![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысловые нити, объединяющие творчество Юрия Быкова
«Дурак» стал уже третьим по счёту фильмом Юрия Быкова и, как и предыдущие его картины – «Майор» и «Жить», вызвал широкий общественный резонанс и горячие обсуждения в просторах интернета. Что, в общем-то, естественно, так как все три фильма остросоциальной тематики и поднимают из глубин общественного сознания, пожалуй, самые важные душещипательные вопросы: рассуждения о Боге, о добре и зле, о социальной ответственности, о любви к людям и т.д. и т.п. В первых двух фильмах появилась очень интересная мысль, которая была почти неосязаема, вытянуть её на осмысление было крайне сложно, но в фильме «Дурак» она оформилась и стала настолько выпуклой, что начала мозолить глаза, что, собственно, и отличает этот фильм от двух предыдущих. Эта мысль – безысходность. Юрий Быков как художник, и художник, кстати, неплохой, почему-то не верит в русского человека, да и не только в русского, но и человека вообще. Не верит он и в общество в целом, а как следствие, и в возможность нормального, если угодно, коллективного сосуществования людей в пределах города, государства, не верит в нормальные человеческие отношения, взаимовыручку, жертвенность, бытовой героизм, добро. К примеру, обратите внимание на диалог в фильме «Жить», когда оба героя бредут по лесу: Михаил: Да ты хоть бы спасибо сказал. Далее по фильму выясняется, что сам Андрей не очень-то верит в свою волчью философию «выживает сильнейший», «родился с зубами – живи хищником», и всё-таки решает помочь Михаилу выбраться из сложившейся ситуации живым. Но, в конечном итоге, как мы увидим и в следующих фильмах Быкова, Михаил, оказавшись на грани гибели, ради спасения своей жизни застрелит своего же спасителя Андрея. Для Быкова все люди – одно, и все поступили бы точно также, по этому поводу в фильме «Майор» звучит фраза: «Мы все в обойме. Все». А те, кто пытается проявлять какие-то человеческие качества, обречены на бессмысленную гибель. Так происходит со всеми главными героями его картин.
В продолжение темы о том, что мы все одинаковые и не способны на какие-то светлые порывы души, не лишним будет ещё один яркий пример из фильма «Майор»: Женщина, у которой сотрудники правоохранительных органов убили мужа и сбили сына насмерть: Ну, и скоты вы все. Как вас только земля носит? И даже женщина понимает, о чём говорит сотрудник правоохранительных органов в этот момент, многозначительно поворачивая голову в сторону майора, и это несмотря на то, что она только что сама потеряла ребёнка. Тоже самое происходит в фильме Дурак, когда сами же жильцы общежития избивают Диму, который пытается их спасти от гибели. В этой части вердикт режиссёра видится однозначным и беспощадным: российское общество не готово быть цивилизованным, ему не нужны люди, способные проявить хоть какие-нибудь человеческие качества, ему не нужны герои, готовые ценой собственной жизни спасать ближних, ему не нужны люди, движимые зовом сердца, совестью. И самая главная вещь, которая также кочует из фильма в фильм: все старания таких героев оказываются тщетными, их попытки что-то изменить – бесполезными, их гибель во имя справедливости и правды – бессмысленной. После их «самопожертвования» ничего не меняется, а общество даже осуждает таких людей, вообще не понимая того, что людьми может двигать не только идея личной выгоды. Именно поэтому на постере к фильму «Дурак» здание общежития изображено уже рухнувшим, так как, по мнению Юрия Быкова, это здание, по всей видимости, олицетворяющее собой наше российское общество (государство), рухнет при любом раскладе, и никто не в силах этого изменить.
