![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какой из принципов орфографии нарушается при дисграфии. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
морфологический
традиционный фонетический Какие ошибки чтения обусловлены несформированностью фонематического анализа? искажения структуры предложения искажения звукослоговой структуры слова побуквенное чтение нарушения понимания читаемого 5. Определите виды дислексий, в основе которых лежит несформированность грамматического строя речи: фонематическая семантическая аграмматическая мнестическая оптическая Какие факторы обусловливают возникновение фонематической дислексии? нарушения звукопроизношения нарушение слуховой дифференциации нарушение звукового анализа искажения структуры слова в устной речи Какое объяснение наиболее точно отражает связь между дислексией-дисгра- фией и левшеством? левшество — это отклонение от нормального развития латерализации нарушение ручной моторики приводят к нарушениям чтения и письма у леворуких детей переученное левшество обусловливает нарушение формирования пространственных представлений и в связи с этим — нарушения чтения и письма эмоциональная неустой- чивость леворуких детей Какой из факторов наиболее полно отражает связь между дисграфическими и орфографическими ошибками? имеется связь между фонематическим и морфологическим принципом письма дисграфия и дизорфография являются отражением нарушений языкового развития в основе этой связи лежит нарушение фонематического анализа Какова последовательность формирования указанных видов фонематического анализа? определение количества и последовательности звуков в слове узнавание звуков на фоне слова вычленение первого и последнего звука в слове Какой из видов дислексии не сопровождается сходными нарушениями письма? фонематическая аграмматическая семантическая оптическая 11. Распределите следующие виды заданий с учетом их сложности: выбрать картинки, в названии которых 3 слога (не называя их) определить количество слогов после произнесения слова по слогам определить количество слогов в слове после отхлопывания слоговой структуры слова
12. Какие виды заданий соответствуют этапу формирования звукового анализа в умственном плане? выбрать картинки, в названии которых слышится звук «Р» назвать второй звук слова «кошка»
придумать слова, в которых 4 звука какой последний звук в слове «дом» В основе какого вида дисграфии лежит несформированность слуховой диффе- ренциации фонем? артикуляторно-акустической акустической на почве нарушений языкового анализа и синтеза аграмматической оптической В основе какого вида дисграфии лежит несформированность морфологиче- ских обобщений? дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза аграмматическая акустическая
Литература 1. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения чтению. —М., 1963. 2. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995. 3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998. 4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998. 5. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961. 6. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у млад- ших школьников с задержкой психического развития. — СПб., 2004. 7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950. 8. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий. — СПб., 2001. 9. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983. 10. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997, ч. 2.
ГЛОССАРИЙ Абстракция — процесс умственной деятельности человека, позволяющий мысленно рассматривать отдельные свойства, стороны или состояния предмета; лежит в основе про- цессов обобщения и образования понятий. Абулия — психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы, ослаблением воли. Автоматизм — действия, совершающиеся при отсутствии сознания. Физиологиче- ской основой автоматизма являются безусловные и условные рефлексы. Автоматизм речедвигательный — кинетический автоматизм, вынужденные движе- ния языка, глотки без речи, непроизвольный речевой акт.
Агнозия — нарушение восприятия (зрительного, слухового, тактильного), возникаю- щее при поражении головного мозга.
