![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование внимания как впф. Л. С. Выготский.
В индивидуальном и общественно-историческом становлении внимания, как и в развитии любой другой психической функции, Л.С. Выготский усматривает 2 линии развития: 1) Внимание как натуральная психическая функция (непроизвольное непосредственное внимание) складывается в результате органического развития ребенка, созревания его нервной системы, установление новых связей в КГМ. В первые годы жизни процесс органического созревания доминирует в развитии внимания. Потом позиции сменяются. 2) Внимание как ВПФ (произвольное и опосредованное) складывается в ходе культурного развития ребенка, в процессе приемов произвольного направления внимания и его удержания. Человек овладевает собственным вниманием, учится управлять им в соответствии со своими целями и задачами. Внимание приобретает свойства, присущие любой психической функции: - социальность; - произвольность; - опосредованность; - системность. Основа развития – процесс интериоризации, или «вращивания» в структуру психики средств познания. Сначала эти средства разделены между людьми: воспитатель применяет их во взаимодействии с воспитуемым, управляя его познанием и поведением. Разделенное действие • Социально • Не произвольно • Управляется взрослым • Взрослый определяет способ использования орудий (знаков) Внешнее культурное средство: • Социально • Индивидуально • Опосредствованно • Произвольно (активно) Начальная функция внимания интерпсихическая, после того, как оно становится достоянием индивидуальной психики функция превращается во внутреннюю – интрапсихическую (н-р, когда взрослые направляют внимание с помощью стимулов-средств, посредством указательных жестов или слов «Посмотри скорее какая собачка!.. А вон птичка полетела!»). Выготский использовал методику двойной стимуляции, когда вводили в экспериментальную ситуацию искусственные стимулы-средства, позволяющие более эффективно решать задачи в отношении потенциальных объектов внимания. Были проведены эксперименты А.Н. Леонтьевым с группами дошкольников, школьников, взрослых (студентов). Играл в игру «Вопросы и ответы» по типу «… «да» и «нет» не говорите, черный и белый не называйте…». Эксперимент включал 2 условия: 1) без внешних средств: 1 ряд стимулов – вопросы экспериментатора. 2) с внешними средствами: вводился 2 ряд стимулов – цветные карточки, которыми испытуемый мог воспользоваться по своему усмотрению. Результаты эксперимента приобретают на графике форму параллелограмма.
• Дошкольник не использует стимулы-средства - низкая эффективность в обоих случаях • Школьник использует внешние стимулы-средства активно - скачок в эффективности (линия с карточками) • Взрослый использует стимулы-средства неполно. У него сформированы внутренние идеальные средства. Высокая эффективность в обоих случаях Со школьного возраста происходит процесс интериоризации средств, и внимание становится внутренне опосредованным. Опосредствование направленности внимания появляется в онтогенезе еще раньше и первая его форма – указательный жест. Потом его место могут занять какие-либо знаки, слова. Эксперименты Выготского и чашечками, в один из которых кладут орех, а также наклеенными на чашечки стимулы Кёлера – маленький серые квадратики (один темнее другого). 5ий ребенок по началу выигрывает и проигрывает путем проб и ошибок. Когда в очередной раз, положив орех в одну из чашечек, экспериментатор указывает на крышечку с цветным квадратиком, то ребенок обращает на это внимание и моментально начинает выигрывать. Этот эксперимент показывает, как внимание встраивается в целостную систему с функцией общения, а также показывает развитие произвольного направления внимания с указательных жестов. Усвоив одно правило отыскания орехов, ребенок сможет сформулировать на его основе другие – системность внимания. Совместное внимание – внимание, разделенное между взрослым и ребенком, между участниками любого социального взаимодействия.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.247 (0.006 с.) |