республике при участии нашего до-кторанта Голышева И.Г. Итогом этой работы стала разработка «Республи-канской целевой программы комплек-сного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011–2015 годы и на период до 2020 года» (утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Рес-публики № 60 от 25.02.2011 г.). Почему бы такую целевую программу не раз-работать и в других регионах России?
По поводу соотношения рынков образования и рынка труда необходи-мо еще отметить следующее. Чтобы действовать на рынке успешно, любое профессиональное образовательное учреждение должно знать этот ры-нок. В современных условиях одним из важнейших условий динамично-го развития учреждений профессио-нального образования, рационального использования бюджетных средств и привлечения внебюджетных ресурсов
Научные сообщения
становится объективное и оперативное выявление качественных и количест-венных показателей спроса на те или иные категории специалистов в реги-оне. Прежние механизмы, основанные на заявках предприятий, сегодня уже малоэффективны. Нужны глубокие и всесторонние исследования рынка тру-да в регионе и всех факторов, так или иначе влияющих на динамику спроса на специалистов того или иного уров-ня и профиля.
Однако проблема заключается в том, что никто не готов сказать, что представляет собой рынок труда в регионе. Целенаправленным его изу-чением в регионе практически никто не занимается. Отсутствуют механиз-мы, которые позволяли бы трансфор-мировать ситуацию на рынке труда в конкретные действия по обновлению содержания и реструктурированию образовательных учреждений. Меж-ду тем, отсутствие объективной ин-формации о состоянии рынка труда в регионе (республике, городе, районе), неразвитость соответствующих меха-низмов взаимодействия образования
и рынка труда приводит к появлению диспропорций между структурой под-готовки кадров и структурой спроса на них на региональном и федераль-ном уровнях.
В то же время отметим, что ме-ханизмы разрешения проблемы лежат больше в плоскости социоэкономичес-кой, нежели педагогической или пси-хологической. Решение данного воп-роса на серьезном уровне возможно в том случае, если региональные власти вместе с работодателями обратят на него внимание.
В условиях регионализации на-чального и среднего профессиональ-ного образования меняется и роль
государства и общества. Раньше го-сударство присутствовало через го-сударственный заказ, который выра-жался в финансировании контрольных цифр приема на те или иные рабочие профессии и специальности. Кто се-годня будут осуществлять этот заказ, если учебные заведения переданы в регионы? Ответ напрашивается сам собой – те региональные структуры,
в ведение которых переданы учебные заведения. В связи с этим появляются новые вопросы: смогут ли эти струк-туры обеспечить учебные заведения таким же заказом на подготовку спе-циалистов, какой имел место ранее? Кто и как будут определять объем не-обходимых специалистов начального и среднего звена для конкретного ре-гиона? И т.д.
Поиск ответов на эти и другие вопросы (число которых, кстати, в ус-ловиях высокой динамики будет не-прерывно меняться) требует не только и не столько инстинктивных, опера-тивных решений, основанных на «быс-тро» собранной информации, либо на интуиции, совете и т.д. Готовность к принятию адекватных решений в сов-ременных условиях может обеспечить только наличие у лиц, принимающих решение, нужной информации в нуж-ное время и в необходимом объеме. Это возможно тогда, когда есть кон-кретные службы и люди, специально занимающиеся вопросами информаци-онного обеспечения управления. Од-нако одной информации недостаточно. Принятие решений требует и глубоко-го анализа полученной информации с тем, чтобы выработать возможные стратегии развития, выявить законо-мерности, принципы и т.д. А это уже сфера науки.
Современное профессиональное образование отличается от «вчерашне-го» тем, что оно для своего успешного развития требует непрерывного на-учного и научно-методического обес-печения. Причем речь идет не только
о конкретных научно-обоснованных рекомендациях по решению тех или иных задач. Речь идет и о фундамен-тальных исследованиях, роль которых
в современных условиях не только не исчезает, но, напротив, возрастает. Дело в том, что высокая динамичность и неопределенность будущего, как нам представляется, актуализируют у человека потребность в поиске чего-то стабильного, устойчивого, которая усиливается именно в те моменты, ког-да скорость перемен, как в настоящее время, растет.
