Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и место федеральных конституционных законов В системпе правовых актов РФ
Федеральные конституционные законы – сравнительно новая разновидность законов в РФ. Они были официально признаны с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, и являются одним из важных видов источников конституционного права России. Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права [1]. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с обычными Федеральными Законами РФ и тем более иными правовыми актами. Также их отличает особый, более усложненный порядок принятия. Для принятия Федерального конституционного закона требуется одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3, голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Федеральный конституционный закон подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (права вето Президента в отличие от порядка принятия простых федеральных законов не предусмотрено) [2]. В советский период высказывались предположения о том, что такого рода законы как федеральные конституционные, целесообразны. Предполагалось ввести в систему источников государственного (конституционного) права конституционные законы, которые по своей значимости будут стоять сразу вслед за Конституцией. Доктор юридических наук Овсепян Ж.И. в своих работах проводила исследование типологии законов, которые по своей природе являются конституционными; аргументировалась необходимость выделить их в самостоятельную группу актов и именовать их понятием «конституционный закон». Указывалось, что предметом регулирования таких законов являются «собственно конституционные отношения»; что эти конституционные законы были бы «своеобразным «обрамлением» Конституции и непосредственно связующим звеном между ними и остальными законами, иными правовыми актами»
Интересно заметить, что определенный «прототип» конституционных законов выделялся еще дореволюционными исследователями. Так, М.М. Сперанский в планах государственного преобразования (Введение к уложению государственных законов 1809 г.) выделял наряду с законами государственными также коренные государственные законы. К их основному предмету было отнесено три элемента: 1) Права державной власти. 2) Закон, возникающий из прав державной власти. 3) Права подданных [3]. Конечно, нельзя, безусловно, причислять коренные законы к конституционным, поскольку конституции в тот период еще не было, но принцип разделения законов и разделения законодательных актов схож с современным. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ [4]. Итак, действующая Конституция РФ выделяет федеральные конституционные законы в качестве источника права. В связи с этим необходимо определить такие аспекты: существование конституционных законов как отдельного источника права и возможность регулирования схожих отношений обычными федеральными законами. Как верно указывают ученые юристы, сравнительно небольшой объем Конституции не позволяет охватить своим воздействием весь круг конституционных отношений, в том числе отношения между субъектами государственной власти, суверенитета и свободы личности, которые требуют более высокого уровня регулирования, чем обычными федеральными законами. Федеральные конституционные законы, по существу, продолжают и развивают Конституцию, персонифицируют субъектов властвования, учреждают государственные органы и определяют их компетенцию и порядок деятельности, определяют пределы государственной власти и гарантии единства и целостности государства, стабильности ее субъектного состава. Согласно норм Конституции РФ, федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ, законам Российской Федерации о поправках к Конституции РФ и федеральным конституционным законам, которые были приняты ранее. Федеральные конституционные законы не могут вносить изменения в текст Конституции. Они могут лишь развивать конституционные положения. Как подчеркивает О.Е. Кутафин, федеральный конституционный или обычный федеральный законы не могут быть формой принятия конституционной поправки [5]. Принимаются только по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). С точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации, предмет регулирования федерального конституционного закона определен самой Конституцией Российской Федерации, в статьях которой есть прямые ссылки на те случаи, при которых должны быть приняты федеральные конституционные законы [6].
Также необходимо иметь в виду, что принятие федеральных конституционных законов особого рода предусматривается Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Статьи 8, 9 данного ФКЗ закрепляют, что принятие нового субъекта в РФ осуществляется посредством Федерального конституционного закона. Федеральные конституционные законы имеют более сложный порядок принятия, нежели обычные федеральные законы. В соответствии со статьей 108 Конституции РФ ФКЗ может считаться принятым в том случае, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от количества депутатов, и не менее 3/4 голосов от общего количества голосов совета федераций. Президент РФ не имеет в отношении федеральных конституционных законов использования права вето. Так, при принятии ФЗ президент может наложить вето на законодательство и оно не будет принято. В случае с ФКЗ президент лишен права накладывать вето [6]. Из перечисленных выше характерных черт федеральных конституционных законов можно выделить содержательные признаки (обладают высшей юридический силой, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ); и процедурные признаки (принимаются в сложном порядке, невозможность применения права вето Президентом РФ). Анализируя принятые федеральные конституционные законы и сопоставляя их с нормами Конституции, нужно отметить, что одно и то же положение Конституции РФ может послужить основой для принятия нескольких федеральных конституционных законов. Также, необходимо отметить, что в будущем может возникнуть проблема актуализации Конституции. Ее стабильности в этом случае будет способствовать именно использование института федеральных конституционных законов. Список литературы: 1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория Государства и Права/ Учебник.- Юрист.- 2004г.- С. 270 2. Энциклопедия юриста / Режим доступа [http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_law/] 3. Сперанский М.М. План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.). - Москва, Типо-литогр. Т-ва И.Н.Кушнерев и К.Пимен., 1905г. 4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 19. 5. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2002. – с.86. 6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. Феттаева С.Ф. Таврическая академия ФГАОУ ВО Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А. Б.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.125 (0.009 с.) |