Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценкиСтр 1 из 42Следующая ⇒
2.1. Формы проявления стресса............................................ 35 2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе...... 35 2.1.2. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе.............................................................. 39 2.1.3. Изменение физиологических процессов при стрессе.............................................................. 41 2.1.4. Эмоциональные проявления стресса........................ 43 2.2. Оценка уровня стресса.................................................... 44 2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса.......... 44 2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса........ 53 2.2.3. Прогноз уровня стресса............................................ 59 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............... 64 Литература................................................................................ 65 ГЛАВА 3. Динамика стрессовых состояний 3.1. Общие закономерности развития стресса.................... 68 3.1.1. Классическая динамика развития стресса............ 68 3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса...................................................................... 73 3.1.3. Развитие психологического стресса на примере 4 Оглавление Оглавление 5
3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса......................... 78 3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт.............................................................. 78 3.2.2. Родительские сценарии............................................. 80 3.2.3. Личностные особенности....................................... 81 3.2.4. Факторы социальной среды.................................... 86 3.2.5. Когнитивные факторы............................................... 87 3.3. Негативные последствия длительного стресса................. 89 3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс.............. 89 3.3.2. Посттравматический синдром............................... 93 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............... 96 Литература................................................................................ 98 ГЛАВА 4. Причины возникновения психологического стресса 4.1. Субъективные причины возникновения психологического 4.1.1. Несоответствие генетических программ современным 4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских 4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмы психологической защиты.................. 103
4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности..................................... 105 4.1.5. Невозможность реализации актуальной потребности......................................................... 109 4.1.6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией..................................................... 111 4.1.7. Стресс от неадекватной реализации условных 4.1.8. Неумение обращаться со временем (стресс и время)....................................................... 114 4.2. Объективные причины возникновения психологического 4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты 4.2.2. Взаимодействие с другими людьми....................... 119 4.2.3. Политические и экономические факторы............... 120 4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства.............................. 121 4.3. Каузальная классификация стрессоров........................... 122
4.3.1. Степень подконтрольности стрессора................... 122 4.3.2. Локализация стрессора........................................... 124 4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа.... 126 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний............ 128 Литература.............................................................................. 130 ГЛАВА 5. Особенность профессиональных стрессов 5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов... 132 5.1.1. Профессиональный стресс................................... 132 5.1.2. Феномен профессионального выгорания............ 138 5.2. Примеры профессиональных стрессов......................... 139 5.2.1. Учебный стресс....................................................... 139 5.2.2. Спортивный стресс............................................... 143 5.2.3. Стресс медицинских работников............................ 146 5.2.4. Стресс руководителя............................................... 147 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.............. 149 Литература.............................................................................. 151 ГААВА 6. Методы оптимизации уровня стрессов 6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса................... 154 6.2. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса.............................................................. 161 6.2.1. Аутогенная тренировка......................................... 161 6.2.2. Метод биологической обратной связи................ 167 6.2.3. Дыхательные техники............................................ 170
6.2.4. Мышечная релаксация.......................................... 171 6.2.5. Рациональная психотерапия.................................... 174 6.2.6. Диссоциирование от стресса................................... 176 6.2.7. Использование позитивных образов 6.2.8. Нейролингвистическое программирование........... 178 6.2.9. Физические упражнения.......................................... 182
6.2.10. Религия как способ борьбы со стрессами........... 183 6.2.11. Медитация........................................................... 185 6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления............................................................... 186 6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования 6.4.1. Коммуникативные навыки..................................... 188 6.4.2. Уверенное поведение.............................................. 189 6 Оглавление 6.4.3. Эффективное целеполагание как метод профилактики стрессов.............................................. 193 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.................. 195 Литература................................................................................ 196 Заключение............................................................................. 199 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Тесты.............................................................. 200 Приложение 2. Ответы к тестовым заданиям........................... 231 Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы к экзамену......................................................... 232 Приложение 4. Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»....................... 240 Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции».................................................. 244 Предметный указатель............................................................... 254 Введение Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования. Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.
Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья»1. При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении. Для практического психолога 1 Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 326. 8 Введение Введение 9
желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, — в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.
В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть. По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь — психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену. Список сокращений АД - артериальное давление. АДС - артериальное давление систолическое. АДД - артериальное давление диастолическое. АКТГ - адренокортикотропный гормон гипофиза. АТ - аутогенная тренировка. ВИК - вегетативный индекс Кердо. ВНД - высшая нервная деятельность. ВНС - вегетативная нервная система. ВСР - вариабельность сердечного ритма. ИН - индекс напряжения регуляторных систем. И ПС - интегральный показатель страхов. НЛП - нейролингвистическое программирование. НС - нервная система. ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство. СМР - сенсомоторная реакция. ЧСС - частота сердечных сокращений. ЦНС - центральная нервная система. Глава 1
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.225 (0.022 с.) |