Решить проблему развития НПО и СПО одними организационными мерами, конечно, невозможно. Необ-ходимы целенаправленные усилия по повышению социального престижа начального и среднего профессиональ-ного образования. Как он обеспечива-
ется? Конечно, он выражается в уровне заработной платы. Но не только в этом. Если бы все определялось этим факто-ром, то проблем с нехваткой квалифи-цированных рабочих не было бы. Дело
в том, что сегодня квалифицирован-ный рабочий (особенно в некоторых сферах труда – например, машинист московского метро и др.) получает за-рплату, которая выше заметно зарпла-ты учителя, инженера и профессора университета, доктора наук. Однако, несмотря на низкий уровень зарплаты специалистов с высшим образованием, молодежь стремится идти в вузы, а не
в ссузы или профессиональные лицеи. Почему это происходит – вопрос тре-
бует отдельного специального изуче-ния.
Но некоторые соображения можно высказать уже сейчас. Нам представ-ляется, что одна из причин того, что молодежь не идет в «рабочие» заклю-чается в том, что высшее образование, будучи социально престижным, стало практически общедоступным. Любой желающий, имеющий возможность оплатить свое обучение, может прак-тически получить платное высшее об-разование. Общедоступность высшего образования (которая, кстати, приво-дит к снижению его качества, ибо мно-гие студенты в силу недостаточного уровня общеобразовательной подго-товки, не могут на должном уровне освоить образовательные программы вуза) приводит к тому, что молодежь отдает предпочтение вузам. И эта тен-денция усиливается на современном этапе развития, когда в силу умень-шения числа выпускников общеобра-зовательной школы вузы ведут борьбу за каждого абитуриента и нередко вы-нуждены зачислять на обучение всех, подавших документы.
В обществе необходимо формиро-вать представление об уровнях НПО и СПО как самодостаточных, завершен-ных, самостоятельных уровнях про-фессионального образования, по окон-чании которых совсем не обязательно продолжать обучение в высшей шко-ле. Подчеркнем в этой связи, что наш Институт акцентировал внимание на этой идее еще 10 лет тому назад, когда была предложена Концепция развития системы СПО (4). И в этом контексте термин, который в последние годы во-шел в оборот – «довузовское профес-сиональное образование» сводит на нет роль и место НПО и СПО! Можно быть вполне обеспеченным и достой-
Научные сообщения
ным членом общества, обладая только уровнем НПО или СПО. В то же вре-мя, система непрерывного образова-ния всегда предоставляет человеку возможность продолжить свое образо-вание, если таковая потребность воз-никнет. Следует также напомнить, что
в отечественной профессиональной педагогике А.М. Новиковым разрабо-тана концепция непрерывного образо-вания (5), согласно которой непрерыв-ность означает возможность развития личности по трем траекториям: вверх (переход на следующий уровень обра-зования), вперед (развитие в рамках одного уровня образования – напри-мер, движение к высоким профессио-нальным разрядам) и вбок (смена про-фессии или специальности).
В связи с этим нелишним будет обратиться к зарубежному опыту в области профессионального образо-вания, в котором данная система за-нимает центральное место. По резуль-татам исследований (Трегубова Т.М.) выявлено, что в развитых зарубежных странах профессиональное образова-ние данных уровней является при-оритетной сферой деятельности го-сударства: сферой занятости, а не отвлечения ресурсов, сферой выгод-ных инвестиций, а не затратной сфе-рой. Там проявляется реальная забота о привлечении негосударственных инвестиций в систему начального и среднего профессионального образо-вания за счет повышения общего уров-ня инвестиционной привлекательнос-ти данной сферы профессионального образования. С учетом европейского опыта нам целесообразно принять законодательно-нормативные доку-менты по повышению эффективности существующих механизмов государс-твенно-частного партнерства учреж-
дений НПО-СПО как между собой, так и с организациями других уровней образования и предприятиями-работо-дателями, так называемых «стратеги-ческих альянсов».
