Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Правоприменительные акты выступают итогом правоприменительной деятельности и обладают следующими признаками: - исходят от компетентных органов или должностных лиц, отсюда вытекает их государственно-властный характер; - носят индивидуальный (персонифицированный) характер, поскольку адресованы конкретным субъектам; - направлены на реализацию требований юридических норм, конкретизируя общие предписания юридических норм; - их реализация обеспечивается государственным принуждением; - имеют определенную, строго установленную законом форму. Следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт - документ, имеющий определенную структуру и состоящий из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной части. Имеются следующие классификации правоприменительных актов: 1. по форме - на имеющие вид отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и т.п.), форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения), в наиболее простых случаях – устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте); 2. по субъектам принятия – на акты органов государственной власти, органов государственного управления, судебных органов, контрольно-надзорных органов и органов местного самоуправления; 3. по характеру правового воздействия – на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); 4. по значению в правоприменительном процессе – на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5. по предмету правового регулирования – на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п. Акты применения права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности Требование обоснованности относится фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование нарушается чаще всего. Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает следующие моменты: соблюдение компетентным органом или должностным лицом требований подведомственности, подсудности и т.д.; соблюдение всех процессуальных норм; правильную юридическую квалификацию; вынесение решения по делу в соответствии с предписанием диспозиции (санкции) применяемой нормы.
Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности и проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности. В отличие от нормативного акта правоприменительный акт: 1. применяется только на основе нормативного; 2. конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям; 3. носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер; 4. не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение; 5. выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. Правоприменительные акты имеют четкую структуру и состоят из четырех частей. Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу. Описательную часть составляют факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируются, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указания на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствуется правоприменитель. Резолютивная часть необходима для формулировки решения по делу. На второй стадии правоприменительного процесса (установление юридической основы дела) правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда не обнаружится норма, регулирующая установленные факты. Из этого следуют два вывода: либо законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства, либо же налицо пробел (полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридической нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования).
Учитываются два условия пробельности: 1. фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2. должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Круг общественных отношений, составляющих сферу правового регулирования, устанавливается законодателем двумя способами: - каждая правовая норма регулирует отдельный вид общественных отношений, признаки которого описываются в гипотезе, т.е. каждая норма имеет свой «участок» в общей сфере правового регулирования. Совокупность подобных «участков» и составляет общую сферу правового регулирования данной отрасли; - круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм. Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: 1) в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали; 2) из-за упущений при разработке закона. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, т.к. здесь никаких новых норм права не создается, и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством специальных приемов: аналогии закона и аналогии права.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.235 (0.009 с.) |