![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие ЭС. Основные характеристики.
ЭС – это компьютерная программа, предназначенная для решения задач на уровне человека-эксперта в какой-либо предметной области (проектирование, анализ, перевод и др.). ЭС моделирует образ мышления человека-эксперта на основе механизма логического вывода и эвристических выводов. При этом ЭС должна уметь объяснять ход своих рассуждений в понятной форме, т.е. почему было выбрано то или иное решение. Т.к. ЭС как бы заменяют человека-эксперта, то их называют системами, основанными на знаниях. Основные характеристики ЭС: 1) Алгоритмы работы ЭС имитируют подход к решению проблемы со стороны человека, т.е. должны уметь находить решения при неполных и противоречивых входных данных. 2) ЭС должна уметь объяснять свои действия. 3) ЭС должна обладать дружественным языковым интерфейсом пользователя, т.е. общаться на естественном языке либо в текстовой форме, либо распознавать произнесенные фразы и синтезировать ответы. 4) Факты в БЗ и машина поиска (машина вывода) должны быть отделены друг от друга.
Области применения ЭС. Типы ЭС и подходы к их реализации. Области применения ЭС: 1) Бизнес: оценка рынка финансовых инвестиций. 2) Медицина: автоматическая диагностика и поиск методов лечения заболеваний. 3) Синтез новых химических соединений с заранее заданными свойствами. 4) Обучение. 5) Юридическая консультация. Различают 2 типа ЭС: 1. Предметно-ориентированные ЭС позволяют решать задачи в одной узкой области. 2. ЭС-оболочки. Здесь реализован традиционный механизм поиска, и возможно подключение различных БЗ из всех областей и создание новых баз. Подходы к реализации ЭС: 1) Rule-based. Здесь используется продукционная модель представления знаний в виде набора правил. 2) Case-based – адаптивный подход, основанный на обучении ЭС на конкретных примерах.
Типы задач, решаемых ЭС.
Примечание: Возможно совмещение различных задач в реальных ЭС.
Отличие ЭС от традиционных программ. ЭС работают со знаниями, а обычные программы – с данными. Обычные программы выполняют детерминированные алгоритмы, т.е. дают одинаковый результат при одинаковых входных данных. ЭС ведут себя как люди-эксперты, т.е. могут ошибаться, но, в отличие от обычных программ, в которых имеются скрытые ошибки, ЭС имеют потенциальную возможность обучения на ошибках (коррекция). В ЭС алгоритмы представляют собой эвристики. Обычные программы выполняют эффективную обработку БД, а ЭС – БЗ (за счет механизма логического вывода).
Типовая структура ЭС. 1) Приобретение знаний – это сбор, передача и анализ опыта решения проблем из необходимых источников знаний в БЗ ЭС. В качестве источников знаний выступают: ü люди-эксперты; ü справочники; ü учебная литература; ü опыт разработчиков и др. 2) База знаний содержит все необходимые сведения о предметной области (факты и правила), описывающие знания. 3) Машина вывода – это управляющая структура, обеспечивающая процедуры извлечения знаний из БЗ, формирование и выполнение последовательности шагов при решении задачи. Машина вывода включает: 1 – интерпретатор; 2 – планировщик. Интерпретатор выполняет алгоритм поиска решения, выбирая нужные правила и факты из БЗ. Планировщик управляет работой интерпретатора, т.е. контролирует процесс поиска решения, оценивает эффект от применения различных правил и формирует альтернативные стратегии поиска решения. 4) Рабочая память – это БД, в которой хранятся входные, промежуточные и конечные результаты решения задач, а также текущие гипотезы, проверенные на данном шаге работы машины вывода, и параметры управления (выбранная стратегия, алгоритм поиска и существующие альтернативы).
5) Подсистема совершенствования вывода. Люди-эксперты могут анализировать свою работу, накапливать опыт, знания и улучшать процесс поиска решения. Эти задачи в ЭС должна решать подсистема совершенствования вывода, которая анализирует принятые решения, изучает работу алгоритма и модифицирует их с целями оптимизации поиска решения (по времени, по точности представления результата и т.д.). В современных ЭС этот блок практически не реализуется. 6) Интерфейс пользователя представляет собой языковой процессор для общения пользователя и экспертной системы. Он выполняет 2 функции: 1 – преобразование запросов пользователя с естественного языка на внутренний язык системы, соответствующий моделям представления знаний. 2 – синтез ответов из внутреннего представления системы в форму, понятную человеку. Варианты общения: 1. Табличное представление запросов и ответов. 2. Через систему меню. 3. Запись запроса и выдача ответа в виде текста на естественном языке. 4. Общение на естественном языке в виде речевых высказываний (современное направление). 5. Общение с помощью мысли (не реализовано). 7) Подсистема объяснения обеспечивает возможность проверки правильности полученных выводов и решений исходным запросом в виде ответов на вопросы, соответствующие поведению ЭС. Типовые вопросы: 1. Каким образом было получено найденное решение? 2. Почему были отвергнуты альтернативные гипотезы? 3. Какова была стратегия поиска решений? 8) Подсистема рекомендаций. Если ЭС формирует решения в виде причинно-следственных связей, то этот блок выполняет анализ таких связей и выбор некоторой оптимальной стратегии действий согласно некоторой целевой функции. Коллектив разработчиков представляет собой группу специалистов, занимающихся как разработкой, так и эксплуатацией ЭС. Он включает: ü пользователя; ü эксперта; ü инженера по знаниям; ü программистов. Приведем основные характеристики разработчиков ЭС. 1. К пользователю предъявляются самые минимальные требования: 1 – дружелюбие; 2 –умение объяснить, что он хочет от системы; 3 – отсутствие психологического барьера работы на компьютере; 4 – базовый уровень квалификации в предметной области (знание терминов, с которыми работает ЭС). 2. Эксперт не является программистом, но обладает глубоким уровнем знаний предметной области, опытом работы и высокой квалификацией. К нему предъявляются следующие требования: 1 – доброжелательность; 2 – готовность поделиться своим опытом; 3 – умение объяснить (педагогические навыки); 4 – заинтересованность в успешности разработки. 3. Программисты характеризуются самой низкой потребностью в общении с другими людьми. Для разработки ЭС к нему предъявляются следующие требования: 1 – общительность; 2 – способность осваивать новые методы; 3 – интерес к разработке; 4 – достаточный уровень квалификации. 4. Инженер по знаниям – это один из самых малочисленных, высокооплачиваемых и дефицитных специалистов. Его основная задача не программирование, а анализ информации, ее структурирование, определение взаимосвязей между элементами и формирование поля знаний ЭС. Инженер по знаниям работает с различными формами представления знаний: ü знания в памяти человека; ü знания в книгах и других носителях; ü поле знаний; ü модели представления знаний; ü БЗ экспертных систем.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.240 (0.019 с.) |