Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Методическая схема исследования.
Для решения задач нашего исследования мы выбрали идиографический подход, доказавший свою эффективность на практике изучения личности и клинических случаев, а также наиболее адекватный с учетом особенностей выборки. Исследование основано на анализе случаев и проведено в контексте терапевтической работы на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков с расстройствами аутистического спектра Центрального административного округа г. Москвы. Материалы по детям, с которыми проводилась терапевтическая работа (16 чел.), были дополнены результатами консультаций с отслеживанием динамики других детей, посещавших центр (22 чел.). Использованы данные динамических стандартизированных наблюдений за поведением детей на индивидуальных и групповых занятиях, в естественных условиях, в рамках консультативно-диагностических приемов, во время учебных занятий. Также использованы сведения анамнеза, данные динамических наблюдений других специалистов и родителей детей с раннего до школьного возраста, результаты ежеквартальных психолого-медико-педагогических консилиумов. В основе анализа и интерпретации данных лежит качественный подход. 1) Для оценки эмоционально-личностного развития детей мы использовали параметры методики диагностики эмоциональных нарушений (Бардышевская, Лебединский, 2003). 2) Для определения уровня эмоционально-личностного развития детей с аутизмом мы анализировали соотношение в развитии «Истинного» и «Фальшивого Я». Первоначально были использованы следующие операциональные определения: «Истинное Я» - способы самостоятельной регуляции эмоций и поведения, которые приобретаются и используются спонтанно, в соответствии с внутренними потребностями. «Фальшивое Я» - способы внешней регуляции эмоций и поведения, которые осваиваются исключительно посредством имитаций, внешних идентификаций и когнитивных функций с целью приспособления к окружению, используются ригидно и не интериоризуются. Уровень развития «Истинного Я» определялся на основе сравнения поведенческих показателей с возрастными нормами (см. таблица 4). Использованы данные литературных источников (Шпиц, 2001; Шпиц, Коблинер, 2000; Стерн, 2006; Малер, Мак-Девитт, 2000; Боулби, 2003; Брунер, 1977; Винникотт, 1981, 2002; Питерси, Трилор и др., 2001; Piaget, 1951; Шторк, 2001; Лебовиси, 1961; Лафренье, 2004; Баттерворт, Харрис, 2000; Бардышевская, Лебединский, 2003 и др.). Здесь были выделены показатели в трех сферах:
И[19]1. Способы самостоятельной регуляции эмоций 1.1 аффективное состояние 1.2 преобладающие способы регуляции эмоций 1.3 психосоматические проявления И2.Отношения с предметным миром. 2.1. аффективная оценка средовых стимулов 2.2 уровень аффективной экспансии 2.3 развитие символизации во взаимодействии с предметами И3.Отношения «Я – другой». 3.1. идентификация других 3.2 коммуникация со взрослыми и сверстниками 3.3 толерантность к социальным барьерам 3.4 личностная идентификация 1) на поведенческом уровне 2) на символическом уровне 3.5 способность к символизации собственного опыта
Таблица 1. Используемые данные и параметры оценки «Истинного Я».
*Представления о себе у детей с аутизмом либо не сформированы, либо фрагментарны и ситуативны. Поэтому для оценки личностной организации эмоционального опыта использовались преимущественно поведенческие показатели. В случаях детей с более высоким уровнем развития мы также использовали простейшие проективные методики: ролевые игры, свободный рисунок, рисунок человека, семьи, самоописания, рассказы по сюжетным картинкам с изображением эмоционально значимых ситуаций, людей в разные возрастные периоды, рассказы о значимых событиях, любимых героях, предпочтениях, планах на будущее, «незаконченные предложения», «лесенка», игра Г.Хорна (1990) и др. Методы интерпретации проективной продукции при аутистических расстройствах значительно отличаются от традиционных способов анализа в случаях неврозов, что обусловлено крайней бедностью символического содержания (см. Tustin, 1981). В связи с этим, в данной работе рисунки и игры рассматривались, прежде всего, с точки зрения общей динамики состояния и самоощущения ребенка. 3) Для оценки качества социальной адаптации в зависимости от соотношения «Истинного» и «Фальшивого Я» мы учитывали эмоциональное благополучие и уровень достижений детей в сферах[20]:
Фи1. Способы регуляции эмоций и поведения. 1.1 Аффективное состояние в учебных ситуациях 1.2 Преобладающие внешние способы регуляции. Фи2. Отношения с предметной средой. 2.1 Способы внешней регуляции эмоций и поведения в предметной среде. 2.2 Уровень когнитивных достижений 2.3 Уровень развития повседневных навыков Фи3. Отношения «Я- другой» 3.1 Способы внешней регуляции эмоций и поведения в социальном общении 1) в коммуникации со взрослыми и сверстниками 2) в отношении норм и правил поведения
Уровень формальных достижений определялся на основе сравнения результатов детей - аутистов с возрастными нормами (Баттерворт, Харрис, 2000; Пиаже, 1969; Питерси, Трилор и др., 2001; Семаго, Семаго, 2000; Тайсон, Тайсон, 2006; Gesell, Frances, 1946; Sparrow, Balla & Cicchetti, 1984; Schopler, Reichler, 1990). Использовались следующие данные: Таблица 2. Используемые данные и параметры оценки взаимодействия «Истинного» и «Фальшивого Я» в условиях обучения.
Дополнительные сведения:
1* Достижения в социальной адаптации определялись с учетом результатов по шкале адаптивного поведения VABS (Sparrow, Balla & Cicchetti, 1984). 2* Оценка развития когнитивных функций у детей с тяжелыми нарушениями проводилась по методике PEP (Schopler, Reichler, 1990). Дети с нарушения средней выраженности и расстройствами пограничного уровня проходили диагностику по тесту Д. Векслера (WISC) в адаптации А.Ю.Панасюка (1998), также использованы методики комплекта Семаго, Семаго (2000).
4) Для сравнения особенностей эмоционального развития детей с аутизмом с нормами школьного возраста использовались шкалы развития детей 6-10 лет (Gesell, Frances,1946). Учитывались показатели в следующих сферах: Таблица 3. Параметры сравнения с возрастной нормой.
5) С целью уточнения выводов о различиях в соотношении внешних и самостоятельных способов регуляции по группам использовались методы статистической обработки: SPSS 13 (дисперсионный анализ (ANOVA), непараметрические методы корреляционного анализа Спирмена и Пирсона). 6) С целью более подробного анализа динамики развития с точки зрения соотношения «истинной» и «фальшивой» составляющих в Главе 4 приводится два типичных примера анализа случаев.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.95 (0.026 с.) |