Жилищный фонд: понятие и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жилищный фонд: понятие и виды



Жилищный фонд состоит из отдельных жилых помеще­ний (жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир). Понятие «жилое помещение» дано в ст. 15 ЖК РФ, а виды жилых помещений перечислены в ст. 16 ЖК РФ. Жилищный фонд включает только жилые помеще­ние, и, следовательно, нежилые помещения (помещения, не предназначенные для проживания граждан) в состав жи­лищного фонда не входят.

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на тер­ритории РФ.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:

- на частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в соб­ственности юридических лиц;

- государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственно­сти РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

- муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:

- на жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях без­
возмездного пользования, а также юридическими лицами —собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

- жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

С точки зрения сравнительно-правового анализа содер­жащихся в данной статье норм, следует отметить, что более развернутое определение понятия «жилищный фонд» ранее содержала ст. 1 Основ:

«Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жи­лья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, ко­торое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специ­альные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, при­годные для проживания.»

Статьей 4 ЖК РСФСР также было дано определение это­го понятия:

«Находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера».

В ст. 17 ЖК РФ дано очень лаконичное определение по­нятия «жилищный фонд», без какой-либо конкретизации. Жилищный фонд рассматривается как совокупность всех жилых помещений, находящихся в Российской Федерации. В отличие от определений данного понятия в ЖК РФ и Основах, это определение с правовой точки зрения не полно­стью отвечает своему содержанию. В нем говорится о всем жилищном фонде, расположенном на территории страны. Между тем жилищный фонд образуется из жилых помеще­ний разных видов, которые находятся в многоквартирных жилых домах и других строениях. При этом следует обратить внимание, что каждый субъект РФ и каждое муниципальное образование имеют свой жилищный фонд (как и другое иму­щество, принадлежащее на праве собственности).

Основная (традиционная) классификация жилищного фонда осуществляется на базе форм собственности, кото­рые предусмотрены ст. 8 Конституции и ст. 218 ГК РФ. Установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются частная, государственная и муниципальная формы собственности.

Следовательно, весь жилищный фонд подразделяется в ЖК РФ в зависимости от формы собственности на три вида. Однако необходимо уточнить, какие жилые помеще­ния относятся к тому или иному жилищному фонду.

1) Частный жилищный фонд:

а) жилищный фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом, в домах ТСЖ, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

б) жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

2) Государственный жилищный фонд:

а) жилищный фонд, находящийся в государственной собственности РФ, в том числе находящийся в хозяйствен­ном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений, относящихся к федеральной собственности;

б) жилищный фонд, находящийся в собственности субъ­ектов РФ, в том числе находящийся в хозяйственном веде­нии или оперативном управлении предприятий или учреж­дений, относящихся к собственности субъектов РФ.

3) Муниципальный жилищный фонд:

жилищный фонд, находящийся в собственности город­ского, сельского поселения, иного муниципального образо­вания, в том числе находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предпри­ятий или учреждений.

Таким образом, жилищный фонд по принадлежности к форме собственности подразделяется на три вида, в том числе частный и государственный фонды имеют в своем со­ставе по два подвида.

Правильная классификация жилищного фонда имеет принципиальное значение с точки зрения использования каждого его вида.

Так, в частном жилищном фонде владеют, пользуются и распоряжаются жилищным фондом (жилыми помеще­ниями) сами собственники на основании соответствующих статей ГК РФ (ст. 209, 212-215, 288, 289 и др.). В жилых домах государственного и муниципального жилищного фонда применяется иной порядок использования жилых помещений. Например, в этих домах определенная часть жилых помещений предоставляется гражданам бесплатно (на условиях договора социального найма жилого помеще­ния), что не предусмотрено в частном жилищном фонде.

Отметим, что владение и пользование жилыми помеще­ниями в жилищном фонде коммерческого использования, как правило, осуществляется в соответствии с нормами гл. 35 «Наем жилого помещения» (ст. 671—688) ГК РФ. Если говорить об индивидуальном жилищном фонде, то в нем предполагается безвозмездное пользование гражданами жилыми помещениями. В прежнем законодательстве ин­дивидуальным жилищным фондом считались жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (ст. 5 ЖК РСФСР).

Частями 4 и 5 ст. 19 ЖК РФ предусмотрен государ­ственный учет жилищного фонда (в ЖК РСФСР этому во­просу была посвящена ст. 25). Учет жилищного фонда осу­ществляется наряду с государственной регистрацией жилья как недвижимого имущества. Если государственная реги­страция жилья в качестве недвижимости является разовым актом, то государственный учет имеет постоянный (повсе­дневный) характер.

По данному вопросу наряду с нормами ЖК РФ следует руководствоваться Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. постанов­лением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301. Согласно указанному Положению основная задача государственного учета жилищного фонда — получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, тех­ническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения, пригодные для посто­янного проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из него про­изводится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает технический учет, официальный ста­тистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда со­ставляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической ин­вентаризации объектов капитального строительства (см. Положение об организации в Российской Федерации госу­дарственного технического учета и технической инвентари­зации объектов капитального строительства, утв. постанов­лением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921).