Ведущим направлением повыше-ния качества, доступности и конку-рентоспособности учреждений НПО-СПО в странах Европы становится создание автономных образователь-ных учреждений, отличительный при-знак которых – преимущественно го-ризонтальная интеграция имеющихся ресурсов и проектирование многоот-раслевых образовательно- социальных комплексов (кластеров) с участием базовых групп социальных партне-ров (работодателей). Организационно
– правовой формой образовательных учреждений могут выступать: эндау-мент-фонд (целевой капитал) автоном-ного учреждения – юридическое лицо, созданное потребителями услуг авто-номного учреждения и, концентриру-ющее объем внебюджетных средств (спонсорство, меценатство, пожертво-вания, ценные бумаги и т.п.), посту-пивших от юридических и физических лиц на расчетный счет эндаумент-фонда для финансирования заказа; «аутсортинг» (от англ. – outsourcing -использование внешних источников)в управлении АУ СПО, что предпо-лагает передачу отдельных функций (финансовый аудит, маркетинг обра-зовательных услуг, трудоустройство выпускников, аттестацию и присвое-ние квалификационных разрядов, ста-тистическое наблюдение, управление имущественными комплексами и др.) внешним специализированным ор-ганизациям или провайдерам, распо-лагающим необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.
Отношения между профессио-нальным образованием и миром труда должны носить характер партнерства, причем равноправного. Сегодня же у нас производство смотрит на систему образования как бы «свысока», а обра-зование, в свою очередь, считает порой себя самодостаточной структурой, не особо нуждающейся в тесной связи с производством.
Теперь о самой системе подго-товки кадров,которая«не соответс-твует реальным потребностям эконо-мики, рынка труда». Надо сказать, что этот тезис о «не соответствии» требует самостоятельного анализа. Дело в том, что сегодня стало чуть ли не модой обвинять учебные заведения профес-сионального образования в том, что они не соответствуют реальным пот-ребностям экономики, рынка труда. Однако когда речь заходит о том, како-вы эти «реальные» потребности, в чем они выражаются, где и кем они сфор-мулированы – ответ далеко не всегда удается получить. А все потому, что реальные потребности экономики и рынка труда практически никто из ра-ботодателей четко не формулирует и, соответственно, система образования
в лице учебных заведений, ориентиру-ется на собственное видение этих пот-ребностей, на то, что сформулировано в современных ФГОС (а еще раньше – в ГОСах по профессиям и специальнос-тям). Кстати говоря, здесь будет умес-тным подчеркнуть, что со стороны ра-ботодателей к этому аспекту проблемы внимание крайне недостаточное, если не сказать больше. Их неохотное учас-тие в подготовке кадров на всех уров-нях (от проектирования требований в форме ФГОС, до контроля и оценки
в форме участия в госаттестации) – в конечном счете отражается на качес-
тве подготовки тех кадров, которые пойдут на рабочие места в их пред-приятиях. Президент Союза директо-ров ССУЗ РФ В.М.Демин в одном из своих интервью обратил внимание на то, что в силу недостаточно активного участия работодателей в формирова-нии ФГОС некоторые из них оказались «неудачными» (6, с.54).
Поэтому нам представляется, что для того, чтобы система профессио-нального образования соответствовала требованиям экономики необходимо сделать так, чтобы представители этой экономики так или иначе участвовали
в процессе формирования этих требо-ваний на этапе разработки ФГОС, их реализации в непосредственном учеб-ном процессе, в создании необходимых условий для прохождения учащимися практики, а также на этапе итогового контроля и оценки качества их под-готовки. Пока в реальности более или менее успешно работодатели участ-вуют на последнем этапе, связанном с оценкой качества (через включение представителей работодателя в состав ГАК). Однако вся проблема в том, что на данном этапе работодатель может только оценить и принять решение о приглашении (или наоборот) выпуск-ника на работу. Но что-либо изменить он уже не в состоянии.