Аграмматизм — ошибки в грамматическом оформлении экспрессивной речи и в понимании грамматических конструкций. Аграфия — невозможность овладеть письмом или распад письма. Адаптация — приспособление к условиям среды. Акалькулия — нарушение счёта и счётных операций из-за поражения различных областей коры головного мозга. Акселерация — ускоренное физическое развитие детей. Актуализация — воспроизведение имеющихся знаний, умений, навыков. Акупатия — разновидность нарушения восприятия речи. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи, вследствие поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алексия — невозможность овладеть чтением или распад навыка. Амбивалентность — противоречивое эмоциональное состояние, переживание, свя- занное с двойственным отношением к чему-либо. Амбидекстрия — умения одинаково владеть правой и левой рукой. Амимия — отсутствие мимических движений, наблюдается при параличах, парезах. Амнезия — нарушение памяти, возникающее при различных поражениях мозга. Амузия — нарушение способности понимать и исполнять музыку, возникающее при поражении мозга. Анализ — рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении предмета, явления на составные части. Обратная процедура — синтез-соединение элементов в целое. Анализаторы — сложные нервные механизмы, обеспечивающие анализ раздражите- лей, воспринимаемых организмом. В каждом анализаторе рецептор, проводящие пути и цен- тральный корковый отдел в мозге. Анамнез — совокупность сведений о болезни и развитии ребёнка. Анартрия — тяжёлая форма дизартрии из-за паралича речедвигательных мышц. Аномалия — отклонение от нормы. Антиципации — способность предвидеть результаты действия, «опережающее отра- жение», например, преждевременная запись звуков, входящие в конечные слоги слова. Апперцепция — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта. Апраксия — нарушение произвольных целенаправленных движений, не являющиеся следствием параличей и парезов, а относящиеся к расстройствам высшего уровня органи- зации двигательных актов. Артикуляционные фазы — три части артикуляции звука: приступ, экскурсия, выдержка, средняя часть, отступ, рекурсия. Артикуляция — деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи.
Аспирация — придыхание. Ассоциация — связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т. д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление дру- гого. Астения — слабость. Астереогноз — одна из форм агнозии, неузнавание предметов при их ощупывании с закрытыми глазами, нарушения тактильной чувствительности. Асфиксия — удушье плода и новорождённого, прекращение дыхания из-за понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.
Атаксия — расстройство координации движений, наблюдается при различных забо- леваниях головного мозга. Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с уточнением обмена веществ в них. Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра). Афазия — полная или частичная потеря речи, обусловленная локальными поражени- ями головного мозга.
Афония — полное отсутствие голоса. Аффект — сильное кратковременное эмоциональное переживание. Аффективные дети — дети, у которых устойчивые тяжёлые эмоциональные пережи- вания и связанные с ними формы поведения. Афферентный анализ и синтез — анализ и синтез импульса, идущего от периферии (рецептора) в кору головного мозга, контролирующий выполнение движений. Баттаризм — патологическое убыстрение темпа речи. Библиотерапия — лечебное воздействие средствами литературы. Блоки мозга — структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека. Первый блок — блок регуляции мозга, его тонуса, обеспе- чивает активность психических функций. Второй блок — блок приёма и хранения информа- ции, включает анализаторные системы. Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Брока центр (зона) — центр моторной (экспрессивной) речи, расположен в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей). Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникнове- ние и формирование основных психологических новообразований человека на данной сту- пени развития его личности. Вербализм — недостаток, при котором словесное выражение не соответствует кон- кретным представлениям и понятиям. Вербальная парафазия — замена нужного слова другим, близким по смыслу. Вернике центр (зона) — центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей). Вибрант — дрожащий звук. Внимание — направленность, избирательность психической деятельности. Внутренняя речь — произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления. Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия. Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Восприятие — непосредственное отражение предмета, явления, процесса в совокуп- ности его свойств. Образ предмета, воздействующего на анализатор. Восстановительное обучение — методы восстановления процессов памяти, внима- ния, восприятия, эмоционально-волевой сферы, общей и умственной работоспособности, речи.
Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся систем- ные психические процессы.