«Дурак»: переписывание образа сказочного героя. Все мы знаем традиционного сказочного героя Ивана-дурака. Вопрос: почему Ивана все окружающие считают дураком?! Ответ: потому что с точки зрения «умного»1, он действует нелогично, в ущерб личной выгоде, порой под страхом собственной гибели. «Умный» никогда на это не пойдёт. (умный взято в кавычки, так как не умный, а скорее хитрый, расчётливый, думающий только о себе). Пример №1: Сказка о Царевне-лягушке. Стрела Ивана-дурака оказывается рядом с лягушкой, пусть и сказочной, но ЛЯГУШКОЙ. «Умный» бы на его месте, скорее всего, взял бы стрелу и переложил бы в другое место, где невеста познатней и побогаче, дабы не «ударить в грязь лицом» перед людом, то есть в очередной раз потешить своё самолюбие. Иван-дурак, как бы это ни выглядело глупо, доверяется судьбе и берёт говорящую лягушку с собой, поступает по правде.
Пример №2: Сказка Конёк-горбунок. В сказке прямо говорится: Старший «умный» был детина, Что в итоге происходит, когда братьев по очереди отправляют стеречь пшеницу? Старший брат «закопался под сенник» со страху и всю ночь проспал, а родным соврал, облив себя водой, что всю ночь не спал и весь вымок под дождём, пока стерёг пшеницу. Что сделал средний брат? И всю ночь ходил дозором А на утро он, как и старший брат, соврал, что он мёрз в поле, стерёг пшеницу. И лишь младший дурак добросовестно выполнил свою работу и, не испугавшись, не только выследил кто вор, но и поймал его. Что бы сделали два старших брата, исходя из их логики, далее? Красивых белых лошадей они оставили бы себе, а «уродливого» конька-горбунка, скорее всего, прогнали бы, потому что выгоды от него никакой: такую лошадку дорого не продашь. Младший же оставляет конька-горбунка себе, и тот становиться его верным другом и помощником.
Пример №3: Емеля в сказке «По щучьему велению, по моему хотению» отпускает щуку, которую поймал, по её просьбе. Это и есть «проверка на вшивость», то есть проверка нравственных качеств, и если герой ими обладает, то ему тогда уже даётся кольцо, исполняющее любое желание и прочие сказочные артефакты.
Пример №4: Старик в «Золотой рыбке» (дурачина и простофиля) сначала проходит такое же испытание и отпускает рыбку восвояси, и только потом рыбка исполняет «его» желания. Вывод Возвращаясь к творчеству Юрия Быкова, можно сказать, что главный герой в его последней картине «Дурак», если смотреть на него через призму русских сказок, изображён верно. То есть для всех окружающих, в том числе и для собственных родителей, жены, он – самый настоящий дурак, потому что действует вопреки их «умной» логике, ценой собственной карьеры, затем и жизни.
Но что же тогда так отличает дурака Диму Юрия Быкова от русского народного героя дурака Ивана? Это развязка истории. В русских народных сказках идёт чёткий посыл: поступай по совести, иди дорогой правды и добра, слушай своё сердце, пусть порой его голос расходится с голосом разума, и тогда вся Вселенная, весь мир будет помогать тебе. И кто бы какие козни против тебя ни строил, ты обретёшь своё счастье и восстановишь царство справедливости. Но в фильме «Дурак» финал несколько иной: правдолюбие Димы и желание быть полезным оказываются никому не нужными, даже тем, кому он так хочет помочь. В итоге справедливость не восторжествовала: его бросает жена с ребёнком, чиновники остаются при своих делах, здание общежития рушится вместе с людьми, которые не просто не поверили дураку Диме, но ещё и избили его. Дураку в фильме Юрия Быкова, несмотря на то, что он поступает по совести, почему-то не помогает весь мир в осуществлении его цели, и его путь не приводит его к счастью, как это происходит в традиционной русской сказке. То же самое происходит и с другими главными героями его фильмов. Так и в фильме «Жить» главный герой, который, может быть, первый раз в жизни поступает правильно, в итоге погибает. В фильме «Майор» главному герою приходится убить ту, которую он пытается спасти, и в общем не удаётся переломить ситуацию к порядку и справедливости. Многие скажут: «Подумаешь, что тут такого? Ну, захотел режиссёр снять такой фильм. Ему так видится сегодняшняя жизнь. И, возможно, нет в его творении никакого злого умысла». Да, возможно, режиссёр так видит мир. Да, возможно, он даже в чём-то прав. Да, возможно, ему просто хочется такое снимать, и он сознательно не хотел искажать смысл русских сказок, но исказил. Дело в том, что сказки создавались не просто так. Цель любой народной сказки – воспитание подрастающих поколений, взращивание определённого мировоззрения, формирование идеалов, нравственных мерил. Фильм «Дурак» – это удар по культурному коду нашего народа, попытка перепрограммировать весь культурно-исторический опыт, оставленный нам в наследство нашими пращурами, согласно которому только путь добра, правды и справедливости может привести человека, и как следствие всё общество, к счастью. Олег Ищущий
«Дурак» (рецензия вторая) «Дурак»: Герои больше не нужны?