В этой связи обратим внимание на выделенные В.В.Путиным направле-ния работы по обеспечению эффектив-ных механизмов участия бизнеса в раз-работке образовательных программ, оценке качества образования и уров-ня квалификации подготовленного специалиста: создание национальной системы сертификации для приори-тетных отраслей экономики; созда-ние стимулов для того, чтобы бизнес мог вкладывать средства в подготовку
Научные сообщения
кадров, в развитие СПО (в этом плане разработан трехлетний проект, в кото-рый вошли 30 регионов, по поддержке региональных программ подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, по условиям которого феде-ральные средства выделяются только тогда, когда в программах участвуют предприятия); повышение внимания региональных властей к сфере НПО
и СПО; повышение престижа рабочих профессий и специальностей: «Нуж-но сделать так, чтобы молодежь виде-ла перспективы, которые открывает среднее профессиональное образова-ние, возможности, создаваемые новой экономикой и развитием технологий, осознала значимость и ценность для общества квалифицированного труда»
(1, с.59).
Обозначенные направления для своей реализации требуют решений на нормативном и социально-экономи-ческом уровнях. Однако есть и содер-жательные проблемы, находящиеся в плоскости психолого-педагогической науки. Раскроем некоторые из них.
В современных условиях любое образование, в том числе НПО и СПО, может успешно функционировать и развиваться только в том случае, если в процессе профессиональной подго-товки учитываются требования новой среды, сформировавшейся под влия-нием информационно-компьютерных технологий. Необходимо искать мо-дели организации образовательного процесса на основе информационно-компьютерных технологий. И такие исследования проводятся в нашем Ин-ституте уже много лет (Кирилова Г.И. и др.). На сегодня мы видим следующие проблемы, разрешение которых необ-ходимо для развития НПО и СПО.
Усиление информационной со-ставляющей в профилях рабочих и спе-циалистов среднего звена. Повсемест-ное распространение информационной среды требует подготовки специалис-тов, обеспечивающих новые функции документооборота, анализа, защиты информации. Нужны новые методики
и новые педагоги. Речь идет не о пов-семестной компьютерной грамотности (это задача общеобразовательной шко-лы), а о качественно иной инновацион-но-ориентированной, аналитико-про-гнозной направленности подготовки. Сегодня подобную деятельность ведут как руководители, инженеры, так и все другие специалисты, большинство из которых с высшим образованием и имеют собственные профессиональ-ные функции. Повсеместно информа-ционная деятельность должна вестись как самостоятельно, так и с привлече-нием квалифицированного младшего персонала. Соответственно не вполне эффективным будет тратить государс-твенные средства на печатанье «одним пальцем», и стихийный поиск доку-ментов, когда это быстрее и лучше сде-лает специалист, референт, оператор с начальным или средним профессио-нальным образованием.
Адекватное распределение сред-ств и усилий на информатизацию для всех уровней системы образования. Решение проблем информатизации гораздо проще и единообразнее для средней общеобразовательной школы. Не совсем ясно, почему на один инва-риантный, многократно дублируемый курс, методику или учебник для обще-образовательной школы уделяется на два-три порядка больше внимания и сил, в том числе, доступа к Интернет, средств на компьютерную технику и др., чем на уникальные, значимые для
стратегически значимого, успешно-го и безопасного развития промыш-ленности, экономики услуг в социуме информационные дисциплины в на-чальной и средней профессиональной школе. Грустно видеть, когда после до-статочно компьютеризованной школы человек попадает в существенно хуже оснащенный информационной техни-кой профильный техникум или лицей.
Изменение механизмов апробации
и внедрения инноваций. Кардинальноменяется процесс и методики совре-менной подготовки педагогов для про-фессиональной школы, разработчиков информационных образовательных ресурсов и механизмов их внедрения
с учетом возможных технологичес-ких рисков, связанных с поиском и экспериментальной проверкой новых решений. Соответственно нужна не-зависимая экспертиза оперативных и перспективных программ. Акцент при проведении тендеров должен делаться не столько на цене предстоящей разра-ботки, сколько на ее научной обосно-ванности и предварительной экспери-ментальной апробации.
Ключевое место в подготовке про-фессиональных кадров занимает содер-
жание образования. Оно,как известно,
в современных стандартах представ-лено в компетентностном формате, ко-торый отражает тенденцию перехода к деятельностному обучению, вместо прежней знаниевой парадигмы. Общая тенденция в развитии содержания об-разования состоит в том, что в совре-менных ФГОС СПО третьего поколе-ния существенно (примерно на 80% по отношению к объему во втором поко-лении ГОС) вырос объем вариативно-го компонента обязательных занятий. Это означает, что учебные заведения уже столкнулись с необходимостью
разрабатывать учебно-методическое обеспечение по дисциплинам вариа-тивного (регионального) компонента.