Гемиплегия — поражение на одной половине тела функциональной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела. Генезис — происхождение. Гиперакузия — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, симптом сенсорной алалии. Гиперкинез — чрезмерные непроизвольные движения, возникают при нарушениях нервной системы. Гипоакузия — пониженная чувствительность. Гипокинезия — снижение двигательной активности. Гипоксия — кислородное голодание. Гнозис — узнавание. Дактилогия — дактильная речь — ручная азбука. Дебильность — относительно лёгкая степень недостаточности интеллекта. Дедукция — рассуждение, позволяющее делать выводы из некоторых утверждений. Декодирование — заключительная операция процесса приёма информации. Декомпенсация — расстройство деятельности какого-либо органа вследствие нару- шения компенсации (перестройки функций при нарушениях). Деменция — слабоумие, обеднение психической деятельности. Дентальный звук — зубной, призубный. Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей. Детерминизм — учение о всеобъемлющей причине обусловленности явлений. Деятельностный подход — принцип рассмотрения особенностей личности через призму деятельности — процесса достижения поставленных целей. Деятельность — активное взаимодействие с окружающей средой. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недоста- точностью иннервации речевого аппарата. Динамический стереотип — устойчивая система условных рефлексов, навык. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Дисфония — частичное нарушение голоса. Задержка психического развития — тип аномалии психического развития ребёнка, парциальное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер. Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судо- рожным состоянием мышц речевого аппарата (судороги, клонические, тонические и сме- шанные). Зона ближайшего развития — показатели возможностей и перспектив развития. Определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Идиотия — тяжёлая степень умственной отсталости. Имбецильность — степень недоразвития интеллекта. Импрессивная речь — восприятие, понимание речи. Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека. Индукция — логическое рассуждение, двигающееся от утверждений менее общего характера к утверждениям более общего.
Инертность — качество поведения, заключающееся в замедленном переключении с одного вида деятельности на другой. Инертность психических процессов бывает при пато- логическом состоянии мозга.
Интеллект — совокупность всех познавательных функций индивида, основная форма познания человеком действительности. Способность к обучению, оперирование символами, способность к овладению закономерности окружающего мира. Интериоризация — перенос общественных представлений в сознание отдельного человека. Инфантилизм — задержка в развитии организма, физическое и психическое недораз- витие. Истерия — патологическое состояние психики: повышенная внушаемость, слабость сознательной регуляции поведения, яркость внешних выражений незначительных пережи- ваний. Кинестезические ощущения — ощущения движений, положения частей тела, мышечных усилий. Клоническая судорога — быстро следующие одно за другим кратковременное сокра- щение и расслабление мышц. Кодирование — применительно к речи: процесс говорения. Комбинированный речевой дефект — сочетанные нарушения. Коммуникативная функция речи — функция общения. Коммуникации — обмен информацией. Компенсация — процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате какой-либо функции. Контаминация — ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении, слиянии частей разных слов. Коррекция нарушенной речи — устранение, преодоление, исправление недостатков речи. Кризисы возрастные — условное наименование переходных этапов от одного воз- растного периода к другому. Лабиальный — губной звук. Лабиодентальные — губно-зубные звуки. Ларингоспазм — судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок. Латерализация — чёткое преобладание одного из парных органов, выделение веду- щего (доминантного) полушария мозга. Латеральный — боковой звук. Литеральная парафазия — замена звука или буквы, что приводит к искажению слова. Личность — человеческий индивид; появляется с возникновением сознания и само- сознания. Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их пре- дупреждения, выявления и устранения. Логоррея — бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, симптом сенсорной алалии. Локализация — место развития болезненных процессов. Локализация психических функций — связь психических функций с деятельностью определённых участков коры головного мозга. Мания — психопатологическое состояние с преобладанием психомоторного возбу- ждения. Механизм нарушений речи — характер отклонений в функционировании процессов и операций, вызывающих нарушение речевой деятельности. Микроглоссия — маленький размер языка (макроглоссия — массивный язык). Мимика — движения мышц лица, глаз, отражающие чувства человека. Модуляция голоса — изменение высоты голоса, связанное с интонацией.
