Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правозащитной деятельности государства
Провозглашение построения правового государства в России требует должного состояния ряда обеспечивающих его компонентов. К их числу относятся: · создание системы правовых норм, начиная с Конституции РФ, адекватно отражающих потребности регулирования преобразуемых общественных отношений; · формирование оптимальной совокупности взаимодействующих государственно-правовых структур, способных обеспечивать проведение законодательства в жизнь, защищать устанавливаемые режимы законности и правопорядка; · повышение правовой осведомленности, правового сознания и правовой культуры граждан, и особенно должностных лиц всей системы государственного аппарата (государственной службы), до уровня, обеспечивающего законопослушное поведение. За последние 10 – 12 лет принята значительная совокупность законов и других нормативных правовых актов, включая прежде всего Конституцию РФ (1993 г.). Процесс преобразования общественных отношений в истекшем периоде развивался быстро, в связи с этим редакция некоторых законов неоднократно менялась, в том числе кардинальным образом. Сказанное касается и практически всех статутных законов о правоохранительных органах государства. Конституцией РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В реальности конституционные права и свободы граждан материальными гарантиями в полной мере не обеспечены и государством должным образом не защищены. Остается низким уровень правового сознания и правовой культуры должностных лиц, других граждан. В 2002 г. по сравнению с предшествующим годом в сфере соблюдения прав и свобод граждан только органами прокуратуры выявлено около 300 тыс. нарушений действующего законодательства (+36,8%); число исков, направленных в суд в защиту прав граждан, увеличилось на 41,7 %. Почти каждое третье нарушение законов затрагивает социальные права и свободы граждан. Нарушения трудовых прав составляют до 60 %. Выявлено почти 120 тыс. нарушений законов, ущемляющих права несовершеннолетних. Отмечается рост количества нарушений прав беженцев и вынужденных переселенцев, жилищных прав, прав на охрану жизни и здоровья людей, на образование и др.
Неблагополучная ситуация сложилась с реализацией прав социально незащищенных категорий граждан. Повсеместно издаются нормативные правовые акты, ущемляющие права ветеранов, инвалидов и лиц пенсионного возраста. В 2002 г. выявлено более 15 тыс. нарушений пенсионного законодательства и законов об охране прав инвалидов и престарелых граждан (+53,4 %). Не сокращается количество нарушений норм права в административной деятельности должностных лиц: миллионы граждан ежегодно подвергаются административным санкциям, при этом распространены случаи незаконных административных задержаний, наложения штрафов и иных взысканий. Остается неблагополучным положение в сфере соблюдения прав человека в уголовном судопроизводстве: не сокращается число незаконных арестов и задержаний граждан, а также иных нарушений прав участников уголовного процесса. Например, в 2002 г. судами оправдано более 8 тыс. человек, в отношении которых осуществлялось необоснованное уголовное преследование. Неэффективно проводится работа государственных органов по защите прав граждан, являющихся жертвами преступлений; не создана система государственной защиты свидетелей. Распространена незаконная практика укрытия от учета и регистрации преступлений путем как прямого отказа в приеме заявлений о преступлениях, в их регистрации, так и принятия незаконных процессуальных решений о прекращении уголовных дел либо об отказе в их возбуждении. В 2002 г. прокурорами выявлено и дополнительно поставлено на учет более 100 тыс. скрытых преступлений. За нарушения законности к ответственности привлечены более 10 тыс. должностных лиц. Между тем число выявленных лиц, совершивших преступления, сократилось на 23,5%. Остаются нераскрытыми многие преступления, посягающие на личные и имущественные права граждан (кражи, грабежи, разбои). Не сокращается число лиц, погибших и пострадавших от преступлений. Одна из основных закономерностей развития правового государства – динамичная дифференциация, структурирование правоохранительных органов в соответствии с актуализацией потребностей обеспечения законности в различных сферах правовых отношений. Между тем процесс выстраивания органов судебной власти, а также правоохранительных структур исполнительной власти протекает не вполне последовательно, а порой и противоречиво. Так, создание конституционных и уставных судов предусмотрено в конституциях и уставах только 44 субъектов Федерации, но реально они созданы и функционируют всего в 13. Столь медленный и неэффективный процесс становления конституционной юстиции не способствует созданию надлежащих организационных и правовых предпосылок для защиты прав граждан, нарушаемых при принятии законов и иных нормативных правовых актов в субъектах Федерации. Медленнее, чем это вызывается конкретным состоянием и тенденциями в обеспечении прав и свобод граждан, развивается процесс становления института Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации (действует только в 22 регионах). Быстрое решение всего комплекса организационных вопросов, принятие пакета законов и других нормативных актов, связанных с созданием федеральных административных судов, способствовали бы защите прав граждан, в том числе в сфере административных правонарушений.