Наркотики - Секс + Насилие - Мораль -
В фильме «Дурак» (Россия, 2014 год) сюжет развивается вокруг молодого парня по имени Дима. Он работает обычным сантехником, у него есть жена и сын. Живут они в небольшой квартирке вместе с родителями. В отличие от подавляющего большинства окружающих его в фильме персонажей, главный герой по вечерам не прожигает свою жизнь за бутылкой водки, а заочно учится в институте на инженера, интересуется своей профессией и верит в светлое будущее. Жизнь идёт своим чередом, пока Диму срочно не вызывают по работе в одно из общежитий. Приехав на вызов и внимательно обследовав дом, он понимает, что это не просто «трубу прорвало», а «дом падает». Осознав, что в его руках оказываются жизни 820 человек, он начинает действовать. Как и любой добросовестный гражданин, он решает бороться с проблемой законно, обратившись к своему руководству. Но так как ситуация критическая, а главный инженер «в запое», как и большинство жителей самого общежития, он направляется прямо на празднование юбилея столичного мэра. Парень становится свидетелем элитной пьянки и циничных хвалебных речей, адресованных мэру Нине Галагановой за её труды по благоустройству города. После этого он обращается к ней и прямо говорит о том, что может произойти трагедия. Убедившись в том, что сантехник прав в своей оценке, Галаганова понимает, что выхода нет: людей оставлять на холоде нельзя, заселить некуда, а дом в любом случае рухнет. И это осознание плавно приходит к каждому, находящемуся на совещании в одной из комнат ресторана: и к начальнику милиции, и к начальнику пожарной службы, и ко всем остальным продажным чиновникам (в фильме они показаны именно такими), ответственным за ситуацию в городе. Понимание того, что пришел конец их «сладкой жизни», пришел конец тому порядку, что был установлен в 90-х, пришел конец им самим, толкает их на поиск выхода из этой ситуации. Кто-то пытается спасти жизни людей, но большинство так называемых руководителей во главе с мэром и её другом бизнесменом Богачёвым спасают свои жизни. В этой борьбе элит побеждают самые жестокие и беспринципные, побеждает зло. Этот фильм был бы одним из многих гадких творений, созданных в последнее время при «финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации», если бы не одно «но». Вся эта возня элит, пытающихся спасти свои давно уже прогнившие шкуры, показана режиссёрами с подчёркнутым презрением и брезгливостью. Идеология превосходства над «простыми смертными», которая позволяет воровать и барствовать, режиссёрами показана жалко и комично, особенно на фоне жизни простого парня-сантехника, который в критической ситуации предстаёт настоящим героем. В своих мотивах поведения и поступках он настолько отличается от окружающих, что его называют не иначе, как «дураком». По своей человеческой простоте, открытости и совестливости главный герой чем-то напоминает Данилу Багрова из фильма «Брат». В ситуации, когда его хотят убить, как свидетеля, угрожают его семье и всячески стараются заставить замолчать, он остаётся Человеком, который в первую очередь пытается спасти других людей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.51.77 (0.018 с.) |