Мотивация — совокупность мотивов, побуждающая человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или частей. Мутация голоса — изменение голоса в подростковом возрасте (13–15 лет) вследствие анатомо-физиологической перестройки голосового аппарата. Мутизм — прекращение речевого общения из-за психической травмы. Навязчивое состояние — непроизвольно возникающее, непреодолимое возникнове- ние мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, влечений, дви- жений и действий при сохранности критического отношения к ним. Нарушение речевого развития — дизонтогенез речевого развития, отклонение от нормального протекания речевого развития. Нарушения голоса — расстройство фонации вследствие патологических изменений деятельности голосового аппарата. Невропатия — состояние повышенной возбудимости нервной системы в сочетании с ее повышенной истощаемостью. Негативизм — немотивированное сопротивление ребёнка воздействию на него взро- слого, упорный отказ от общения. Недоразвитие речи — качественно низкий уровень сформированности по сравнению с нормой определённой речевой функции или речевой системы в целом. Нейролингвистика — наука, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и их нарушения при локальных поражениях головного мозга. Нейроонтогенез — созревание нервной системы. Обсессии — непроизвольные навязчивые мысли. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи при нормальном слухе и относи- тельно сохранном интеллекте. Общие закономерности психического развития — закономерности психического развития, характерные как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза. Озерецкого метрическая шкала — методика исследования психомоторики, напра- вленная на выявление отклонений в развитии статической и динамической координации, скорости движений, возможности выполнения одновременных движений и др. Олигофрения головного мозга, наступившим на ранних этапах онтогенеза. Олигофренопедагогика — наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. Олигофренопсихология — отрасль специальной психологии, изучающая психологи- ческие особенности умственно отсталых людей. Онтогенез — индивидуальное морфологическое, физиологическое, психическое раз- витие. Ортопедия — отрасль клинической медицины, изучающая болезни и деформации опорно-двигательного аппарата, методы их диагностики, лечения и профилактики. Ортофония — совокупность дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений, направленных на нормализацию речевой функции. Отражённая речь — повторение слов, синтагм, предложений, текста. Паралингвистические средства общения — мимика, жест. Парамнезия — искажение воспоминаний и обманы памяти. Парапсихология — сфера исследований психических явлений, в которой объяснение психических явлений не имеет строго научного обоснования. Парафазия — неправильное употребление отдельных звуков (литеральная парафазия) и слов (вербальная парафазия).
Парез — ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц. Патогенез нарушений речи — патологический механизм, вызывающий нарушения речи. Патопсихология — раздел психологии, изучающий изменения психической деятель- ности и свойств личности при болезни на основе сравнения с характером протекания пси- хических процессов, состояний и свойств личности в норме. Педагогическая запущенность — отклонение в сознании и поведении детей, обусло- вленное недостатками обучения и воспитания. Перевоспитание — коррекция и компенсация нарушений развития в процессе воспи- тания и обучения. Персеверация — повторение, настойчивое воспроизведение какого-либо действия, слога, слова; проявление тормозного процесса, связанное с запаздыванием сигнала о пре- кращении действия. Поведение — совокупность действий, осуществляемых индивидуумом в процессе взаимодействия с кружающей средой. Праксис — способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий. Профилактика — совокупность мер, направленных на предупреждение возникнове- ния и развития нарушений в психической или соматической сфере. Психастения — невроз или психопатия, проявляющиеся в нерешительности, чувстве страха, безволии, в симптоме навязчивых состояний. Психотерапия — лечение психическим воздействием. Распад речи — утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локального поражения мозга. Редубликация — повторение. Релаксация — расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры. Респираторный — дыхательный. Рецептивная речь — импрессивная, понимание речи других людей. Рецепторы — периферические нервные образования различных органов чувств, вос- принимающая часть анализатора. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные ана- томо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Сенсорный — чувствующий, противоположный — моторный, двигательный. Симптом нарушения речи — признак (проявление) нарушения речевой деятельно- сти. Симультанный — анализ и синтез, имеющий определённый целостный (одновремен- ный) характер. Синдром — сочетание признаков (симптомов) нарушения речевой деятельности. Синкинезии — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к про- извольным. Синтагма — синтаксическая интонационно-смысловая единица. Соматический — телесный. Сопряжённая речь — одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз. Структура речевого дефекта — совокупность речевых и неречевых симптомов в их связи. Судороги — непроизвольные сокращения мышц.
Сукцессивный — анализ (синтез), реализуемый по частям последовательно, а не целостно. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Тоническая судорога — длительное сокращение мышц и вызванное им напряжённое положение. Тремор — непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка. Фактор риска — различные условия внутренней или внешней сферы организма, спо- собствующие развитию патологических состояний. Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, координацию дыхания и личности обучающегося.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.180 (0.121 с.) |