Только в 2004 г. предполагается начать формирование системы административных судов. Предполагается создание 500 межрайонных административных судов первой инстанции, 21 окружного суда кассационной инстанции и Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ. Однако еще не приняты законодательные акты, которые урегулируют соответствующие отношения. Специфика процесса рассмотрения административных дел состоит в том, что здесь гражданин судится с государством – и в силу этого у них явно неравные возможности. В связи с этим в подготовленных проектах законов должны предусматриваться активная, прежде всего праворазъяснительная, роль суда, возможность оказывать гражданину содействие в реализации его процессуальных прав. За короткий период многократно преобразовывались органы обеспечения безопасности, внутренних дел, таможенной службы, создана и уже упраздняется как самостоятельная структура Федеральная служба налоговой полиции. Определенным структурным изменениям подвергнута прокуратура. Продолжаются попытки консолидации всего следственного аппарата в единой структуре при отсутствии к тому должных предпосылок. По мере увеличения масштабов и интенсивности развития отдельных сфер правовых отношений государство должно принимать своевременные и адекватные меры по их регулированию, выстраивать организационные структуры, направлять эти процессы в позитивное русло, в соответствии с целями политического и социально-экономического развития, защиты прав граждан. Сложно и противоречиво происходит процесс воссоздания на новой основе объективно востребованных органов государственного управления и контроля в сфере земельных, миграционных и иных отношений, по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности и т.д. Один из парадоксов современного социального и государственного развития – игнорирование или забвение важности такой функции государства, а также гражданского общества, как разъяснение принимаемых законов и других нормативных правовых актов.
Отсутствие у отдельных членов общества, и особенно должностных лиц государственных структур, потребности законопослушного поведения, готовности к самоограничению в удовлетворении своих интересов там, где они «пересекаются» с законом, либо слишком «тонкая» прослойка таких лиц является, на наш взгляд, одной из фундаментальных причин, продуцирующих неправомерное поведение, совершение преступлений и иных правонарушений, посягающих на права граждан. Среди задач, выполнение которых формирует основы правового государства и законопослушного общества, данная задача относится к числу наиболее важных. Ее реализация может быть обеспечена только на комплексной основе и с учетом степени участия государства, институтов гражданского общества. Между тем такая задача не определена ни для одного государственного органа, в том числе постоянно контролирующего на законодательной основе законность правоприменения как в целом в обществе, так и в отдельных сферах правовых отношений. Если же в отдельных случаях это и происходит, то такая регламентация имеет общий, неопределенный, в значительной мере декларативный характер. Как правило, должным образом не определяются соответствующая задача и функция того или иного органа, а тем более полномочия и правовые средства их реализации в интересах формирования, развития и корректировки правосознания, стереотипов правопослушного поведения. При этом цели праворазъяснения правоохранительными органами должны достигаться как специально, например при приеме граждан должностными лицами в связи с подачей заявлений, жалоб, так и при разъяснении гражданам надлежащих адресатов обращения в связи с возникшими у них вопросами и потребностями в защите их прав и свобод. Истекший период показал необходимость разработки Концепции государственно-правового развития Российской Федерации, одним из главных приоритетов которой является обеспечение правозащитной деятельности государства. Совокупность иных, локальных и специфических концепций и доктрин, принятых за последние годы, реализованных или находящихся в процессе реализации, создает для этого необходимые научные и фактологические основы. Остается актуальной научная разработка путей и методов использования правовой пропаганды (разъяснения требований законов, типичных ошибок правопонимания и т.п.) в целях дальнейшего повышения правосознания и правовой культуры должностных лиц, применяющих закон.
В.И. Лысенко, член Центральной избирательной комиссии РФ, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО,
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.101.167 (0.012 с.) |