Технический учет жилищного фонда возлагается на спе­циализированные государственные и муниципальные орга­низации технической инвентаризации — унитарные пред­приятия, службы, управления, центры, бюро.

3.3.7. Переустройство и перепланировка жилых помещений

Вопросы, касающиеся переустройства и перепланиров­ки жилых помещений, урегулированы гл. 4 (ст. 25—29) ЖКРФ.

В ст. 25 ЖК РФ определены два понятия:

- переустройство — это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования в жилом помещении;

- перепланировка — это изменение конфигурации жилого помещения.

Проведение указанных видов работ требует внесения из­менений в технический паспорт жилого помещения.

Технический паспорт жилого помещения составляет­ся при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении помещения в состав жилищного фонда. Порядок оформления технического паспорта определен Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Феде­рации, утв. приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37.

В соответствии с ранее действовавшим законодатель­ством (ст. 84 ЖК РСФСР) эти работы производились «только в целях повышения благоустройства квартиры». Теперь указанное условие (о повышении благоустройства) законодательством, в частности ст. 26 ЖК РФ, не установ­лено. Более того, из ст. 23 ЖК РФ следует, что перевод помещения для использования в качестве соответственно жилого или нежилого может осуществляться с условием проведения переустройства и (или) перепланировки.

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюде­нием требований законодательства по согласованию с орга­ном местного самоуправления (далее — орган, осуществля­ющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее — заявитель) в орган, осу­ществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помеще­ния представляет:

- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных в данном пункте документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, являются памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе тре­бовать представление каких-либо других документов. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осу­ществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по резуль­татам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим со­гласование, не позднее чем через 45 дней со дня представле­ния указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем че­рез три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Данный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Случаи отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 27 ЖКРФ.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепла­нировки жилого помещения допускается в случае:

- непредставления необходимых документов (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ);

- представления документов в ненадлежащий орган;

- несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно со­держать основания отказа с обязательной ссылкой на допу­щенные нарушения. Также решение выдается или направ­ляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Завершение переустройства и (или) перепланировки под­тверждается актом приемочной комиссии (ст. 28 ЖК РФ). Произведенные изменения в жилом помещении, как следу­ет из ст. 25 ЖК РФ, вносятся в технический паспорт жило­го помещения.

Последствия самовольного переустройства и (или) са­мовольной перепланировки жилого помещения предусмо­трены ст. 29 ЖК РФ.

Самовольными являются переустройство и (или) пере­планировка жилого помещения, проведенные при отсут­ствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ (без согласования с органом местного самоуправления), или с на­рушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Самовольно переустроившее и (или) перепланировав­шее жилое помещение лицо несет предусмотренную зако­нодательством ответственность. Собственник жилого по­мещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помеще­ния по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помеще­ние может быть сохранено в переустроенном и (или) пере­планированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет при­ведено в прежнее состояние в указанный срок, суд по иску этого органа принимает решение:

- в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств завычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

- в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового соб­ственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в, указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, то оно подлежит продаже с публичных торгов в установленном порядке.

Согласно разъяснению Верховного Суда РФ в этих случаях собственник жилого помещения в праве про­живать в нем и не может быть выселен из занимаемого жилого помещения до момента государственной реги­страции прав на жилое помещение нового собственника, в том числе на момент проведения торгов. Вместе с тем по заявлению гражданина орган местного самоуправления или суд может «узаконить» самовольно выполненные пе­реустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью (см. Обзоры судеб­ной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г. и II квартал 2006 г.).

Предусмотрена и административная ответственность за указанные неправомерные действия: самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан (ст. 7.22 КоАП РФ).

Главой 4 (ст. 24—28) ЖК РФ определены основания и условия переустройства и перепланировки жилых помеще­ний на федеральном уровне, что следует из п. 10 ст. 12 ЖК РФ. В г. Брянске было принято постановление Брянской городской администрации от 11.09.2008 г. № 996-зп «Об утверждении порядка перевода жилых помещений в нежилые, нежилых помещений в жилые, исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда и согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории г. Брянска». Эти акты, как и другие правовые акты, принимаемые на региональном и местном уровнях, не могут определять вопросы, отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности предусматривать до­полнительный (иной) перечень документов, которые обя­зан представлять заявитель (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

На основании ч. 5 ст. 26 ЖК РФ Правительство РФ при­няло постановление от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения». В связи с этим в отно­шениях, связанных с переустройством и перепланировкой жилых помещений, следует применять формы заявления и решения о согласовании указанных работ, установленные названным постановлением Правительства РФ.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие общественные отношения относятся к «жилищным» отношениям?

2. Что такое жилищное правоотношение?

3. Назовите обязательные элементы жилищного правоотношения.

4. Дайте характеристику основных участников (субъектов) жилищных правоотношений.

5. В чем заключаются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений?

6. Что считается объектом жилищных прав?

7. Дайте характеристику жилого помещения и назовите его виды.

8. Каковы назначение жилых помещений и пределы их использования?

9. Дайте определение понятия жилищного фонда и охарактеризуйте его отдельные виды.

10. Что подразумевается под учетом жилищного фонда?

11. В чем заключается переустройство и перепланировка жилых помещений (виды, основания, завершение, последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки)?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.190 (0.034 с.)