И каждое учебное заведение это будет делать на свой лад, исходя из собствен-ных возможностей (кадровых, финан-совых и т.д.). Но учебно-методическое обеспечение вряд ли возможно без его научного обоснования.
Важный вопрос в проектировании содержания образования в системе на-чального и среднего профессиональ-ного образования – это согласование профессиональных стандартов и тре-бований государственных образова-тельных стандартов по направлениям и специальностям. Интересный опыт в этом плане имеется в Челябинской области (Калугина Т.Г.), где в рамках программы «Темпус» разработаны Рамки квалификаций, в которых пред-принята попытка объединить требо-вания к квалификациям со стороны производства и со стороны системы образования. В частности, в данном регионе предложена рамка квали-фикаций, включающая по 8 уровней квалификаций (на производстве – от рабочего до первого руководителя; в образовании – от начального профес-сионального образования до аспиран-туры и докторантуры), по критериям знания, умения и компетенции.Рамка квалификаций, по мнению разработ-чиков, представляет собой системное структурированное по уровням опи-сание признаваемых квалификаций. С помощью рамки квалификаций можно проводить измерение и взаимосвязь результатов обучения, устанавливать соотношение дипломов, свидетельств/ сертификатов об образовании и обуче-нии.
В основу разработки рамки ква-лификаций положены следующие при-
Научные сообщения
нципы: непрерывность и преемствен-ность развития квалификационных уровней от низшего к высшему; про-зрачность описания квалификацион-ных уровней для всех пользователей; соответствие иерархии квалификаци-онных уровней структуре разделения труда по видам экономической де-ятельности и национальной системы образования; учёт международного опыта при разработке структуры и со-держания камки квалификаций.
Следующая проблема касается вопросов воспитания. В настоящее время наблюдается расслоение сту-дентов по мировоззренческим ори-ентирам, уровню интеллектуального развития, социально-имущественному признаку. В студенческой среде наблю-дается противоречивость социально-психологических установок, имеются значительные расхождения в системе ценностей. Тем не менее, можно выде-лить общие характерные черты, кото-рые присущи современному молодому поколению. По данным исследований, проведенных в нашем Институте, 74% современных студентов считают об-разование в сочетании с целеустрем-ленностью, упорством и трудолюбием необходимыми составляющими жиз-ненного успеха; 82% студентов пози-тивно относятся к учебной деятель-ности, однако у 48% наблюдается отсутствие необходимых навыков ор-ганизации своей учебной деятельнос-ти; 24% студентов связывают профиль обучения с последующей профессио-нальной деятельностью.
Большинство (88%) студентов указали на отсутствие гарантий, обеспечивающих востребованность молодых специалистов по оконча-нии вузов. Значительная часть (55%) студентов достаточно расплывчато
представляют свое профессиональное будущее, не умеют планировать свои будущие достижения. Их жизненные планы представлены в виде плана-мечты (обеспеченная жизнь, хорошая работа, счастливая семья). У 44% сту-дентов слабо выражено чувство долга, гражданской ответственности, а 92% готовы к конструктивной социальной деятельности на основе сочетания об-щественных и личных интересов.
Значительная часть современных студентов испытывает чувство неза-щищенности, что проявляется в пси-хологическом и физическом нездоро-вье. Среди современного студенчества весьма распространены такие вредные привычки как курение, злоупотребле-ние алкоголем. Практически во всех учебных заведениях профессиональ-ного образования есть ВИЧ– инфи-цированные. Проблема роста нарко-зависимых называется молодыми как одна из самых острых социальных проблем, требующих конструктивного решения.
Большинство проблем, с которы-ми сталкивается современное россий-ское общество, такие как нарушение связей между поколениями, падение престижа трудовой этики, переклю-чение интересов, особенно в молодеж-ной среде, из социально и нравственно значи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.70 (0.138 с.) |