Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение чувственного и рационального в социологическом познании
В трактовке человеческого познания традиционно развивались два конкурирующих друг с другом направления.-^сенсуализм и рационализм, ^психологизм и логицизм. Каждое из этих направлений делает упор на характеристике одной из особенностей научного мышления и научного познания. Сенсуализм настаивает на том, что в основе научного познания должны лежать сведения, которые субъект получает с помощью чувств, с помощью живого созерцания и/или наблюдения. Рационализм, напротив, считает, что чувственные формы познания не могут обеспечить достижения объективной истины, такая истина может быть получена только в результате использования теоретических понятий. В каждом из этих направлений преувеличивается значение той или иной формы познания. Чувственное и логическое познание представляют собой две стороны единого познавательного процесса. В ходе познания исследователь может двигаться от явления к сущности, от менее глубоких сущностей к бо- лее глубоким сущностям. И наоборот, социальное познание может исходить из предположений о глубинных сущностных характеристиках социальных явлений, а при непосредственном наблюдении, в ходе чувственного познания раскрывать проявления, отдельные свойства сущностей. Чувственное познание предоставляет социологу информацию о внешних характеристиках социальных явлений! рациональное обеспечивает получение информации о сущностях социальных явлений. В ходе чувственного познания социолог вступает в непосредственную связь с объектом изучения. В ходе^рационального познания осуществляется опосредованная связь с объектом изучения. Если в ходе чувственного познания фиксируются единичные предметы, объекты, их внешние характеристики, то в ходе (рационального познания социолог проникает во внутренние характеристики объектов, формирует суждения, с помощью которых раскрываются закономерности, присущие развитию тех или иных явлений. В истории социологии акцент на наблюдении -как основном методе познания делали позитивисты. Типичным представителем позитивистски ориентированной социологии был Отто Нейрат) Он представлял направление в социальном познании, которое было связано с логическим позитивизмом. Данное направление развивалось в рамках венского кружка теоретиков-методологов. Его представляли М. Шлик, Р. Карнап. Это направление ставило своей задачей с помощью логического анализа освободить социологию от метафизики, очистить ее от бессмысленных терминов и выражений. Для О. Нейрата критерием определения смыслов социальных высказываний выступала их эмпирическая проверяемость. В основе совокупности высказываний, которыми оперирует социолог, должны лежать базовые высказывания или высказывания наблюдения, описывающие единичные события. О. Нсйрат в работе «Социология и физикализм» обосновал специфическую логику построения социальных высказываний. Он исходил из утверждения о том, что только высказывания о единичных явлениях подвергаются строгой верификации-. Используя базовые высказывания, социолог обязан сравнивать все последующие высказывания с содержанием базовых.
В обязанность социолога входят обоснование и формулировка общих высказываний, или законов социальной науки; подобные общие высказывания должны лежать в основе перехода от высказываний наблюдения к предсказаниям. Образцом для социальной науки, по Нсйрату, должен стать язык физики. Такой язык по своей сути является интерсубъективным, т. с. независимым от субъектов, его использующих. Нейрат приводит два высказывания: 1) «выполняя свою историческую миссию, нация приступила к распространению цивилизации по всей земле»; 2) «одна группа людей убила другую и уничтожила ее дома и книги». Оба высказывания эмпирически эквивалентны, но второе сформулирова- но в физикалиетском стиле, в терминах наблюдения. В этом смысле в го-рое высказывание проверяемо, оно свободно от туманных непроясненных понятий, следовательно, и от метафизики. В первом высказывании используются такие понятия, как миссия, цивилизация. По Нейрату, они — метафизические. Социология не должна использовать такого рода понятия. Задача социологии, по Нейрату, — предсказание единичных событий, при этом социология должна использовать метод, устанавливающий корреляции, возникающие между отдельными величинами в физикалист-ском описании событий. Социология должна быть разновидностью социального бихевиоризма, частью унифицированной науки о человеческом поведении.
Социолог должен изучать корреляции между условиями жизни социальных групп и их поведением. Условия жизни — это стимулы, а поведение — реакция на эти стимулы. Нейрат при объяснении социальных явлений опирался на марксистскую теорию. В частности, он был сторонником того объяснения возникновения и развития капитализма, которое дал Маркс. Нейрат отвергал объяснение возникновения капитализма, данное М. Вебером. Нейрат сформулировал совокупность положений, обязывающих социологию заниматься изучением наблюдаемой сферы социальной действительности. Ненаблюдаемые сферы социальной действительности могут быть предметом социальной философии, других форм сознания, но не социологии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.222.162 (0.005 с.) |